Композитор Филипп Гласс (Philip Glass ), сделавший минимализм популярным музыкальным течением, отмечает 80-летний юбилей.
Сам Гласс называет себя создателем "музыки с повторяющейся структурой". Наиболее зрелые из его ранних работ действительно представляют собой классический минимализм, но музыкальный стиль Гласса существенно эволюционировал.
Сегодня он считает себя композитором-классицистом, отмечая, что хорошо владеет гармонией и контрапунктом, изучив творчество Шуберта, Баха и Моцарта.
Гласс - автор множества музыкальных пьес и саундтреков. Он приобрёл всемирную популярность в 1983 году после создания саундтрека к первому фильму трилогии Годфри Реджио "Койяанискаци", "Повакаци", "Накойкаци". Всего Гласс написал музыку к более чем к 50-ти фильмам, а также нескольким играм.
В 1968 году композитор основал Philip Glass Ensemble, для которого он пишет музыку и в котором играет на клавишах.
Трехчасовой альбом Music in Twelve Parts (1975) подвел итог периоду чистого минимализма, которым Гласс занимался с конца 60-ых, а опера Einstein on the Beach (1976) положила начало новому этапу его творчества, когда Гласс вышел за рамки небольшого электронного ансамбля и смело использовал оркестр и множество вокалистов, не отступаясь при этом от своих основополагающих принципов. Премьера оперы принесла Глассу долгожданный успех, который тот встретил, работая водителем нью-йоркского такси. Легенда гласит, что после одного из первых спектаклей Гласс подобрал пассажира неподалеку от здания Metropolitan Opera, тот плюхнулся на заднее сидение и стал взахлеб рассказывать о гениальной опере, которую только что видел... Потом спохватился, посмотрел в затылок таксисту и сказал: "Впрочем, вас это вероятно мало интересует".
С того времени композитор создал ещё несколько опер, а также бесчисленное количество малых форм. Многие его работы вдохновлены творчеством рок- и поп-артистов.
Российский коллега Филипа Гласса, композитор и пианист Антон Батагов , поздравил мэтра теплым сообщением:
"Сегодня Глассу исполнилось 80.
Он для меня не просто великий композитор, а человек, с которым можно общаться и даже вместе выходить на сцену. Это для меня ни с чем не сравнимый урок, который длится уже 25 лет. Урок не просто в том смысле, в каком у мастера всегда может учиться любой другой человек. Это урок ясности сознания, урок молодости и легкости, которые никогда не закончатся, урок остроумия, урок спонтанности и искренности. И многое другое. Через несколько дней я с ним снова увижусь и, конечно, расскажу ему о том, как у нас слушали цикл этюдов, какие чувства это вызвало. По всему миру его музыку очень много играют, но ему всегда важна обратная связь, а не просто профессиональное функционирование. Ему всегда интересно и важно, как люди воспринимают музыку, что с ними происходит. И вот такая реакция на исполнение его сочинения в России – это для него особенный и ценный подарок."
Дата рождения:
31 января 1937
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)