ДЖАЗ  10 музыкантов, изменивших джаз

Рассказ о музыкантах, которые оказали самое большое влияние на эволюцию джаза - от ранних форм до наших дней

Джаз - самый мощный и быстро меняющийся вид музыки XX века. Он не только менялся сам, но и активно влиял на другие жанры, а порой и порождал новые музыкальные формы. Я хочу рассказать о музыкантах, которые оказали на эволюцию джаза самое большое влияние. По регламенту топа число этих персонажей ограничено 10, и при этом условии заполнение клеток в такой таблице задача непростая - и вот почему.

За время своего существования джаз прошел огромный эволюционный путь - от фольклора до фундаментальных музыкальных форм. В течение 100 с небольшим лет сменилось множество крупных или проходящих жанров и стилей: доджазовые жанры (блюз, спиричуэл, рэгтайм), стили раннего джаза, свинг, возрождение диксиленда, би-боп, кул, хард-боп, фанки, прогрессив, третье течение, ладовый джаз, фри-джаз, джаз-рок, фьюжн, ECM, необоп, creative jazz, neo-classic, jazz world, latin jazz, пост-модерн, acid jazz, crossover, smooth, - огромное количество. Кроме основных стилевых направлений, которые в большинстве своем имеют прослеживаемую американскую корневую систему, существуют яркие образцы национальных джазовых школ неамериканского типа.
Просто представьте, какое количество музыкантов было занято в этом невероятном процессе!

Начало истории джаза связано с его национальными, культурными, социальными и географическими корнями; тогда же и возникло представление о нем как о музыке, имеющей афро-американское происхождение, импровизационную основу и “свинговый” характер. По сути, джаз воспринимался как фольклор - особенно на родине жанра. Но уже в 20-е годы прошлого века джаз начал покидать традиционные расовые границы и переходить в ранг профессиональной музыки. К 1940-м годам он начал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки,- и, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки.
В общем, вы понимаете сложность моей задачи?

Разумеется, есть стабильный, утвержденный прогрессивной общественностью перечень из пяти персон - и тут уж никакого своеволия. Итак: Луис Армстронг, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Майлс Дейвис, Джон Колтрейн – музыканты, возведенные в ранг святых в храме джаза. Если когда-нибудь будет создан Большой зал джазовой консерватории, то именно их портреты в золоченых рамах украсят его стены. Я бы в этом ряду повесил еще один портрет: среди принципиально изменивших джаз музыкантов должен быть саксофонист и мультиинструменталист Орнетт Коулман. Но при этом нетрудно найти тех, кто скажет, что Орнетт не столько изменил джаз, сколько изменил джазу.
Однако у нас еще четыре вакансии - и десятки претендентов. Для полного представления о джазе вспомним, что в этом жанре часто возникают люди, которые не совершают революций, но создают настолько глубокий индивидуальный стиль, свое особое музыкальное пространство, что их влияние выходит за рамки их стиля и их физического, материального существования на этом свете. И влияние этих личностей на следующие поколения джазменов трудно переоценить. Именно из таких музыкантов я выбрал Телониуса Монка, Чарльза Мингуса, Эрика Долфи и Джона Зорна. Не удивляйтесь, из этих десяти только один жив - это Джон Зорн. Крупные изменения видны лишь в исторической перспективе, однако джаз жив - и уже сейчас молодые музыканты добавляют свои страницы в его историю.
Каждому короткому рассказу о музыканте в моем обзоре соответствует полная биография - вы можете узнать больше о великих мэтрах и послушать их музыку.


1. Louis Armstrong

Луис Армстронг своей игрой на трубе в 20-е годы XX века не только вывел джаз в профессиональную сферу, но создал эстетические критерии новой музыки. Его звук, фразировка, мелодическая импровизация стали ориентиром для множества музыкантов на многие годы.

В юности необыкновенный талант молодого корнетиста был замечен в тюрьме, куда Луис угодил в 11 лет, - там он получил наставника и друга в лице Джо "Кинга" Оливера.

Труба Армстронга солировала в оркестрах Оливера и Флетчера Хендерсона, он аккомпанировал блюзовым певицам Бесси Смит и Ма Рэйни, выступал с Сидни Беше.

В 1925 году, вернувшись в родной Чикаго, Армстронг начал записывать свою знаменитую серию пластинок с ансамблями "Hot Five" и "Hot Seven". Вот это и есть творческий пик трубы Satchmo, а вовсе не спиричуэл "Go Down Moses".

В период с 1925 по 1927 годы Луис ухитрился создать столько шедевров, что иному хватило бы на несколько жизней. В свои квадраты* он вложил настоящую жизнь, умные фразы трубы, которой он рассказывал людям свои музыкальные байки.
*Квадрат (square) – музыкальный период, в который укладывается мелодия темы. Джазмен импровизирует на тему, укладываясь в эти квадраты. Характерный квадрат классического блюза состоит из 12 тактов.

Тогда же Армстронг начал петь голосом, который в приличном обществе и голосом-то назвать невозможно. Но это урчание было продолжением его трубы и воплощением эстетики настоящего джаза, который сместил все понятия о красоте в XX-м веке. Сейчас народ больше помнит его пение, а трубу, которую нередко называли золотой, стали забывать. А это зря, тем более что трубы из золота не делают. Гораздо лучше звучат инструменты из сплавов меди, хотя встречались экспериментальные модели и с серебром.

Луис Армстронг: история жизни и музыка

2. Duke Ellington

Переходя к следующему персонажу, мы попадаем в другую джазовую эпоху – эпоху свинга. Но это не значит, что наш герой совершил революционный переход. Нет, его ценят не за это.
Прежде всего, имя Дюка неразрывно связано с историей The Duke Ellington Orchestra, которая продолжалась полвека.
Именно тогда Дюк проявил свои выдающиеся качества – он играл не столько на рояле, сколько на своих классных музыкантах, создавая из этих талантов насыщенную и колоритную картину.

Не исключено, что именно Дюк сделал джаз более серьезной музыкой, чем это предполагалось Создателем. Все началось с различных настроений и фантазий – "In a Sentimental Mood", "Mood Indigo", "Black and Tan Fantasy", - а затем маэстро перешел к сочинению концертов вроде произведения для оркестра и трубы.

Следующим этапом стало создание крупномасштабных полотен из семейства сюит. Их множество - например, "Black, Brown And Bege", "Such Sweet Thunder", "New Orleans Suite", "The Far East Suite". Но самые значительные - это "Концерты духовной музыки" с их наивно-искренними и весьма глубокими обращениями к самым главным корням жизни и джаза. Впрочем, сам мэтр заявлял, что он играет не джаз, а музыку американских негров, историю и культуру которых он внимательно изучал всю жизнь.

Если вы считаете, что знаете и любите оркестр Эллингтона оттого, что вам знакомы мелодии "Take the A Train" и "Caravan",- замечу, что эти самые популярные темы написал не Дюк, а его близкие друзья. Но большая часть репертуара биг-бэнда Дюка все-таки принадлежит самому шефу, который считается одним из немногих настоящих "джазовых композиторов". Пожалуй, это важнейшее качество музыканта, по праву занимающего одно из главных мест в Пантеоне джаза.

"Если в музыке нет свинга, то ее не стоит и играть" – эти слова Баббера Майли Эдвард Кеннеди запомнил на всю жизнь. Так он назвал и одну из своих самых популярных пьес - "It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)".

Дюк Эллингтон: история жизни и музыка

3. Charlie Parker

Из-за острой творческой направленности джаза в нем чаще, чем где-либо, попадаются люди, которым хочется "странного", чего-то непохожего на общепризнанную, модную или престижную красоту. В истории джаза такие личности встречались нередко. Именно они свершают революции, прорываются через непонимание, бедствуют, пользуются поддержкой агентов и поставщиков наркотиков, часто рано умирают и посмертно имеют сонм поклонников и музыкантов, которые заявляют, что без этих бедолаг никакого джаза вообще бы не было.

Чарли Паркер (Charlie Parker) по прозвищу Bird никаким революционером, в отличие от Че Гевары, становиться не собирался. Он просто не мог по-другому. В результате он создал новый стиль би-боп ("Be-Bop"), ставший основой современного джаза.
Главный переворот заключался в том, что под новую музыку невозможно было танцевать. И все это произошло в самый расцвет свингового джаза, под который плясала не только вся Америка, но и весь мир!

Музыканты маленького бэнда Паркера - пианист Телониус Монк (Thelonious Monk), ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke), трубач Диззи Гиллеспи и сам Чарли Паркер, - играли бог знает что в очень быстрых темпах, с непонятными гармониями, вступая на своих инструментах в самых необычных местах темы. От публики им доставалось на орехи, часто в них летели тухлые помидоры и яйца. Музыканты, в свою очередь, демонстрировали презрение к публике, отгораживаясь от нее черными очками, специальными бородками, - а зачастую просто поворачивались к залу спиной.

Свои знаменитые джазовые стандарты "Пташка" сочинял прямо на ходу, нередко используя старые свинговые темы. Например, "Ko-Ko" появилась из песни "Cherokee" Рэя Нобла, а "Ornithology" - из знаменитой "How High Is the Moon". "Anthropology" возникла из гершвиновской мелодии "I Got Rhythm", а ее название - из красивого слова, означавшего первую профессию паркеровского молодого партнера с университетским образованием, пианиста Джона Льюиса (John Lewis).

Магия слов действовала на Паркера настолько сильно, что в 1947 году появилась запись под названием "Klacktovedsedstene". Психоаналитики долго мучались над расшифровкой, филологи тоже ничего не смогли, пришлось махнуть рукой и просто слушать.

Так или иначе, музыка, которая в середине 40-х, стала модной в богемных кругах и среди молодых музыкантов, превратилась в основу современного джаза. Именно би-боп расшатал комфортное здание развлекательного свинга и обозначил явление миру музыки не столько серьезной, сколько глубокой. А один из главных ее создателей Чарли Паркер умер в 1955 году. Ему еще не было 35.

Чарли Паркер: история жизни и музыка

4. Miles Davis

В пантеоне джаза особое место занимает трубач Майлс Дэвис (Miles Davis). Этот музыкант уникален тем, что ухитрился стать инициатором или участником почти всех послевоенных джазовых стилей. Он идеально встраивался в би-боп, создавал кул, был ярчайшей фигурой хард-бопа, создателем ладового джаза, одним из первых закрепился в джаз-роке.

Большинство трубачей 40-х годов подражало Луи Армстронгу и его последователям, стиль и звучание которых были весьма энергичными и агрессивными. Учителя Дэвиса поощряли его развиваться в направлении теплого, свободного от вибрато звучания, которое стало его саундом на всю жизнь.

В сентябре 1944 г., в возрасте 18 лет, Дэвис направился в Нью-Йорк, где подружился с Чарли Паркером (Charlie Parker), известным тогда только среди знатоков. Вскоре юный Дэвис стал трубачом в коллективе Паркера, хотя и уступал Гиллеспи по исполнительской технике.

Для боперов виртуозность была пропуском в новый мир, и би-боп не стал для Дэвиса своей музыкой. Но в 1948 году он собирает ансамбль, чтобы реализовать нестандартные музыкальные идеи, больше отвечающие качеству его звучания. Этот ансамбль стал пионером стиля, впоследствии получившего название “cool jazz”.

Начиная с 1954 года Дэвис, получивший к тому времени национальное признание, снова становится в первые ряды создателей нового стиля, основанного на би-бопе, но взявшего на вооружение блюзовую основу, гармонические наработки кула и возросший профессиональный уровень нового поколения джазменов. Таким образом, родился модальный или ладовый джаз, в рамках которого музыкант импровизирует в ладу, не буду связанным с гармоническими изменениями.

Стремление Дэвиса быть первым в той области, где могут проявиться его индивидуальные возможности, подсказало ему правильный ход и верный выбор музыкантов. Бил Эванс был пианистом, на которого можно было опереться в теоретическом обосновании ладового метода. Джон Колтрейн - лучший музыкант, реализующий идею в самом ярком, эмоциональном, искреннем движении. В записях квинтета просматривалась музыкальная простота и утонченная манера, стремление избавиться от основной гармонической структуры. Параллельно Майлс Дэвис использует те же принципы во взаимодействии с оркестром Гила Эванса. В последующее десятилетие ладовое мышление Дэвиса развивается очень плодотворно, да еще и в окружении невероятно талантливых молодых музыкантов. Его музыка может быть энергичной или созерцательной, но она основана на характерном именно для Дэвиса саунде.

Последние 20 лет своей жизни Майлс был самым знаменитым и самым дорогостоящим джазменом мира. Он много гастролировал, а его жесткий характер, казалось, немного смягчился: если раньше он просто не общался ни с кем, кроме коллег-музыкантов, то теперь он охотно давал интервью журналистам. На протяжении своей долгой карьеры Дейвис никогда не возвращался к своим прежним стилям, однако летом 1991 года, за два месяца до смерти, он шокировал мир джаза тем, что дал Куинси Джонсу (Quincy Johnes) уговорить себя сыграть свои старые вещи в аранжировках Гила Эванса на джазовом фестивале в Монтрё.

Майлс Дэвис: история жизни и музыка

5. John Coltrane

Многие знатоки и музыканты делят джаз на эпоху до Колтрейна и постколтрейновскую музыку. Действительно, саксофонист Джон Колтрейн считается не только одним из важнейших титанов джаза, но и вообще всей музыки XX века.

Настоящая творческая карьера музыканта охватывает всего 12 лет - с 1955 по 1967 год, - и не совпадает по времени с его профессиональной деятельностью.
Колтрейн, которого мы так ценим, начался поздно. Кульминации колтрейновского таланта предшествовали долгие годы накопления опыта, проведенные сайдменом в оркестрах Диззи Гиллеспи, Джонни Ходжеса, Эрла Бостика.

Джон Колтрейн по-настоящему раскрыл свои возможности, оказавшись во второй половине 50-х рядом с большими мастерами – трубачом Майлсом Дэвисом (Miles Davis) и пианистом Телониусом Монком (Thelonius Monk). В этот период он сумел аккумулировать достижения, накопленные джазом к концу 50-х: Чарли Паркер снабдил его страстностью, агрессивностью, техникой, Телониусу Монку он обязан парадоксальным мышлением, тонким чувством формы, у Майлса Дэвиса он воспринял прозрачность и ясность мысли, концепцию ладового подхода.
Колтрейну удалось создать гениальный сплав из всех этих влияний, вылившийся в музыку огромной жизненной силы, эмоциональности, яростной страстности.

Джон Колтрейн оказался тем поэтом, которые, появляясь редко, но ко времени, точно отражают суть этого времени. Разумеется, за этим стоят конкретные музыкантские приемы, техника, но без гениального проникновения в суть вещей эта техника остается только лишь приемом, цирковым номером. Вклад Колтрейна в развитие джаза неоценим. Влияние его творчества испытали и испытывают по сию пору целые поколения музыкантов.

Как и другие основополагающие фигуры джаза, Джон Колтрейн не тождественен какому-либо стилю. Тоже самое относится и к столпам классики: музыка Баха шире барокко, во времена которого эта музыка создавалась. В отличие от Дэвиса, экспансивный, живой Колтрейн генерирует множество нот,- их так много, что иногда он даже не успевает их выбросить все в положенном квадрате.

Джон Колтрейн создал форму неограниченной во времени импровизации. При этом музыкант в течение весьма продолжительного высказывания не снижал выразительности и звуковой насыщенности. Надо заметить, что Джон не замыкался на себе: c особым вниманием следил он за развитием нового джаза. С кем только он не переиграл в 60-е! Он кооперировался с известными авангардистами, начал много экспериментировать со звуком. Это было время, когда молодая талантливая молодёжь принесла в джаз новые идеи, разрушающие музыкальные границы. Это были идеи свободы, которые накладывают на художника еще большую ответственность. И Колтрейн стремился подняться в своей музыке в космические пространства.
Этот период оказался важным событием для музыкантов и любителей джаза.

В 1967 году жизненный путь Джона Колтрейна, полного художественных идей, оборвался. Ему было всего 40 лет. 21 июля 1967 года в лютеранской церкви Святого Петра состоялась заупокойная месса по Джону Колтрейну. А открывал эту мессу квартет Альберта Айлера, игравший "Высшую любовь" Джона Колтрейна.

Джон Колтрейн: история жизни и музыка

6. Ornette Coleman

В пантеоне столпов джаза Коулман занимает верхние строчки наряду с Эллингтоном, Армстронгом, Паркером, Дэвисом и Колтрейном, однако включение в него нашего героя может не пройти так гладко. Ведь этот музыкант всю жизнь проходил по разряду авангардистов, для шоу-бизнеса он был неинтересен. Тем не менее, в XXI веке началось неожиданное широкое признание работ джазмена. Запись выступления Коулмана на фестивале Enjoy Jazz в Германии в 2005 году, была отмечена Пулитцеровской премией. Затем последовала премия Grammy "За заслуги в течение жизни", при вручении которой аудитория устроила ему стоячую овацию. В 2007 году в Нью-Йорке всемирная Ассоциация джазовых журналистов в 11-й раз вручала Jazz Awards - "Джазовую премию", Коулман оказался первым в нескольких номинациях.

Родился Орнетт Коулман (его полное имя - Randolph Denard Ornette Coleman) 19 марта 1930 года в Техасе. С 14 лет он самостоятельно начал играть на альт-саксофоне, в 1946 году перешел на тенор и начал работать в ритм-н-блюзовых ансамблях. В 1950 году молодой музыкант приехал в Лос-Анджелес, где работал оператором лифтов, а параллельно самостоятельно изучал теорию музыки. Тогда начали формироваться его радикальные взгляды, а вскоре возникли и сторонники этих взглядов: трубач Дон Черри (Don Cherry), басист Чарли Хэйден (Charlie Haden), барабанщик Эд Блэкуэлл (Ed Blackwell). Ансамбль молодых музыкантов репетировал в гараже одного из участников. Не сразу, но к концу 50-х они произвели впечатление на публику, воспитанную на новом искусстве ХХ века.

Это было революционное музыкальное время, время рождения сразу нескольких стилей. На устах были свобода и протест. Музыканты стремились избавиться от норм, присущих импровизационной музыке.
Публику впечатляло не только музыкальное новаторство,- странное впечатление производил инструментарий: Коулман играл на пластиковом саксофоне, издавая немузыкальные пронзительные, кричащие, блеющие звуки, Дон Черри музицировал на карманном корнете, который он называл карманной трубой, в два раза меньше нормальной... Свободная коллективная импровизация, отказ от регулярного ритма, мелодики европейского типа, гармонических формул, атональность, модальное мышление, алеаторика.

Начало 60-х - это время волн протеста, социальной неустойчивости, независимой от цвета кожи (движение хиппи, анархизм, увлечение восточным мистицизмом). Появившийся в это время “свободный джаз” (free jazz) совершил резкий поворот в сторону от всего основного пути развития джаза, от мэйнстрима.
Коулман получает широкое признание в артистических и светских кругах. Пионер фри-джаза не только концертирует и выпускает пластинки с постоянно меняющейся концепцией, но и пишет ряд сочинений в классическом и атональном стиле, исполненных различными камерными ансамблями. В начале 70-х г.г. Орнетт Коулман не без влияния рок-музыки создал так называемый “Двойной квартет”, в состав которого вошли две гитары, две бас-электрогитары, две ударные установки и альт-саксофон собственно Орнетта. Эта джаз-рок группа получила название Prime Time и исполняла в основном композиции лидера, которые создавались им по принципам, названным “Harmolodics”, этим он старался подчеркнуть единство и равнозначность гармонии, движения (побуждения) и мелодии, что и составило название - HARmony, MOtion, meLODIC.

Новое направление тоже не стояло на месте, Коулман постоянно привлекал в проекты музыкантов из пограничных блюзовых и роковых областей. В 70-80-х г.г. Орнетт Коулман продолжал работать с “Prime Time”, много записывался, принимал участие в записи альбома “Song X” (1985 г.) Пэта Метини (Pat Metheny), используя скрипку и саксофоны.

Орнетт Коулман: история жизни и музыка

Несомненно, следующие четыре музыканта оказали огромное влияние на джаз, на его развитие, на музыкантов джаза. Возможно, кто-нибудь другой включил бы в эту четверку иные фамилии. Ведь джаз предполагает сильнейший акцент на творческое начало, а это означает, что творческие личности в нем должны встречаться чаще, чем где бы то ни было.

В начале много раз говорилось о революциях в музыке, воспевались герои этих революций, и создалось впечатление, что революции в искусстве делаются легко и без особых усилий. Так-то оно так, но в рецептуре революционной борьбы есть одна существенная деталь. Это тот самый "дар божий", который не следует путать с яичницей. И "Пташка" и "Диззи" (Его звали Джон Биркс Гиллеспи) и Телониус Монк им явно обладали. Причем, по-разному. Если великолепным соло Паркера поражались прежде всего музыканты, а блеск виртуозной трубы Гиллеспи сводил с ума публику всего мира, то корявые композиции Монка прежде всего вызывали вопрос - а владеет ли этот странный немногословный человек ремеслом игры на фортепиано? Его диссонансы и странная ритмика выглядели в конце 40-х совсем авангардно. Но постепенно привыкли, - более того, поняли, что это и есть музыка будущего, то есть нашего с вами времени. Тут подоспело и теоретическое обоснование его приемов игры. Когда одна журналистка принялась пытать Монка насчет всяческих теорий, хмуроватый музыкант, после солидной паузы разверз уста и произнес: "Я стараюсь играть как можно лучше".

7. Thelonious Monk

10 октября 1917 года (октябрь 17-го уже навевает что-то революционное). В этот день в городе Роки-Маунт, штат Северная Каролина появился один из самых важных музыкантов для истории джаза пианист Телониус Сфер Монк. Монк часто ассоциируется с би-бопом. Его, наряду с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи считают одним из создателей этого стиля. Однако, во многих смыслах (гармонически, ритмически, импровизационно) Монк стоит в стороне от бопа, является создателем собственного музыкального мира, со своими законами, сюрпризами, собственной логикой. Сначала критики в массовом порядке порицали его исполнительскую манеру как неумелую – он был самоучкой и совершенно не стремился к виртуозной фортепианной акробатике Арта Тейтума и Оскара Питерсона. Зато теперь, через много лет после смерти гениального музыканта, его потомки стремятся освоить его афористичный и парадоксальный стиль игры, с неожиданными и, одновременно, в высшей степени логичными фразами. Многие композиции Монка, в том числе “'Round Midnight”, “Straight No Chaser”, “Blue Monk”, “Epistrophy” и многие другие стали джазовыми стандартами. Как ни странно, но пианист Монк оказал сильнейшее влияние на духовиков, а Джон Колтрейн говорил, что именно Монк научил его архитектонике музыки, а еще умению извлекать несколько звуков сразу из одноголосного инструмента. Этот странный человек до сих пор остается загадкой для музыкального мира, хотя с его рождения прошло уже больше 100 лет.



8. Charles Mingus

Распространено мнение о том, что джазовыми композиторами являются авторы многочисленных эвергринов, песен, мелодий мюзиклов, кинопьес и т.д. Это не так, настоящие джазовые композиторы это музыканты, способные к композиторскому мышлению в режиме текущего времени. Не просто импровизаторы, а люди мыслящие шире, крупнее. И после имени Дюка Эллингтона в ряду джазовых композиторов должен быть назван Чарльз Мингус. Это действительно необычный музыкант, бэндлидер, контрабасист, философ и воспитатель многочисленных талантов. Секрет и глубина музыки Чарльза Мингуса до конца непознаны, а его творчество шире, чем обычные представления о джазе. Мингус родился в г. Ногалес, штат Аризона 22 апреля 1922 года, происходил из очень религиозной семьи, из дома, в котором не допускалось никакой музыки кроме церковной. Он изучал тромбон, виолончель, но остановился на контрабасе. Известность пришла к нему во время работы в трио Реда Норво, Вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи Чарльз Мингус участвовал в известном концерте в Мэсси-Холл в 1953 г., в истории джаза это образец стиля би-боп. В 1955 г. он организовал собственный ансамбль “Jazz Workshop”. Свои сложные идеи Мингус доводил до музыкантов отчасти посредством нотной записи, отчасти — наигрывая темы на фортепиано или контрабасе. А еще он создавал композиции, в которых “псевдоклассический”, заранее подготовленный материал сочетается в едином сложном целом с импровизационными пассажами, зачастую различных темпов и тональностей. Сочинял он и развернутые произведения для больших оркестров. Музыка Мингуса готовила наступление эпохи нового джаза. Им были созданы крупномасштабные сюиты, музыка для балета. Монументальная трехчасовая композиция Мингуса “Epithaph” была впервые исполнены 30-ю музыкантами оркестра Нью-йоркской филармонии под руководством Гюнтера Шуллера в 1989 г., десять лет спустя после смерти Чарльза Мингуса.


9. Eric Dolphy

Невероятно талантливый джазовый музыкант, один из немногих, кто и сейчас, спустя почти 50 лет лет после смерти остается загадкой и источником вдохновения - Эрик Алан Долфи. Играл он на альтсаксофоне, флейте, бас-кларнете, причем последний инструмент получил популярность в среде джазменов нового поколения во многом благодаря Эрику Долфи. Удивительный музыкант, так мало проживший, его активный период на сцене занял всего лишь около 5 лет. Несмотря на это Долфи успел насытить новыми идеями и хардбоповую музыку, и ладовый джаз, отметиться во фри-джазе и в третьем течении. Родился Эрик 20 июня 1928 г. в г. Лос-Анджелес. После получения музыкального образования в 1948-50 гг. Долфи начал выступать с бэндом Роя Портера, гастролируя по западному побережью США. Пройдя службу в армии в течение 2-х лет, Долфи перевелся в Школу музыки Военно-морских сил. В 1953 году музыкант вернулся в Лос-Анджелес. Известность Долфи принесли выступления в квинтете Чико Хэмилтона в 58-м году. Этот квинтет в 50-е был инкубатором оригинальных музыкантов, среди которых гитарист Джим Холл, саксофонист Чарльз Ллойд, флейтист Пол Хорн. Поселившись в 1959 г. в Нью-Йорке, Долфи начал выступать вместе с Чарльзом Мингусом, который в то время собрал бэнд из великолепных музыкантов для реализации своих неординарных музыкальных идей. В это же время Долфи выступает в качестве фрилэнсера и записывает свой первый альбом в статусе лидера. В начале 60-х гг. музыкант играл с Орнеттом Коулменом, Гилом Эвансом, Джоном Колтрейном. В этот период Долфи выпустил несколько альбомов, ставших эпохальными в развитии современного джаза. Сложная ритмическая структура и необычная музыкальная выразительность, сочетание блюзово-вокальной мелодики и языка нового джаза вызывали острую критику в Соединенных Штатах. Дело дошло до того, что вскоре после выхода альбома “Out to Lunch” Долфи уехал в Европу, заявив в интервью, что “если в этой стране (США) попытаешься сделать что-нибудь необычное, тебя заклюют”. Эрик Долфи внес существенный вклад в развитие третьего течения, сотрудничая с Гюнтером Шуллером, исполняя музыку Эдгара Вареза. В его импровизациях заметны влияния африканской и индийской музыки, он был участником записи исторического альбома "Free Jazz". Умер Долфи в 1964 году в Германии в результате приступа диабета.


10. John Zorn

Древо джаза за прошедшие 100 лет разрослось и разветвилось так, что даже специалистам невероятно трудно определить его границы, разобраться в многочисленных стилях, подстилях, пересечениях и перемножениях джаза с сонмом музыкальных тенденций разного вида. В эволюции straight ahead нет кардинальных скачков и ответственных за них лиц. Зато в смежных субкультурах…Я думаю, в финале нашей десятки нельзя обойтись без важнейшей фигуры множества творческих начинаний поледних десятилетий саксофониста, а главное, как он сам себя обозначает, "играющего композитора" Джона Зорна. Не думаю, что Зорн считает себя музыкантом джаза, но ведь и Дюк Эллингтон говорил о том, что он играет не джаз, а афро-американскую музыку. Не удивительно, что творческие люди (а профессия музыканта совсем не обязательно синонимична творчеству) стремятся отделаться от шаблона, которым для очень многих людей стал джаз.

Действительно Зорн – один из лидеров современного, а значит, авангардного музыкального мира. Ведь авангард это не маловразумительный хаос, как полагает большинство, а то, что сейчас находится в активной фазе развития. В последние 40 лет в новой импровизационной музыке перемешиваются языки и эстетика музыкальных культур всего света и всех времен. Условный нью-йоркский Даунтаун-авангард включает в себя широкий спектр явлений от хардкора, клезмерской музыки и свинга до nu-metal, шумовой музыки и электроники, от академического авангарда, созданного для Kronos Quartet до пост-панка. В свое время Маурисио Кагель открыл для Зорна как европейский авангард в лице Булеза, Штокхаузена, Ксенакиса, так и нетрадиционных американцев Гарри Патча и Джона Кейджа. В Lower East Side на юго-востоке Манхэттена, ставшем к концу 70-х одним из самых модных кварталов городской богемы, постепенно сложилась группа единомышленников Зорна.
Идеи Зорна положили начало широкой серии Radical Jewish Culture, в которой участвует множество музыкантов. В 2006 году Зорн говорил: "Эта серия не посвящена вообще всей еврейской музыке. Мы не выпускаем клезмер, не выпускаем традиционную народную музыку. Мы выпускаем записи артистов, которые своим творчеством ставят вопросы, ищут новое".

О Джоне Зорне много написано - и, несомненно, влияние его на современную импровизационную музыку огромно.Кажется в финале будет вполне уместным снова процитировать слова Джона Зорна: "Фри-джаз - не авангард, это музыка сорокалетней давности! В 60-е, когда мне было 16-17 лет, фри-джаз был остро актуален, а диксиленд был музыкой сорокалетней давности. И тех, кто слушали диксиленд, мы называли moldy figs. А теперь музыка сорокалетней давности - это фри-джаз. И те, кто им занимается - заплесневелые фиги! Разве это - новая музыка? Я думаю, очень важно понимать, что авангард, экспериментальная музыка - это не звучание, не какой-то определенный стиль. Это способ смотреть на мир, это способ жить. И этот способ постоянно изменяется."

Джон Зорн: история жизни и музыка

05.11.2018, Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ (ЗВУКИ РУ)