Гитарист Стиан Вестерхус и певица Сидcель Эндресен (Sidsel Endresen) – дуэт музыкантов из совершенно разных поколений, но со сходными представлениями о прекрасном. 64-летняя Сидсель – из череды первопроходцев, тех, кто выводил норвежский джаз на международную арену и создавал почву под скандинавской джазовой экспансией, которую совершило поколение нынешних пятидесятилетних. Вестерхус, которому весной исполнилось 37 – уже из поколения нового и незнакомого, живой ответ на вопрос, кто придёт вслед за Нильсом-Петером Мольвэром (Nils-Peter Molvaer), Арве Хенриксеном (Arve Henriksen), Матсом Густафсоном (Mats Gustafsson) и другими.
Вестерхус получил джазовое образование в Англии, а первым заметным проектом с его участием стало трио Puma, исполнявшее музыку на стыке фри-рока, коллажного авангарда и шумовой импровизации. В разгар работы с Puma, в 2008-м Стиан был также принят в формацию Jaga Jazzist, за которой к этому моменту уже закрепилась репутация не только отличного состава, но и инкубатора талантов, школы, через которую прошёл не один десяток отличных музыкантов. Вместе с Jaga Jazzist Вестерхус принял участие в записи альбома "One Armed Bandit", но затем предпочёл сконцентрироваться на собственных проектах, благо в кармане у Стиана к этому моменту уже был контракт с Rune Grammofon, главным форпостом экспериментального джаза в Норвегии.
Музыка, которую играл Вестерхус, с трудом вписывалась даже в широкие границы норвежской импров-сцены. Его ранние пластинки вроде нахваленной в прессе "Pitch Black Star Spangled" скорее напоминали доведенный до амбиентно-шумовой грани пост-рок (сказывалась привычка играть на гитаре смычком, а также любовь к деструктивной обработке звука), но к альбому "Amputation" (пожалуй, самой известной записи Стиана) Вестерхус уже не чурался песенных форм, то и дело заходя с территории джаза и свободной импровизации куда-то во владения дарк-фолка и чэмбер-попа. Кроме этого, Стиан активно сотрудничал с самыми разными музыкантами, начиная от упомянутого выше Мольвэра, последовательного адепта мягкого и прохладного звука, и заканчивая металлистами Ulver.
Сидсель Эндресен (их первая со Стианом запись датирована 2012-м) к этому моменту имела за плечами ярчайшую карьеру. Она участвовала во множестве составов, издавалась на ECM, записывалась с Бюгге Вессельтофтом (Bugge Wesseltoft), Мольвэром, Дэвидом Сильвианом (David Sylvian) и прочими мэтрами и пользовалась большим авторитетом не только как певица, но и как композитор. Самым поразительным в творчестве Сидсель всегда была её многоликость и разнообразие. От мягкого и традиционного камерного джаза она с легкостью переходила к авангарду, где её голос превращался в инструмент для создания резких, почти шумовых текстур. Её дуэт с Вестерхусом – история именно про выход из зоны комфорта, прощупывание границ того, как далеко можно зайти в эксперименте, имея в составе "всего лишь" гитару и вокал. Как в случае, например, с Малевичем, который сначала заработал себе репутацию как художник-реалист, любой авангард смотрится особенно убедительно в исполнении тех, кто уже показал себя в традиционной форме. С вокалом таких историй куда меньше, и это только повышает их ценность.
Sidsel Endresen / Stian Westerhus Duo (Норвегия)
Москва, КЦ "Дом"
22 сентября, 20:00
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)