В канун лета 2002 года на Звуках.Ru разгорелась дискуссия о том, есть ли жизнь на
Марсе... то есть водятся ли в России профессиональные продюсеры. Увы, примера хорошей продюсерской
работы мы привести не смогли. Однако дали себе слово: как только в поле нашего
зрения продюсер, плоды работы которого нам знакомы, допросить его с
пристрастием и выяснить: откуда они,
продюсеры, берутся и чем занимаются.
Знакомьтесь: Александр Семенов. Все его мысли заняты в настоящий момент
девушкой Ютой, у которой дохнут мобильники ("Телефон устанет
злиться - просто отключу", "Умер телефон в кармане - напишу записку маме").
Девушка как девушка, приятный голос, милое интеллигентное лицо. На 27 июня
назначена презентация ее
диска "Хмель и Солод".
В отношении Юты мы с вами, уважаемые читатели, осведомлены примерно в равной
степени. Услышав зимой дебютный диск певицы, я сочла его умилительно "детским".
Слышала еще пару песен - тех
самых, про мобильники. Поэтому как собеседник продюсер и музыкант Александр
Семенов пока интересует меня все-таки больше. Именно это я и
пытаюсь ему втолковать, когда Александр начинает убеждать меня в чрезвычайной
талантливости своей подопечной:
Звуки.Ru: - Поскольку девушки - элемент в шоу-бизнесе нестабильный, я предпочитаю отслеживать историю современного музыкального процесса по мужикам. Исключение составляют Марианн Фэйтфул, Патти Смит и Лори Андерсон.
Александр Семенов: - В период моего обучения на факультете журналистики
УрГУ со мной в одной группе
учился один занятный хлопец: такой же, как мы все, пьяница, бабник и фарцовщик,
но при этом очень способный журналист - в остальном ничего выдающегося. Потом
этот хлопец уехал в Ленинград, стал писать песни, а в конце концов выкинулся из
окна. Когда и как Башлачева "торкнуло" - не могу уразуметь. вероятно что-то
ему было ниспослано свыше.
К чему я это: ровно три года назад мы встретились с Ютой в
одном московском ресторанчике, и, подобно Константину Сергеевичу с Владимиром
Ивановичем, несколько часов говорили о том, какую музыку мы будем вместе делать.
Но в последние месяцы девушку так "торкнуло", она выдает такие мелодии и
тексты, что у меня, как у автора просто опускаются руки и я опять не могу
уразуметь, откуда это. К несчастью о Юте многие судят пол первому учебному
альбому. Этого нельзя делать. Надо послушать, что она пишет сейчас. Это
стабильно и надолго.
А какие именно аспекты моей музыкальной деятельности заинтересовали Вас, Соня?
Звуки.Ru: -К примеру, у меня на Звуках критически мало информации
по группе Апрельский марш, в которой некогда играл музыкант Александр
Семенов, и вообще нет - по музыканту и композитору
Александру Семенову. А ведь, помнится, я эту группу слушала в далекой
юности весьма увлеченно. Моя неинформированность непростительна. Давайте начнем
с группы?
Или начнем с того, что было до Апрельского Марша?..
Проще: с чего вообще началась Ваша рок-карьера?
Александр: - Я начал играть на бас-гитаре в свердовской джаз-рок группе Перекресток, во времена, когда Настя Полева и Саша Пантыкин играли в инструментальной группе Сонанс (Настя играла, кажется, на флейте). Временами происходили разные занятные встречи, на одной из которых малознакомый мне студент архитектурного института впервые спел "Гуд бай америка О". В 'Апрельском Марше' я играл всего полгода, и мой вклад в музыкальное наследие этой группы ничтожно мал.
Звуки.Ru: - Почему Вы выбрали именно бас?
Александр: - Я не выбирал, меня уговорили. Вообще, я гитарист (был), а в эту группу нужен был басист с гитарной беглостью - ориентировались на Махавишну, Жана Люка Понти, Фриппа.
Звуки.Ru: - То есть группой такие ставились цели - снять Фриппа? Или Вы имеете в виду манеру игры непосредственно для басиста - петли выписывать?
Александр: - Ага-ага, мы это называли "вертушками".
Звуки.Ru: - Вам довелось поработать с "тираном" Пантыкиным?
Александр: - C Пантыкозой я собственно не работал. Было 3 часа сидения вдвоем с гитарами - из Урфина Джюса ушел гитарист, и Пантыкин пригласил меня. Но потом круче оказался Егор Белкин.
Звуки.Ru: - Писали ли Вы тогда песни?
Александр: - Не-а. А когда начал писать, поразился тому, что из меня "вылезало" - сказалось воспитание на советской песенной классике, Григе, Рахманинове и т.п. Потом какие-то из этих песен выходили на союзовских попсовых сборниках, был проект в Питере, последний концерт которого был на разогреве у A-HА 19.05.96. Потом пошло телевидение. Потом был концерт Garbage в юбилейном, который меня крепко вставил. А через полгода появилась Юта.
Звуки.Ru: - Не усекла причины и следствия.
Юта как следствие Garbage?.. Юта как логическое развитие A-Ha? :))
Александр: - Cкорее, Garbage пробудил интерес к жизни и к музыке, перевернул многие мои представления. А А-ХА - просто кусочек биографии.
Звуки.Ru: - Давайте вернемся к "Апрельскому маршу". Как Вы сейчас, с позиции нынешнего дня, оцениваете то, что происходило с этой группой, насколько она смогла реализоваться?
Александр: - Игорь Гришенков - умница, талант,помешанный на Бирне
и Фриппе, но при
этом - человек, сознательно выпалывающий из своей музыки все ростки, которые
могли привести к коммерческим всходам. К тому же, это все-таки была музыка "из
головы", а не "от сердца".
Вообще, у меня музыкальных проектов и экспериментов было великое множество, но
сейчас я
понимаю, что все это были домашние радости, которые в совокупности дали мне
необходимый опыт. Меня закидывало и в другие сферы - в частности, программа
"Засада", которая года три назад шла на НТВ, а сейчас на ДТВ - моих рук дело
(правда в титрах я значусь под другой фамилией). Около трех лет назад я начал
делать журнал НЕОН, но после третьего номера, не прижившись в
редакции, ушел и
переключился на Юту.
Вот такая вот "стабильность".
Звуки.Ru: - По моему разумению, телевизионщики делятся на закадровых "серых кардиналов" и talking heads.
Александр: - Абсолютно.
Звуки.Ru: - Вы из какой разновидности?
Александр: - Из серых. С моим косноязычием... Мне нравится поднимать идею с нуля, организовывать производство. Процесс мне всегда интереснее результата.
Звуки.Ru: - а были ли случаи, когда результат так Вас захватывал, что Вы просто не могли остановиться?
Александр: - Три последние песни Юты. Они еще не записаны, но исполняются на концертах. Весьма захватывающие впечатления для человека, который помнит все этапы роста артистки. Хочется работать еще больше.
Звуки.Ru: - А чем Вас вообще привлекает подростково-молодежная тематика?
Александр: - Ничем не привлекает... впрочем, и Юту Реал до недавнего времени шпынял за чрезмерную "взрослость". А почему мне интересно было начинать НЕОН - см. ответ на предыдущий вопрос
Звуки.Ru: - Какой круг обязанностей Вы закрепили за собой как продюсер?
Александр: - Во время живого концерта в прямом эфире радио "Шансон" Юту
спросили: а
кто-такой Саша Семенов, о котором Вы так часто вспоминаете?". "Разнорабочий," -
ответила Юта. Шутки - шутками, а если серьезно, то Юта занимается
творчеством... а я - всем остальным.
Артиста надо напоить, накормить, отвезти, привезти, уложить спать, разбудить.
Иногда случаются счастливые дни, когда Юта говорит: я ночью песню наваяла, вот,
слушай... Потом эту песню надо отрепетировать с группой и записать, а для этого
нужно договориться с репетиционной базой, студией. Когда песня записана, ее
нужно разнести на станции. Но разнести так, чтобы она оказалась на столе у
програмного директора сразу, а не в корзине. Если снимается клип, нужно
организовать тендер среди режиссеров и всех их выслушать, прикидывая во что это
обойдется.
Сразу оговорюсь, что стратегические решения мы принимаем с Ютой
вместе; по творческим - советуемся, иногда спорим, иногда ругаемся, но
последнее слово остается все таки за артисткой. Юта - человек, которого
невозможно заставить что-то сделать, если она этого не хочет. Убедить - да,
заставить - нет.
Дальше: надо проверить сметы предоставляемые директором
съемочной группы, найти, где можно сэкономить, не теряя в качестве; вместе со
стилистом выбрать образ - и под него соответствующие аксессуары и одежду.
Иногда нам приходится вступать в договорные отношения с рекорд-компаниями,
авторами: здесь надо готовить договоры, добиваясь наиболее выгодных артисту
условий, и вести переговоры с юристами партнеров.
Отдельная песня - работа
с пресс-службой. Очень часто статьи пишу я сам.
Правлю присылаемые тесты почти всегда: надо следовать выбранному образу, не
отступая от него. К слову сказать, к Юте не клеится ничего искусственного. Это
очень естественный человек и артист, но приходится следить за тем, чтобы
случайные черты не выпячивались кем либо.
И это ещё далеко не все...
Звуки.Ru: - Чему Вам пришлось учиться?
Александр: - Как талант превратить в продукт. Главное, чему я научился за три года, прошедшие с того дня когда мы встретились с московской студенткой Ютой - подавлять личные амбиции, когда работаешь с артистом: иначе за это дело и браться не стоит. Никто не должен знать, сколько ты отдал артисту, а сколько ему передали папа с мамой.
Звуки.Ru: - Здесь тоже, если можно, чуть-чуть конкретики...
Александр: - Вот Вы покупаете на базаре кило парного мяса, ваяете из
него кило
наивкуснейшей колбасы, заворачиваете в газету и выходите на угол продавать,
уверяя всех, что такой колбасы они отродясь не пробовали. А люди чтой-то
морщатся..
С музыкальным материалом всё ровно так же. Только ставки другие.
Продаются не музыка, не слова, не голос, не лицо-бюст-задница - продается
образ. И песню надо выбрать, и образ найти такие, чтобы быть уверенным, что
слушателя "вставит". Если вычесть из общего числа артистов тех, кто хоть
чего-то добился, мы получим процент вероятной ошибки при выборе материала и
образа. Ошибаться случалось и мне...
Звуки.Ru: - Чего хочется добиться в этой ипостаси от себя и от подопечной?
Александр: - От себя: научиться не гоняться за критиками с топором :) От подопечной: главное у нее уже есть - вкус, достоинство и талант.
Звуки.RU: - Когда работу продюсера можно считать законченной - и выполненной на "отлично"?
Александр: - После аншлага в Олимпийском.
Звуки.Ru: - Довольно скромно...
Александр: - Народ пошел отпетый - скромности и кротости ни фига не ценят. Приходится приспосабливаться.
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)