ARASHI  И грянул шторм

Акира Саката, один из основоположников японского фри-джаза, выступит в Москве с трио Arashi

Несмотря на эпизодические визиты в Москву японских музыкантов, о импровизационной сцене этой страны мы знаем довольно мало. Между тем, джаз в Японии популярен и развит как, пожалуй, нигде больше. Концертный листинг Токио примерно на половину состоит из выступлений импровизаторов в диапазоне от бибопа до шумового авангарда, город буквально испещрен джазовыми барами и клубами, где местные музыканты играют вместе с заезжими звездами калибра Эвана Паркера (Evan Parker) и Лотте Анкер (Lotte Anker) совсем не на правах скромных сайдменов.

73-летний Акира Саката (Akira Sakata) – один из тех, кто закладывал фундамент японского джаза. Импровизацией он увлекся в университете, где изучал биологию океана, несколько лет оттачивал технику в разных составах, а в 1972-м присоединился к трио под руководством "Джазового камикадзе" Ёсукэ Ямаситы (Yamashita Yosuke). Yosuke Yamashita Trio в тот момент было экспортным лицом японского фри-джаза – музыканты гастролировали в Европе и США (в частности, давали концерты в Монтрё и в Ньюпорте) и выступали вместе с ведущими мировыми джазменами.

В 1975-м Саката создает собственное трио и записывает пластинку в составе Jam Rice Sextet, куда вместе с Ёсукэ Ямаситой также входит еще одна звезда японского джаза, трубач Тошинори Кондо (Toshinori Kondo). Но джазом интересы Сакаты совсем не ограничивались – в начале 80-х он вместе с певицей Мишио Огавой (Mishio Ogawa) основал эксцентричный ноу-вейв коллектив Wa-ha-ha. Дальше – больше. Во второй половине 80-х Саката начинает сотрудничать Биллом Ласвеллом (Bill Laswell) и Петером Брётцманом (Peter Brotzmann) (сначала в рамках коллектива Last Exit, потом в Autonomous Zone), подыгрывает японским панкам Blue Hearts, гастролирует по Узбекистану, Монголии и Китаю, изучая местные музыкальные традиции, участвует в записях ди-джея Краша (DJ Krush), пишется с Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke), короче говоря, только и делает, что расширяет собственные горизонты и максимально растёт вширь.

Подобное расширение пространства борьбы происходит и поныне, когда Сакате уже идет восьмой десяток. Старость? Нет, не слышали. Трио Arashi, с которым Саката-сан едет в Москву, образовалось всего пять лет назад (дебют коллектива состоялся на фестивале в норвежском Мёльде), но с тех пор успело записать уже три пластинки. Здесь к саксофону и кларнету Сакаты присоединяется скандинавская ритм-секция: бас (то акустический, то электрический) в исполнении Юхана Бертлинга (Johan Berthling) и ударные Пола Нильссен-Лава (Paal Nilssen-Love). Пола лишний раз представлять не нужно, а вот на разносторонней персоне Бертлинга, пожалуй, стоит остановиться. В мире импровизационной музыки он известен в первую очередь как участник разных реинкарнаций коллектива Fire! под руководством Матса Густафсона (Mats Gustafsson). Но есть у Юхана и совсем иная сторона. В составе группы Tape он уже много лет играет тихую и задумчивую амбиентную фолкторонику, а также руководит лейблом Häpna, который в середине нулевых стал одним из главных площадок экспериментального крыла "новых тихих" – музыкантов, использовавших лаптопы наравне с акустическими инструментами.

Но вот чего точно не стоит ждать от этой троицы, так это тихой музыки. Arashi в переводе с японского значит "Шторм", и это слово отлично описывает звучание и идеологию трио. Музыка Arashi – это непрерывная атака на слушателя. Шквал, ковровая бомбардировка. Своего рода японский ответ The Thing с поправкой на то, что Саката берет не столько драйвом и плотностью, сколько виртуозной техникой игры. Собственно говоря, высочайшая техника и плотность игры, помноженные на максимальную экспрессию и есть главные черты японских музыкантов. Ручка яркости у них всегда выкручена на максимум, а количество событий в единицу времени просто зашкаливает.

ARASHI TRIO
Москва, КЦ "Дом"
26 апреля, 20:00

17.04.2018, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)