Тревожная ситуация складывается в Москве вокруг Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ). В соцсетях множатся сообщения о том, что здание ГДРЗ на Малой Никитской передали холдингу "Известия", и теперь оттуда выгоняют всех, включая крупнейшие российские оркестры.
Анатолий Вейценфельд, главный редактор журнала "Звукорежиссёр", написал у себя в Facebook:
Новости "Культуры". В кавычках и без.
Пишет мне звукорежиссер с канала Культура:
"У нас кошмар
Здание ГДРЗ на Малой Никитской передали
"Известиям". Они всех оттуда выгоняют, в том числе оркестры.
Судьба студий 5 и 3-й студий неизвестна
Студии, где пишутся дойче граммофон и филипс, могут разрушить. 1-ю студию тоже убивают
Технику оттуда всю убирают. Разбирают и вывозят на склад. А там практически новый пульт Neve Libra.
Там выверенное помещение для записи в формате 5.1
Это здание всё нужно "Известиям", представляешь?"
Уточню для тех, кто не в курсе.
Здание со студиями для записи больших оркестров построено в конце 1930-х годов, еще одно здание - в начале 1960-х. Известно в музыкальных кругах как "ДЗЗ на Качалова"
Акустика 5-й студии - лучшая в стране, в ней записываются симфонические оркестры, ее знают в Европе и Америке, в ней записываться, например, специально приезжала всемирно известная группа Oregon.
Государственный дом радиовещания и звукозаписи был построен в 1936 году и с 1937 года отсюда велось вещание Всесоюзного радио; здесь же осуществлялась запись спектаклей (передача "Театр у микрофона").
С 1997 года ГДРЗ был переведён в федеральную собственность. В 2002 году безвозмездно передан ГТРК «Культура», который размещался в этом здании до июля 2017 года - тогда телеканал переехал в телецентр на Шаболовке, сократив свой штат на треть.
Сейчас ВГТРК, которой принадлежит Государственный дом радиовещания и звукозаписи, передаёт его здания ФГУП Издательство "Известия" управления делами президента РФ (эта структура не принадлежит редакции одноимённой газеты).
О грядущем выселении известно об этом было давно. Сам Вейценфельд написал: "...Там ведь репетиционная база у Башмета и Федосеева. Легенды! Но их директорам некоторое время назад сказали готовиться на выход и подыскивать новое место. И они стали готовиться и подыскивать. Кто-нибудь слышал про их протесты, открытые письма, обращения? Публично высказанную озабоченность за судьбу уникального комплекса? Приняли под козырек, у нас ведь главное стабильность. А то скажут, что фраки не из того материала пошили, санкционной канифолью смычки натирали - и уголовное дело. Судьба Серебренникова у всех перед глазами. Лучше не вякать, а что уничтожат национальное достояние - у нас теперь Зенит-Арена "национальное достояние".
И всё-таки реакция деятелей культуры пусть и не сразу, но состоялась. 16 августа Алексей Рыбников, глава Союза композиторов России, сообщил, что президенту РФ Владимиру Путину, вице-премьеру правительства РФ Ольге Голодец, министру культуры РФ Владимиру Мединскому и главе комитета по культуре Госдумы Елене Ямпольской направлены письма с просьбой помочь сохранению Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) на Малой Никитской.
В обращении Союза композиторов указывается, что на данный момент уже "производятся вывоз аппаратуры и подготовка к демонтажу и перепрофилированию всего комплекса под офисные помещения", а уникальная звуковая техника "демонтируется и вывозится на склады в Курскую область".
"Таким образом, в ближайшее время студийный комплекс для записи симфонических оркестров, аналогов которому в России нет, будет ликвидирован, - цитирует ТАСС обращение Союза композиторов. - Также будет утрачена репетиционная база двух ведущих российских оркестров - государственного симфонического оркестра "Новая Россия" под руководством народного артиста СССР Ю. А. Башмета и Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под руководством народного артиста СССР В. И. Федосеева".
В поддержку ГДРЗ также выступили Народные артисты России пианист Денис Мацуев и дирижер Александр Сладковский.
Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская заявила, что полностью разделяет озабоченность Алексея Рыбникова.
"Нельзя менять музыку на офисы, — заявила Ямпольская. — Со своей стороны приложу все усилия, чтобы предложения Союза композиторов РФ были рассмотрены и вопрос разрешился при согласии сторон во благо отечественной культуры".
Единственное пока публичное высказывание, отличающееся от дружных протестов, принадлежит вице-президенту Московского союза архитекторов Алексею Гинзбургу, заявившему, что с точки зрения архитектуры здание ГДРЗ особой ценности не представляет. - Это здание 30-х годов, переходное от конструктивизма к сталинской архитектуре. Оно неплохое, да, и сносить его будет конечно неправильно, но этого делать никто и не собирается. Скорее всего, его будут реконструировать, капитально переделывать все изнутри, - сказал архитектор. - Такие здания часто перепрофилируют и это нормально, это распространенная практика - адаптировать здания под современные нужды.
На Change.org открыта петиция с призывом сохранить ГДРЗ. На данный момент она собрала почти 5000 подписей.
Журнал "Музыкальная жизнь" опубликовал открытое письмо с просьбой спасти легендарное здание от превращения в "офисный центр".
Уже 25 августа может начаться демонтаж и вывоз архитектурно-акустических конструкций. Это означает полное уничтожение студийных пространств. Времени на спасение легендарного дома осталось очень мало.
1984 – Австралия, наконец, получила собственный гимн. По итогам народного голосования песне Питера Доддса Маккормика "Развивайся, прекрасная Австралия" был присвоен статус национального гимна. До этого австралийцы довольствовались британским вариантом — God Save the Queen »»
Alexis KORNER (1928)
Alan PRICE (1941)
Bernie WORRELL (1944)
Mark VOLMAN (1947)
Andy SHERNOFF (1952)
Tony MARTIN (1957)