КИНО  Рукописи не горят

Чем отличаются разные подходы при издании посмертных альбомов? Объясняем на примере Виктора Цоя

Как гласит слоган голливудского фильма "Мумия", "Смерть - это только начало". Этой фразой можно озаглавить любую статью о выходе посмертного альбома популярного артиста, чье творчество становится достоянием наследников и лейблов. К сожалению, большинство релизов, которые издаются после того, как их автор уходит из жизни, в той или иной степени не могут быть авторизованы. Почему подобные "артефакты" зачастую сомнительны и как их стоит оценивать? - Для этого разговора представился интересный повод.

В 2019 году увидит свет ранее не издававшийся альбом группы Кино. Он называется "Любовь - это не шутка", и был записан в 1986 году, но группа (и прежде всего, Виктор Цой) решила не допускать пластинку до публикации. Спустя 30 с лишним лет права на издание приобрела компания Maschina Records.

"Оригинальная мастер-лента сохранилась у Игоря Тихомирова (басиста группы "Кино" - прим.ред). Альбом писали на студии Алексея Вишни, но тогда решили не публиковать запись. Она не очень понравилась самой группе, - рассказывает основатель Maschina Records Максим Кондрашов.- Часть этих материалов вошла в так называемые "Неизвестные песни Виктора Цоя. Сейчас эта фонограмма впервые без купюр будет издана на отдельном носителе. Это будет и CD, и винил, и компакт-кассета.
В издание "Любовь — это не шутка" войдут также оригинальные версии всех альбомов "Кино" - "в том виде, в котором они были первоначально задуманы", как сообщают издатели . С этой целью участники "Кино" доделают в студии треки, которые не были завершены при жизни Цоя".

Итак, релиз во многом роднит подход, который использовала выпускающая компания Warner после смерти вокалистки Cranberries Долорес О'Риордан (Dolores O’Riordan): певица, которая умерла в начале этого года, уже закончила запись вокала для новой пластинки, так что группа, по сути, совершила процесс, дописав часть аранжировок и подготовив альбом к мастерингу.
По тому же пути - издания авторизованного наследия - пошел фонд Prince Estate, который в этом году начал публиковать прежде неизданные записи из архива Prince, в котором, как утверждают, содержатся тысячи записей и сотни неизвестных песен. Все они были каталогизированы самим певцом и ждут своего часа. Первый из них, "Piano & A Microphone 1983", приурочен к 60-летию артиста.

Но у этого релиза есть много общего и с другой громкой историей post mortem: Майкла Джексона (Michael Jackson). Альбом "Michael", выпущенный Sony в 2010 году, вызвал множество вопросов о подлинности вокала поп-короля; в 2018 году экспертиза доказала, что часть песен была "смоделирована", то есть Джексон этих песен в глаза не видел. Или, по крайней мере, не допустил до записи.

В чем состоит историческая правда с "Кино" - предстоит выяснить экспертам. Однако есть несколько обстоятельств, которые указывают на то, что здесь куда больше реконструкции, чем истории.

Прежде всего, это сама по себе история группы "Кино". Как мы знаем, автором всех ее песен был Виктор Цой. И он же принимал все творческие решения, касающиеся песен. Именно Цой принимал решение издать в 1986 году "Ночь" и не издавать "Любовь...". А не группа. Кстати, кого именно предлагается считать группой?
Сразу после смерти Цоя группа прекратила свое существование - даже самый успешный тандем Максима Колосова и Юрия Каспаряна не мог существовать в безвоздушном пространстве. Какие-то попытки организованной ностальгии предпринимал сооснователь группы Алексей Рыбин, покинувший команду до периода ее расцвета, в этом году выпустивший фильм "Цой" и ранее написавший книгу. Однако проекты Рыбина пропитаны ревностью и пораженчеством, мало кто воспринимает их серьезно. Более успешны оказались опыты сына Цоя и гитариста Каспаряна, но и они не могут похвастаться серьезными тиражами.
И, наконец, сам альбом и материал с него. Вышедший на том же лейбле Maschina Records сингл "Атаман" - последняя запись Цоя. Авторизованная, но утраченная. В случае с "Любовью" запись не была утрачена - она не была авторизована. А интервью представителя лейбла указывают на то, что записи будут не только ремастированы, но и, возможно, "доделаны".

В "послежизни" Цоя такие эпизоды уже случались. Издавались его демо, неудачные акустические концерты. Самый странный казус произошел с песней "Дети минут": Александр Липницкий внезапно нашел будто бы цоевскую песню, написанную на бумажке. Вячеслав Бутусов с Юрием Каспаряном быстро сделали произведение, исполнив его под вывеской группы Ю-Питер. Про одно забыл Липницкий - он лет за 10 до того давал уже эту песню своей проюсируемой группе Атас! - они в ТамТаме с ней выступали.

Почему именно в 2018 году случился такой яркий ренессанс "Кино"? Почему именно спустя 32 года началась новая волна переизданий, вышел фильм Серебренникова "Лето" и рыбинский "Цой"?
Просто завершилась история, тянувшаяся 20 лет: братья Морозовы, основатели Moroz Records, проиграли иск наследникам Цоя - его отцу Роберту и сыну Александру. И потеряли права на издание работ "Кино" и Виктора Цоя. Наследники, вооружившись новыми технологиями, взялись за генерацию новой волны ностальгии. Цой, который явлен нам в версии Александра и Юрия Каспаряна - симфонический, электронный, оснащенный видеопроекциями. Это тоже важный аспект работы с наследием - не давать ему залежаться в архивах, стимулировать новое творчество. При всей неоднозначности проекта "Кинопробы", он - лучшее, что происходило с песнями "Кино".

Поддерживать память артиста - дело благородное. Но уважать его волю тоже важно. Именно так поступил глава Universal Music Дэвид Джозеф, который не допустил до издания третий посмертный альбом Эми Уайнхаус (Amy Winehouse), состоявший из реконструированных записей, не одобренных самой Эми.

Чей подход честнее, рассудит слушатель. Но мы слишком уважаем Виктора Цоя, чтобы повестись на рекламу "Альбом, который Цой выкинул в помойку".

26.12.2018, Михаил БАСМАНОВ (ЗВУКИ РУ)

КИНО - свежие публикации:

КИНО

Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"

Подробности из жизни:

Состав

Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные

Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".

Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…

Далее... →