Stian WESTERHUS  Шаг в неизведанное

Норвежские импровизаторы разных поколений сыграют дуэтом в "Доме".

Гитарист Стиан Вестерхус и певица Сидcель Эндресен (Sidsel Endresen) – дуэт музыкантов из совершенно разных поколений, но со сходными представлениями о прекрасном. 64-летняя Сидсель – из череды первопроходцев, тех, кто выводил норвежский джаз на международную арену и создавал почву под скандинавской джазовой экспансией, которую совершило поколение нынешних пятидесятилетних. Вестерхус, которому весной исполнилось 37 – уже из поколения нового и незнакомого, живой ответ на вопрос, кто придёт вслед за Нильсом-Петером Мольвэром (Nils-Peter Molvaer), Арве Хенриксеном (Arve Henriksen), Матсом Густафсоном (Mats Gustafsson) и другими.

Вестерхус получил джазовое образование в Англии, а первым заметным проектом с его участием стало трио Puma, исполнявшее музыку на стыке фри-рока, коллажного авангарда и шумовой импровизации. В разгар работы с Puma, в 2008-м Стиан был также принят в формацию Jaga Jazzist, за которой к этому моменту уже закрепилась репутация не только отличного состава, но и инкубатора талантов, школы, через которую прошёл не один десяток отличных музыкантов. Вместе с Jaga Jazzist Вестерхус принял участие в записи альбома "One Armed Bandit", но затем предпочёл сконцентрироваться на собственных проектах, благо в кармане у Стиана к этому моменту уже был контракт с Rune Grammofon, главным форпостом экспериментального джаза в Норвегии.

Музыка, которую играл Вестерхус, с трудом вписывалась даже в широкие границы норвежской импров-сцены. Его ранние пластинки вроде нахваленной в прессе "Pitch Black Star Spangled" скорее напоминали доведенный до амбиентно-шумовой грани пост-рок (сказывалась привычка играть на гитаре смычком, а также любовь к деструктивной обработке звука), но к альбому "Amputation" (пожалуй, самой известной записи Стиана) Вестерхус уже не чурался песенных форм, то и дело заходя с территории джаза и свободной импровизации куда-то во владения дарк-фолка и чэмбер-попа. Кроме этого, Стиан активно сотрудничал с самыми разными музыкантами, начиная от упомянутого выше Мольвэра, последовательного адепта мягкого и прохладного звука, и заканчивая металлистами Ulver.

Сидсель Эндресен (их первая со Стианом запись датирована 2012-м) к этому моменту имела за плечами ярчайшую карьеру. Она участвовала во множестве составов, издавалась на ECM, записывалась с Бюгге Вессельтофтом (Bugge Wesseltoft), Мольвэром, Дэвидом Сильвианом (David Sylvian) и прочими мэтрами и пользовалась большим авторитетом не только как певица, но и как композитор. Самым поразительным в творчестве Сидсель всегда была её многоликость и разнообразие. От мягкого и традиционного камерного джаза она с легкостью переходила к авангарду, где её голос превращался в инструмент для создания резких, почти шумовых текстур. Её дуэт с Вестерхусом – история именно про выход из зоны комфорта, прощупывание границ того, как далеко можно зайти в эксперименте, имея в составе "всего лишь" гитару и вокал. Как в случае, например, с Малевичем, который сначала заработал себе репутацию как художник-реалист, любой авангард смотрится особенно убедительно в исполнении тех, кто уже показал себя в традиционной форме. С вокалом таких историй куда меньше, и это только повышает их ценность.

Sidsel Endresen / Stian Westerhus Duo (Норвегия)
Москва, КЦ "Дом"
22 сентября, 20:00

12.09.2016, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Stian WESTERHUS - свежие публикации:

Stian WESTERHUS