SON LUX  Четыре трио

4 концерта в одном репортаже: Beach House, Nits, Son Lux и Low

В начале октября довелось внезапно вспомнить молодость и посетить в разных точках Европы четыре очень неплохих концерта за несколько дней. Изначально всё начиналось с желания съездить на выходные к друзьям в Берлин и посетить концерт Василиса Карраса (Vassilis Karras), греческого Кобзона, но очень обаятельного. Когда я попал на его выступление в Греции, оно началось в три часа ночи, поэтому происходившее я помню смутно: разве что то, что Карраса и музыкантов постоянно закидывали лепестками роз, а музыка мне понравилась. Стоило повторить.

Потом в голову пришла мысль посетить концерт Low в Цюрихе; там и совместное выступление Nits с голландским балетом Scarpino нарисовалось, а на десерт оказалось, что авиадискаунтеры Ryanair и Wizzair позволяют смотаться в Бухарест, где я раньше не был, на концерт Son Lux.

Ближе к делу Василис Каррас внезапно самоустранился из Берлина, но быстро нашлась замена – концерт группы Beach House, который в итоге и позволил сделать такое заглавие к тексту.

Beach House

Надо сказать, что я мало что слышал о Beach House, кроме хороших рекомендаций. Всё, что мне удалось – несколько раз прогнать по кругу новый альбом «7», в котором 2-3 композиции зашли очень хорошо (прежде всего L’Inconnue) – но не более того. От чрезмерного прослушивания меня останавливало то, что на концерт в Берлине уже давно не было билетов. Оставил заявку на Ticketswap – и все шесть билетов, которые появлялись, уходили существенно быстрее, чем я мог среагировать: циничный портал показывал, что жаждущих урвать лишний билетик более 60.

Поэтому я ехал к месту проведения концерта – клубу Neue Welt – без особой надежды, а когда я увидел пару человек, спрашивающих про лишние билеты в толпе, то предположил, что на концерт я точно не попаду. Тем не менее я зашёл в клуб, дошёл до кассы, спросил, нет ли случайно лишнего билетика; на что мне сказали – конечно, есть! Плати 35 евро и заходи! Такие вот немецкие порядки.

Разогревали выступление Beach House ребята из проекта Sound of Ceres. Они пытались объединить космические звуки со световыми эффектами и лазерными инсталляциями (насколько возможно, конечно, учитывая условия); но как-то не зашли совершенно. Похоже было на уровень ДК небольшого российского городка, хотя в целом отзывы о группе тоже скорее неплохие.

А вот Beach House приятно поразили. Я бы даже сказал, почти рекордно – для группы, у которой, я не слышал почти него (а я тот еще тугодум). Мне потом захотелось срочно переслушать минимум половину сет-листа. Не знаю, много ли из читателей следит за творчеством ребят и знают хиты вроде Lazuli, поэтому расскажу в двух словах.



Beach House – дуэт из американского штата Мэриленд, состоящий из урожденной француженки Виктории Легран (Victoria Legrand) и балтиморца Алекса Скэлли (Alex Scally). Им так активно помогал барабанщик Джеймс Бароун (James Barone), что я решил, что их тоже можно считать трио.



Виктория никогда не выходит из-за своего синтезатора, поэтому я до конца концерта так её толком и не увидел. При этом она определяет звук группы, а голос её подозрительно напоминает легендарную Нико (Nico) из Velvet Underground и не только. Источники определяют стиль группы как дрим-поп, но я, видимо, как-то раньше не так понимал это словосочетание - Beach House играют умную и необычную инди-музыку (хотя инди-музыка – тоже тот еще штамп).



Для группы, которую я практически не знал, ощущение магии после концерта было более чем явным; и, судя по реакции, практически у всей аудитории. Очень круто. Более того, песни с нового альбома явно должны занять важное место и в сет-листах будущих концертов: диск «7» безусловно удался. Авось и до России когда-нибудь доедут.

Nits

Так сложилось, что я неоднократно писал на Звуках про голландскую группу Nits и даже организовывал их концерт в Москве в 2013 году. Этим летом мы с дочкой съездили в Лион на их выступление на фестивале Nuits de Forviere в римском амфитеатре, и там группа посоветовала попробовать выбраться на одно из осенних выступлений с популярным голландским балетом Scarpino. Необычно, дескать.

Дочка не смогла, ибо училась, а у меня был отпуск и я смог. Впервые оказавшись в Роттердаме, осмотрел его футуристические достопримечательности и отправился в крупный театр Luxor Theater, располагавшийся в эффектном месте прямо у реки. Билета у меня тоже не было, но и в этот раз обошлось – в кассах появился один билет, а пока я копался в кошельке, менеджер группы успел сказать, что они нашли бесплатную проходку (спасибо!).



Я не очень разбираюсь в танцах, но практически любое мощно сделанное искусство имеет свойство оказывать на зрителя определённое воздействие. В этот раз больше всего завораживали моменты, когда все танцоры рассредотачиваются по сцене, делают что-то своё, потом быстро меняются, при этом никто не путается - и всё это в высочайшем темпе. Вообще не понимаю, как такое можно отрепетировать. Впрочем, на всё представление такой муравьиной динамики не хватает, и номера разбавляются относительно стандартными около-цирковыми номерами в духе Cirques De Soleil, но всё равно хорошо.

Nits же были как обычно прекрасны. В этот раз у них не было обязательств играть новые песни: выбиралось то, что лучше всего подходит для балета (но при этом всё-таки известно публике). Был забавный момент: я давно считаю, что самая "по гамбургскому счёту" танцевальная песня у Nits - это Around The Fish, натянутая как струна. Даже предлагал своему знакомому хореографу в Москве какой-то контемп на неё поставить, но руки не дошли. И вот во время выступления в Роттердаме я гадал - одному мне так кажется или нет. Когда раздались знакомые шуршащие звуки, я от радости чуть сам в пляс не пустился. После концерта спросил у группы - а они такие: "Ну конечно, а как же?".

Группа периодически вовлекалась собственно в шоу: мощнейшая версия Oom-Pah-Pah была спета дуэтом: Хенк Хофстеде (Henk Hofstede) торчал из люка на арене, а вместо него на сцене вторую вокальную партию исполняла юная бритая наголо танцовщица. Вышло очень круто. К сожалению, есть некоторая проблема в том, что на таких шоу не приветствуется съемка. Это не совсем концерт, а больше театр; а в театре ты с телефоном наперевес обычно не стоишь. Но вот есть в принципе неплохая любительская запись Nescio:



Поскольку это был первый концерт нового сезона в Роттердаме, после шоу на сцену вышел что-то сказать какой-то местный чиновник типа мэра. А один из актёров по концепции шоу остался за столом и пил там вино, корчил рожи, и этим обессмысливал выступление условного мэра, так что зрители хохотали, а мэр был не очень доволен. Мэр говорил какие-то официальные штуки, и я подумал, что чиновники всё же везде плюс-минус одинаковы. Контроль только над ними разный.



Son Lux

Для попадания на концерт Son Lux пришлось из «старой» части Европы сделать радиальную вылазку в Бухарест - к счастью, авиадискаунтеры позволили провернуть это за небольшие деньги. В Румынии я раньше не был, поэтому первый день гулял по столице. На концерты не ходил, но послушал на улице мужичка по имени Бенедикт Попеску, который не без элегантности играл на какой-то разновидности терменвокса.

Son Lux сделали штуку, ранее мной невиданную. Точнее, виданую, но на новогодних ёлках и шоу Cirque De Soleil: сыграли два концерта подряд, в 19 и в 22 часа. Билетов у меня не было ни на один (клуб небольшой), но я списался с администрацией Club Control и меня аккредитовали как прессу, за что ребятам большое спасибо.

Хотелось по совокупности причин попасть на первое по времени выступление, но организаторы определили меня на второе, но и это гораздо лучше, чем ничего. Разогревал хедлайнеров ганец по имени SK Kakraba, игравший на необычном ксилофоне под названием gyils, состоявшим, как и положено ксилофону, из деревянных пластин, под которыми лежали разнообразные пустые тыквы.



Во время выступления шутили, что вот, дескать, идут Son Lux по какому-то городу, смотрят, африканец бодро на чём-то непонятном издаёт странные звуки, и они такие: «А давай его с собой позовём, пусть до концерта поиграет?!». На самом деле, вряд ли было именно так - SK Kakraba музыкант достаточно известный, карьера его длится более 20 лет и выступил он очень энергетически мощно.

Сами же Son Lux ожидаемо выглядели довольно уставшими. Надо понимать, что я не был на их концертах раньше и не знаю, как прошёл первый, но было ощущение, что на втором они как-то чуть берегли здоровье. Хотя барабанщик Ян Чень (Ian Chang) проделывал феноменальную работу и довольно сложно понять, как он выдержал отстучать так два выступления. С другой стороны, сам сет был не очень большим – может быть, 1:10-1:15, поэтому даже умножив это время на два, получается время заметно меньшее, чем играли, например, в Москве Guns’n’Roses.



Было очень интересно смотреть за крупными исполнителями с расстояния в пару метров, стоя прямо у сцены, но в целом сам концерт меня полностью в происходящее не вовлёк. Мне всё-таки кажется, что видео, где Son Lux играют в расширенном составе, с каким-нибудь оркестром, смотрятся лучше. Лишь концовка была очень сильной: ударная Lost it to trying и длинная All Directions, где зал должен минут пять петь не такую уж простую мелодию, а вокалист Райан Лотт (Ryan Lott) поёт что-то поверх этого.



Но!

Пост-фактум оказалось, что концерт оказал на меня заметное влияние. Теперь постоянно слушаю Lost it to trying, Dream State и All Directions, чего бы без этого концерта не сделал бы. Поэтому заношу этот визит в Румынию себе в плюс.

Low

Концерт Low в швейцарском Цюрихе был единственным выступлением, на которое у меня заранее был билет. Внезапно клуб F Bogen оказался одним из самых странных и самых уютных клубов, где я вообще когда-либо был. Предприимчивые швейцарцы решили оживить территорию под длинным железнодорожным мостом, взяли одну арку, перекрыли ее и сделали уютный клуб. Шум от поездов почему-то не мешал; стены клуба были камнями самого моста; а дополнительно он меня поразил, когда, во-первых, дверь позади сцены открылась сразу на улицу (не знаю, где переодеваются музыканты), а, во-вторых, когда она открылась второй раз, на улице был какой-то фейерверк.



Новый альбом группы Double Negative казался экспериментальным даже для таких экспериментальных ребят, как Low. Половина песен состояла из каких-то шумов, весьма, впрочем, аккуратно подогнанных; а половина видео – из смутных теней. Было крайне интересно, как они все эти шумы сыграют. Правильный ответ - никак. Почти все композиции получились с более привычной рок-аранжировкой, только Fly потребовала включения каких-то дополнительных битов (и вышло хорошо). Самая важная, на мой взгляд, композиция нового альбома – Quorum – открывала выступление, и я её сначала даже и не узнал.



В целом, это выступление вышло лучшим из всех за эту неделю, но имея в виду коэффициент ожиданий. Я уже давно осознал, что Low – большая группа, которая всегда создаёт что-то действительно интересное. Так оно вышло и в этот раз – это был умный, проникновенный, местами неожиданный концерт. Правда, мне не очень повезло с сет-листом: музыканты почему-то выкинули любимые мной Dragonfly и Pissing, заменив некоторыми другими композициями. Сыграли даже пресловутую Do you know how to waltz, которую однажды растянули на полчаса, но в этот раз обошлись 8-9 минутами.



Тем не менее, Low всегда приятно послушать, а 3-4 вещи были просто великолепны. Правда, почти все они были в начале. Даже крупнейший их хит – Murderer – скорее по ситуации меня огорчил, потому что было понятно, что после него уже не будет ни Gentle, ни Especially Me, ни Pissing.

Вторая и более короткая часть евротрипа запланирована на ноябрь, когда в соседние дни в Амстердаме выступают Люкке Ли (Lykke Li) и Дэвид Бирн (David Byrne), но на Бирна, конечно, уже нету билетов. Придётся что-то опять выдумывать.

17.10.2018, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

SON LUX - свежие публикации: