KONK PACK  Статус "в поиске"

Концерт-трио Konk Pack откроет ежегодный московский фестиваль "Джаз осенью - Impro".

На следующей неделе в Москве стартует фестиваль Гёте-института "Джаз осенью - Impro", посвященный немецкому джазу. "Немецкому", впрочем, понятие относительное – и дело даже не в том, что Европа (а Германия вместе с ней) в последнее время стала, подобно Соединенным Штатам, плавильным котлом. В джазе, как в жанре, где понятие коллектива вообще довольно условно, широко распространены интернациональные составы. К какой стране, например, приписать группу, где играют голландец, американец и эфиоп?

Но без немецких музыкантов, естественно, ни один концерт не обойдется, и на первом из них, выступлении трио Konk Pack, Германию представляет клавишник Томас Лен (Thomas Lehn). Получив образование по классу фортепиано, он начинал с академического авангарда, а затем переключился на авангард электронный, а также свободную импровизацию во всех видах. Его главным инструментом стал классический полумодульный синтезатор EMS Synthi A, звук которого мы слышим, например, у Pink Floyd в "On The Run". Сферу интересов Томаса Лена лучше всего описывает перечень лейблов, где он издавался – это и новоджазовые площадки вроде Leo Records, и лейблы, которые специализируются на передовой электронике вроде немецкого a-Musik, австрийского Editions Mego или австралийского Room40. А постоянным партнером и соавтором Лена стал электронщик широкого профиля Маркус Шмиклер (Marcus Schmickler), также известный как Pluramon.

Британец Тим Ходжкинсон (Tim Hodgkinson), который играет на лэп-стил гитаре, кларнете и манипулирует загадочными электронными устройствами – несомненно, самый именитый участник трио. О нем достаточно сказать, что в конце 1960-х Тим вместе с Фредом Фритом (Fred Frith) основал группу Henry Cow, коллектив, ставший одним из столпов кентерберийского прог-рока. После распада Henry Cow Ходжкинсон увлекался самой разной музыкой от классики и musique concrete до румынской этники и горлового пения (в трио K-Space вместе с Ходжкинсоном участвовал тувинский музыкант Геннадий Чамзырын), так что жанр свободной импровизации ему совсем не чужд.

Роджер Тёрнер (Roger Turner), который в Konk Pack отвечает за ударные и перкуссию – среди всех участников трио, пожалуй, наиболее близок к джазу в традиционном понимании. Закончив Сассексский университет по специальности "английская литература и современная философия", Тёрнер в начале 1970-х переехал в Лондон и присоединился к набиравшему силу джазовому подполью. Тогда же он начал играть вместе с Филом Минтоном (Phil Minton) и Джоном Расселом (John Russell). Отношения с "семидесятниками" у Роджера сложились долгие и плодотворные, его дискография во многом состоит из совместных записей с выходцами из того же поколения – Аланом Силвой (Alan Silva), Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) и другими. Тёрнер – мастер нестандартного звукоизвлечения, этакого акустического саунд-дизайна – нередко Роджер выступает сольно, что для перкуссионистов случай не слишком частый. При этом его стиль можно описать как "достижение максимального эффекта минимальными средствами".

Саунд-дизайн Тёрнера можно назвать основополагающим элементом и в Konk Pack – звучание трио основано в первую очередь на эксперименте со звуком. И хотя гитара и электроника несомненно добавляют драйва (в самые активные моменты Konk Pack могут звучать почти как The Thing), а по структуре их музыку вполне можно назвать фри-джазом, но самым близким тэгом, описывающим их образ мышления, все же будет авангард, поиск музыки и красоты в самых тёмных закоулках мира звуков.

Фестиваль Гёте-Института "Джаз осенью – Impro", концерт первый.
Konk Pack Trio (Thomas Lehn / Tim Hodgkinson / Roger Turner)
Москва, КЦ "Дом"
13 октября

05.10.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)