Jóhann JÓHANNSSON  Дорога на север

В концертном зале "Зарядье" российские и исландские музыканты исполнят произведения Юхана Юхансона

Декабрьское меропиятие серии Sound Up посвящено исландскому композитору Юхану Юхансону (Jóhann Jóhannsson). Юхана не стало прошлой зимой, он не дожил до пятидесяти, но сделать за это время успел не просто много, а как-то иррационально, невообразимо много. Широкой публике он известен в первую очередь как кинокомпозитор. Он работал с режиссером Дени Вильнёвом, записав саундтреки для фильмов "Узники", "Убийца" и "Прибытие", а за музыку к фильму "Теория всего" Джеймса Марша даже был номинирован на "Оскар" и "Грэмми" и получил премию "Золотой глобус". Но разумеется, музыкой к кино его наследие не ограничивается.

Две свои, пожалуй, лучшие работы Юхан записал в середине 2000-х. Альбомы "IBM 1401 - A User's Manual" и "Fordlandia" вышли с разницей в два года на лейбле 4AD и именно благодаря им (а также альбомам Макса Рихтера, Hauschka, Нильса Фрама и еще пары-тройки композиторов) классическая музыка, пусть и сыгранная уже совсем на новый лад, с немалой дозой электроники, обрела новую, молодую аудиторию и, по сути, снова вошла в моду. Юхансон с одной стороны звучал современно (его сочинения вполне можно было слушать как эмбиент, не имея ни малейшего представления о том, что происходило в музыке до 1960-го), с другой – явно следовал классической традиции. Он будто бы одновременно наследовал Баху, Арво Парту (Arvo Part), Сэмюелю Барберу (Samuel Barber) и Брайану Ино (Brian Eno).

Причина такой широты мышления, очевидно, в том, что бэкграунд у Юхана был совсем не академическим, ну или если точнее, не только академическим. История эта для современных композиторов довольно характерная – Олафур Арнальдс (Olafur Arnalds) начинал с металла, Клинт Мэнселл (Clint Mansell) с оголтелого альтер-рока и даже Ханс Циммер (Hans Zimmer) в юности не чурался новой волны. Юхансон в этом смысле пошел еще дальше. Он прошел школу инди-рока с группой Daisy Hill Puppy Farm, где пел и играл на гитаре, затем увлекся электроникой, поучаствовав в десятке проектов в диапазоне от эмбиента до трип-хопа и электро (самым известным из них было трио Lhooq, которым прочили как минимум славу Cardigans). Группой, которая менее всего вязалась с серьезным образом Юхансона-неоклассика был Apparat Organ Quartet, хулиганская формация, игравшая развеселый неокраут, замешанный на мелодиях из видеоигр.

Такой же широкий охват обещают и в программе концерта – от кинохитов до дрон-эмбиента, от минимализма до пост-рока и нойза. Исполнительский состав на этот концерт собрался тоже весьма звездным и разноплановым. С одной стороны, московский ансамбль Студия новой музыки, который вот уже много лет двигает в массы сложную академическую музыку, исполняя современных композиторов в диапазоне от Ксенакиса и Кейджа до Тристана Мюрая и Беата Фуррера. С другой – Миша Мищенко и Кирилл Рихтер, локальные звезды неоклассической сцены, последователи Юхансона, Хаушки и Арнальдса. Наконец, исполнять произведения своего земляка приедут исландские музыканты. Скрипачка Уна Свейдбьёрндоттир (Una Sveinbjarnardóttir) известна по работе с Бьорк (Bjork) и Ensemble Modern. Мультиинтсртументалист Скули Сверрисон работал с Лу Ридом (Lou Reed), Рюити Сакамото (Ryuichi Sakamoto), Blonde Redhead и Дэвидом Сильвианом (David Sylvian). Пианист и перкуссионист Олафур Бьорн Улафсон (Ólafur Bjorn Ólafsson) – с Йонси (Jonsi) и виолончелисткой Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir).

Москва, Большой концертный зал "Зарядье"
12 декбря, 20:00

30.11.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Jóhann JÓHANNSSON