Из-за острой творческой направленности джаза в нем чаще, чем где-либо, попадаются люди, которым хочется "странного", чего-то непохожего на общепризнанную, модную или престижную красоту. Оно, это странное, быть может, тоже когда-нибудь в стандартную красоту превратится, но пока до этого далеко. Новые герои получают всенародную неприязнь, презрение, закидывание гнилыми овощами и отсутствие хотя бы минимальных гонораров. В истории джаза такие личности встречались нередко. Именно они свершают революции, прорываются через непонимание, бедствуют, пользуются поддержкой проницательных агентов и поставщиков наркотиков, часто рано умирают и посмертно имеют сонм поклонников и музыкантов, которые заявляют, что без этих бедолаг никакого джаза вообще бы не было.
Как раз к революционеру Чарли Паркеру (Charlie Parker) по прозвищу Bird, то есть "Пташка", это все имеет прямое отношение. Тем более, что никаким революционером он, в отличие от Че Гевары, становиться не собирался. Он просто не мог по-другому. В результате он создал новый стиль Be-Bop, шокировавший всех окружающих - в первую очередь музыкантов.
Би-боп, он же Bop, Re-bop и пр., джазовый стиль, появившийся в начале 40-х годов. Никто тогда не думал, что он станет основой современного джаза. Само же словечко, как говорят, было удобно для пропевания музыкального интервала (блюзовой квинты), часто звучащего в бопе.
Но главный переворот заключался в том, что под новую музыку невозможно было танцевать. И все это произошло в самый расцвет свингового джаза, под который плясала не только вся Америка, но и весь мир! Начало 40-х годов, идет мировая война, но в Соединенных Штатах она как-то незаметна, там своя жизнь – продолжение довоенной суеты и довоенной музыки. Однако признаки революционной ситуации налицо – появились музыканты, которые не могут по старому. Они действительно не могут по старому: "Диззи" Гиллеспи ("Dizzy" Gillespie), трубач, пытавшийся подражать своему свинговому кумиру Рою Элдриджу (Roy Eldridge), убедился, что ТАК не выходит.
"В конце концов я попробовал играть иначе, - рассказывал Диззи. – Так появилось то, что зовется би-боп".
Таких музыкальных хулиганов было несколько, собирались они в клубе "Минтонс" в Гарлеме. А через некоторое время к ним присоединился странный саксофонист родом из Канзас-Сити, выступавший в оркестре Джея МакШенна (Jay "Hootie" McShann) на соседней улице. И теперь каждую ночь пианист Телониус Монк (Thelonious Monk), ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke), трубач Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер играли бог знает что в очень быстрых темпах, с непонятными гармониями, вступая на своих инструментах в самых необычных местах темы. От публики им доставалось иной раз на орехи, а если быть точным, то просто в них летело то, что попадалось под руку: тухлые помидоры и яйца. Музыканты, в свою очередь, демонстрировали презрение к публике, отгораживаясь от нее черными очками, специальными бородками - а зачастую просто поворачивались к залу спиной.
Свои знаменитые джазовые стандарты "Пташка" сочинял прямо на ходу, нередко используя старые свинговые темы. Например, "Ko-Ko" появилась из песни "Cherokee" Рэя Нобла, а "Ornithology" - из знаменитой "How High Is the Moon". "Anthropology" возникла из гершвиновской мелодии "I Got Rhythm", а ее название - из красивого слова, означавшего первую профессию паркеровского молодого партнера с университетским образованием, пианиста Джона Льюиса (John Lewis).
Магия слов действовала на Паркера настолько сильно, что в 1947 году появилась запись под названием "Klacktovedsedstene". Психоаналитики долго мучались над расшифровкой, филологи тоже ничего не смогли, пришлось махнуть рукой и просто слушать.
Так или иначе, музыка, которая в середине 40-х, стала модной в богемных кругах и среди молодых музыкантов, превратилась в основу современного джаза. И, хотя сейчас она не выглядит столь революционно и, тем более, не означает современного джаза, именно би-боп расшатал комфортное здание развлекательного свинга и обозначил явление миру музыки не столько серьезной, сколько глубокой. А один из главных ее создателей Чарли Паркер умер в 1955 году.
Ему еще не было 35, а его организм был абсолютно изношен главными пороками середины XX века.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)