NICK CAVE & The BAD SEEDS  Что посеешь, то пожнешь

Когда тебе давно уже не 20, ты можешь с легкостью сказать: да, я фанат этой группы. Нет ни одного репортажа с концертов Ника Кейва, который не был бы фанатским

Когда тебе давно уже не двадцать, ты можешь с легкостью сказать: да, я фанат этой группы. Здравствуйте, меня зовут Ольга и я фанат Nick Cave And The Bad Seeds.

Этим летом у группы фестивальный чёс, и странно, что "дурные семена" не украсили line up какого-нибудь московского open air, а дали редкий для этого тура сольник в душном и потном Adrenaline Stadium. Впрочем, ради не укороченного сольного сет-листа можно было потерпеть часы подпирания стен площадки, вдыхая бензиновые пары Ленинградки. Тем более, что компанию мне составили совершенно прелестные девочки, два месяца назад сдавшие ЕГЭ. Я была исполнена надежды - у этой страны есть будущее, если эти дети читают Иена Бэнкса, знают, чем модерн отличается от готики и легко могут поддержать беседу на английском с приехавшими на концерт итальянскими тетушками. К слову о тетушках: по моему опыту, чем восточнее город, тем моложе публика в зале. Ника и компанию неистовее всех любят русские дети, нежели их родители. Симпатичная девочка, накануне вернувшаяся с концерта в Питере, делится своими переживаниями, протягивая мне ценный артефакт - автограф Ника на фотке с ним и Бликсой 80-х. Она караулила Кейва и у "Астории", и уже в Москве у "Four Seasons", а теперь боится, что Ник решит, что она сумасшедшая. Милая моя, он решит, что он еще хоть куда, если его ждут такие очаровательные создания, как ты. Эта девочка с девяти утра уже у клуба, в руках у нее лист А4 и черный несмываемый маркер - она на списках. Мой номер на руке 14.

Самое время задаться вопросом: граждане, а зачем вы приходите за восемь часов до концерта? Всё просто - мы хотим в первый ряд. Но не для того, чтобы "увидеть и умереть". В конце концов, после десятка концертов чего мы там не видели! Знаешь уже все рубашки в гардеробе дяди Коли. Дело в том, что мы хотим в очередной раз стать частью этого действа. Без нас оно невозможно, - без первых рядов, на которых Кейв выплескивает всю свою ярость, к которым обращает всю свою боль и страсть. Не было бы ничего, не будь наших протянутых рук, жаждущих прикосновения нашего проводника в его безумный мир. Это не лечится с годами, лишь прогрессирует, перед концертом в Москве я говорила с женщиной, которая подсела на всё это, живя в Австралии еще в эпоху "The Birthday Party". Прекрасная аддикция!

Москва стала финальной точкой в туре, в котором The Bad Seeds ездили с последним на сегодняшний день альбомом "Skeleton Tree", 5 песен из которого значились в сет-листе. Концерт начался открывающим альбом треком "Jesus Alone". Очень аккуратно, тихо, как затишье перед готовой обрушиться бурей. "In my voice i’m calling you…" — призывал нас Ник обратиться в слух. И следом же - "Magneto".
Ник Кейв всегда был для меня вдохновляющей фигурой, ролевой моделью по части отношения к самовыражению, а также искренности. "Skeleton Tree" - искренности предел. Какую силу духа надо иметь, чтобы выходить каждый вечер к публике, чтобы снова и снова переживать гибель сына, которая определила всю суть этой пластинки! Я помню лица людей в берлинском кинотеатре, выходящих с премьеры документалки "One More Time With Feeling", где на финальных титрах идут кадры скалы в Брайтоне и поет мальчик, голос которого уже никогда не сломается. Мне кажется, те эмоции, которые ты переживаешь в такой момент, изменяют тебя как личность. Структурируют ее заново. В этом суть искусства - та самая лира, которой чувства добрые…

Но жизнь должна продолжаться, как и шоу. И вот она буря - "Do you Love Me?" - бросается дядя Коля в толпу с расширенного специально для его перемещений ограждения между публикой и сценой, а потом несется к противоположному краю, чтобы так же неистово обрушиться на публику там с неменьшей страстью. "Like I love you!" - извергает публика из нижних чакр в ответ. Чего уж там, русские любят самозабвенно. По волнам человечных рук к сцене приплывает гигантский букет роз и милая кукла Кейва. Цветы в стиле «дорого и богато» трогают его не так, как его тряпочная копия."I wanna tell ya’bout a girl…" О, благословенный берлинский период The Seeds, запечатленный в эпизоде вендерсовских "Wings Of Desire" ("Небо над Берлином"). "From Her To Enternity", наверное, по части физических метаморфоз дяди Коли на сцене это точка невозврата, после которой он уже не 60-летний респектабельный джентльмен в костюме, а безумный Ink King, Король Чернило, его поэтическое альтер-эго из той эпохи. Что за неведомая сила, как ластиком, стирает все морщины? И следом "Loverman", теперь самое время! ХХ-хромосомный первый ряд в теме, что L is for LOVE, baby… А потом красная рука дьявола потянулась к нежным ручкам московских барышень. Особо продвинутые же фанаты тянули свои руки с обложками от винилов на подпись под "Red Right Hand". Загадочная русская душа!

Как раз в этот момент сет-лист потребовал душевности, и Ник уселся за рояль, а публика настроилась на хоровое пение, так как была сыграна редко исполняемая в этом туре «The Ship Song», а также почти всегда исполняемая "Into My Arms" и на десерт - "Shoot Me Down", настоящий раритет, который не играли уж в этом тысячелетии точно.

Задушевный настрой плавно перетек в душераздирающий: были сыграны еще две песни из "Skeleton Tree", одна из которых -"Girl In Amber". Ник просто вышел на авансцену и начал свою исповедь. Я люблю всю дискографию The Seeds, но этот альбом вызывает у меня приступ асфиксии, каждый раз когда я жму на «play». Ценность произведения искусства можно оценить только по силе ответной реакции. Какое клинически холодное слово «реабилитация». И эти несколько минут, пока длится песня, реабилитация — то, что происходит на сцене и в зале. Резонирующая на боль толпа, возможно, дает поддержку. Прорывающаяся сквозь эти мокрые зеленые глаза боль учит тому, что выделяет людей из этой толпы - состраданию. Это очень идеалистичная концепция, но она работает.

"Tupelo", наверное, самая древняя песня в сет-листе и самая часто исполняемая. На ней дядя Коля начал затаскивать народ на сцену. И тут я увидела нечто такое из ряда вон, что заставило меня отвлечься от Ужасного и Прекрасного. Среди вытащенных девиц, в большинстве своем милых стеснительных поначалу девочек, были те, кто проявил себя во всей красе. Интересно, это поколение такое бракованное или побочка научно-технического прогресса рушит им мозг? Как можно сидеть на сцене, не чувствовать всё торжество момента, когда позади тебя великий Уоррен Эллис и все эти прекрасные мужчины, а фигачить селфи на свой гребанный айфон?! Возможно, милая, ты ошиблась дверью, а еще по чистой случайности не надела белье под свое красное миниплатьице, о’кей, каждая девушка имеет полное право выглядит нелепо так, как ей нравится, но селфи! И она была не одна. Таких героинь Инстаграма было предостаточно. Ник, более, чем толерантно относящийся к людям со смартфонами на концернах, который как-то признался в интервью, что ему интересная публика, смотрящая на него и через экран айфона, даже он в какой-то момент, как бы это печатным словом выразить… был раздосадован и пару раз делал девицам замечания. Пустое! Они обречены. Однажды из-под их кроватей к ним потянется, нет, не red right hand, а смертельные культи их алчущего эго и задушат к чертовой матери.

После еще одного шедевра, "Jubilee Street", Ник отправился глубоко в народ с "The Weeping Song". Собственно говоря, концертный кадр, сделанный в момент исполнения этого трека, и украшает афишу летнего тура The Seeds. А затем, чтобы никто не расслаблялся, оформил вакханалию со "Stagger Lee". Подумалось: как хорошо, что наши дети за редким исключением (исключения все были под сценой) не знают английский, потому что это ж натурально parental advisory explicit content!

Закрывающая песня перед бисом - "Push The Sky Away". Народ на сцене, как и народ в зале отталкивал, отталкивал небеса, как неотвратимый конец этого действа. И оттолкнуть удалось на два анкора. Я старый фанат и не знаю слов любви, зато слова "City Of Refuge" родом из 80-х я знаю прекрасно. Это был финальный трэш, угар и рок-н-ролл на последний разрыв аорты, потому что финальная "The Rings Of Saturn" - как финальная отповедь на окончание концерта и окончание тура. Это не песня, это декламация человека, который за два часа прошел не однажды свой жизненный путь в разных направлениях, взяв нас с собой поглядеть на этот диковинный и сумасшедший мир Артиста.

Кто имел глаза, тот увидел, имел уши услышал, а кто имел сердце - простучал. Печальный момент, пора прощаться …this is the moment, this is exactly what she is born to be. Then this is what she does and this is what she is.

29.07.2018, Ольга ГАЙДУКОВА (ЗВУКИ РУ)

NICK CAVE & The BAD SEEDS - свежие публикации: