JONES JONES  Третий интернационал

Участник легендарного трио Ганелина выступит в "Доме" с фри-джазовым ансамблем Jones Jones.

Историю трио Jones Jones стоит раскручивать с русского, а точнее советского следа. Место за ударной установкой в классическом составе (ударные-контрабас-саксофон) занимает Владимир Тарасов, ныне – гражданин мира с литовским паспортом, а в прошлом – участник трио Ганелина, группы во многих отношениях легендарной. В конце 1960-х трио было "резидентами" вильнюсского кафе "Неринга" (в сравнительно либеральной по советским меркам Прибалтике такие вещи вполне проходили), а к 1970-м, с появлением в составе Владимира Чекасина, превратились в первый фри-джазовый состав Союза. На восточноевропейские фестивали трио выбиралось еще в 1970-е, а к середине 1980-х Ганелин, Тарасов и Чекасин объехали с гастролями весь континент, получив восторженную прессу – критике единодушно называли ГТЧ одним из самых ярких явлений в европейской джазовой сцене. Немалую роль в их популяризации сыграл и Лео Фейгин, который регулярно ставил их композиции в эфирах своей программы на русской службе BBC (а для распространения в СССР авангардного джаза Лео и его программа сделали не меньше, чем Сева Новгородцев для рока) и издавал их пластинки на Leo Records.

На контрабасе в этом составе играет уроженец Лос-Анджелеса Марк Дрессер (Mark Dresser), обладатель "Грэмми", клиент лейбла Tzadik и участник множества составов. В разное время Дрессер успел поиграть под руководством Энтони Брэкстона (Anthony Braxton) и Кевина Нортона (Kevin Norton), основать несколько собственных коллективов, самый известный среди которых – трио Arcado, а также поработать вместе с Джоном Зорном (John Zorn), Бобби Бредфордом (Bobby Bradford) и хорошо известной московской публике японской пианисткой Сатоко Фудзи (Satoko Fuji).

И хотя в Jones Jones формально нет лидера, а все трое музыкантов считаются солистами, но все же основным "голосом" чисто технически становится саксофон, перетягивая на себя основное внимание. Так мы приходим к фигуре Ларри Окса (Larry Ochs), яркого представителя поколения тех, кому сейчас от шестидесяти до семидесяти. В этом смысле биография (точнее дискография, что для джазовых музыкантов почти одно и то же) подбрасывает нам множество знакомых имен-ориентиров: это и фигурирующий примерно в каждом анонсе джазовых концертов в "Доме" Эван Паркер (Evan Parker), и Дерек Бейли (Derek Bailey), и Фред Фрит (Fred Frith). Но основным "местом работы" Окса всё же стоит считать собранный им около сорока лет назад состав (ну точнее, облако составов) ROVA, получивший название в честь первых букв фамилий участников первой реинкарнации. В неё четверо саксофонистов: Джон Рэскин (John Raskin), сам Ларри Окс, Эндрю Фогт (Andrew Voigt) и Брюс Экли (Bruce Ackley).

Чего ждать от этой троицы вместе? Экспрессии, рваного темпа, чередования тишины и напора, необычной техники игры и даже эпизодических заходов на территорию академического авангарда. И хотя трио довольно свободно перемещается по жанровой поляне, условно обозначаемой термином "фри-джаз", их музыка все же ближе к фри-джазовым канонам (если вообще уместно говорить об их существовании). Это не фри-рок, не нойз и не электроакустическая импровизация, а всё же именно джаз.

Jones Jones Trio (США – Литва) (новый джаз, свободная импровизация)
Москва, КЦ "ДОМ"
12 ноября 2016, 20:00

04.11.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)