Повальная мода на танцевальные каверы в последнее время обрела совершенно космические масштабы: из одного приемника играет перепевка "Supergirl", из другого – переложенная на современный бит "Let’s Talk About Sex". Но случается и такое, что кавер в принципе превосходит оригинал по популярности. Свежий пример – въедчивый хит лета "Tuesday". Оригинал пару лет назад на пару зачитывали ILOVEMAKONNEN с Дрейком (Drake). Но версию, под которую теперь недвусмысленно двигают бедрами разгоряченные тусовщики и домохозяйки от Ибицы до Иваново, записал голландский продюсер с турецкими корнями Бурак Йетер (Burak Yeter). Под его руководством гимн пьяным вторникам обзавелся фактурным гитарным дропом (моментом, когда на первый план вырываются басы) и чувственными вокальными партиями калифорнийской певицы Данелль Сандовал (Danelle Sandoval). Мы пообщались с модным продюсером на тему подрастающего поколения диджеев, его собственных планов и, куда без этого, его любимых танцевальных треков (слушайте не самый скромный плейлист после интервью).
Звуки: Давай начнем с самого начала. У тебя на сайте нарисовано целое дерево, где отмечены все твои карьерные вехи. Но что ты бы ты сам хотел о себе рассказать?
Бурак Йетер: На самом деле хочу рассказать о том, что уже готовлю следующий проект. Об этом меня спрашивают чаще всего. "Tuesday" я записал в прошлом году в Лос-Анджелесе. Позвал друзей в гости и поставил им этот трек. Всем понравилось, особенно моему лучшему другу, который кстати, русский. И он говорит: "Слушай, ну это стопроцентный хит, отправляй его в Россию". Я послушался, и вот теперь сижу у вас с грамотой о невероятных продажах песни.
В первоначальной версии вокал был другой – вокалистку мне посоветовал менеджмент. Вообще все в этом треке было математически просчитано. Одного только "дропа" я записал версий десять. Каждому дропу я устраивал проверку – играл трек разным группам людей, чтобы удостовериться: качает или не качает.
Звуки: И теперь песня путешествует по радиоволнам. Хотя ты и сам не дурак попутешествовать, да?
Бурак Йетер: Точно. Я уже лет десять летаю по миру, жил и работал в разных уголках света. Делал ремиксы для звезд, писал им музыку, сводил, микшировал, продюсировал – в общем, полный набор услуг. Мой отец был архитектором, и я по образованию инженер. Но музыка для меня всегда была делом жизни – с тех пор, как я в пять лет впервые сел за пианино. Сейчас я играю на шести инструментах. Меня часто зовут в звукозаписывающие студии, где я помогаю с продакшном.
Не буду врать, жизнь диджея – тяжелая штука: сплошные перелеты, порой даже на сон времени не остается. График у меня безумный, но меня устраивает. Когда я дома, в Амстердаме, мой ноутбук в принципе не закрывается: только открыл – и уже работаешь над совместным треком с Tiesto или Мартином Гэрриксом (Martin Garrix).
Звуки: Почему именно Амстердам?
Бурак Йетер: Моя семья наполовину голландская, наполовину турецкая. Моя супруга тоже турецко-голландских кровей.
Звуки: А диджейский псевдоним почему придумывать не стал?
Бурак Йетер: Меня часто спрашивают: "Бурак, почему ты не сменил имя?". И я всегда отвечаю: "У меня нет времени менять имя". Пришлось бы открывать новый сайт, менять всю официальную информацию, это все мутное дело. Дело вообще не в том, как тебя зовут, а насколько хорошо ты работаешь над тем, чтобы твое имя узнали.
Звуки: С Голландией понятно, там с электроникой все отлично. А как обстоят дела с танцевальной музыкой в Турции?
Бурак Йетер: Турецкий музыкальный рынок сильно отличается. Я, например, там работаю с певцом Тарканом (Tarkan), делаю ему музыку. Мне это нравится: я могу поехать в любую страну и найти артистов, с которыми могу посотрудничать. Главное сразу понять, подходим ли мы друг другу по темпераменту.
Звуки: То есть в Турции тоже любят танцевать?
Бурак Йетер: Да. Я спродюсировал две песни, которые сейчас находятся на 1-м и 2-м месте в национальном чарте. Это песни "Calkala" Демет Акалын (Demet Akalin) и "Okyanus" Derya Ulug. Обе отлично звучат на танцполе.
Звуки: И еще ты сделал множество ремиксов именитым международным артистам (от Алишии Киз до Бейонсе). Какой ремикс считаешь наиболее удачным?
Бурак Йетер: Можно я поскромничаю и лучше скажу о любимых ремиксах других музыкантов? Dimitri Vegas & Like Mike делают превосходные треки. Алан Уокер (Alan Walker) и Eddie X очень талантливые парни. У Давида Гетта (David Guetta) всегда чудесная музыка.
Сам я начинал с ремиксов, а потом переключился на запись собственных треков. Кто знает – может вскоре будут напрямую работать с русскими артистами и писать им аранжировки. Но это пока только в планах: а вот наш трек с Аланом Уокером уже можете послушать.
Звуки: На это, должно быть, уходит уйма времени?
Бурак Йетер: Я даже не берусь считать!
Звуки: Что в первую очередь должен держать в голове начинающий диджей?
Бурак Йетер: Сначала нужно правильно играть. Каждый может сказать: "Хочу стать следующим Tiesto". А кто будет разбираться, что такое BPM, учить историю профессии и так далее? Выучил – молодец. Теперь можешь практиковаться.
Нельзя ориентироваться на людей вроде Мартина Гэррикса. Да, он очень молодой и очень успешный, но нужно помнить, что за его плечами стоит огромная команда, отвечающая за его раскрутку. Когда ты все делаешь сам, нужно работать поступательно: сделать сайт, найти менеджмент, лейбл, собирать весь этот паззл. Мы подумываем открыть филиал нашей диджейской школы в Москве. Мне очень нравится ваша молодежь, у них хорошая энергетика. И мой русский друг часто говорит, что мне у вас понравится.
Звуки: По выходным ты, ясное дело, работаешь, а чем занимаешься по вторникам, раз уж твой главный хит называется "Tuesday"?
Бурак Йетер: Понедельники – это морока для всех: всем нужно работать. А вот во вторник пора расслабляться: я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться. Так что для меня вторник – это маленькая суббота.
Звуки: Еще у тебя был трек "Happy". Что же делает тебя счастливым?
Бурак Йетер: Музыка. Эта песня была в стиле тропикал-хаус, популярность которого уже идет на спад. Но я все равно выпустил этот трек к лету, и все получилось очень солнечно и весело: бери и подпевай. Я всегда слежу за трендами. Сейчас готовлю полноценную пластинку – это 16 совершенно новых треков.
Плейлист Бурака Йетера:
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)