Один великий воин чрезвычайно увлекся чайной церемонией. Он мог проводить у
своего мастера, Сэн но Риккю, целые дни, и его воины решили, что он
начинает пренебрегать делами государства. Тогда один из его вассалов решил
убить Сэн но Риккю. Под видом обычного посещения церемонии, он пришел к нему.
Опытный мастер, не будучи воином, сразу разгадал намерения гостя, и стал
просить его оставить, как полагается, меч у входа - ведь ча-но-ю - это
выражение спокойствия и умиротворенности.
"Я воин и мой меч всегда со мной, ча-но-ю или не ча-но-ю", -
отвечал убийца и вошел в павильон, не расставшись с оружием.
Мастер начал готовить чай, но через некоторое время неловким движением
опрокинул котелок с водой, висевший над очагом. Застигнутый врасплох, в клубах
золы и пара, воин выскочил из чайного домика. "Простите мне мою неловкость, -
упрашивал Сэн но Риккю. - Это я во всем виноват. Вот ваш красивый меч испачкан,
его ножны в золе. Я вычищу его и пришлю вам обратно, входите же".
Но убийца уже отказался от своих намерений.
В японской традиции зафиксировано немало таких конфликтов - между явной и неявной силой, между владением предметом и владением собой. Об этом ли перформанс "Письма мастера дзен мастеру фехтования", который 22 июня в зале Манеж представят Театр Школа Драматического Искусства, Union Des Theatres De L'europe, Центр Новой Музыки Devotio Moderna и Культурный Центр ДОМ? Что за мастера сойдутся на одной площадке?
Под музыку Владимира Мартынова в исполнении Татьяны Гринденко и ансамбля Opus Posth будет двигаться японец Мин Танака.
Мин Танака
Мин Танака родился 10 марта 1945 года в Хатиодзи, пригороде Токио. С 1966-го по
1973-й он изучал модерн-данс и выступал в нескольких спектаклях. С 1973-го по
1975-й начал разрабатывать свои оригинальные танцевальные идеи, открывая
значение тела и танца, основанного на импровизации. Он часто танцевал
обнаженным, как в городском пространстве, так и на природе в стремлении
освободить тело от функционализма и конвенциональной эстетики.
С 70-х годов ведет занятия по собственной танцевальной системе (Body Weather
Workshop), разрабатывая серии специальных упражнений. В 1981 году создает
группу Маи-Дзюку, а в 1982 году становится одним из основателей
экспериментальной площадки "Плэн-Би" ("Plan-B") в Токио. В 1982 вместе с
участниками этой группы открыл Body Weather Farm ("Ферма Погоды Тела") в
горном селе Хакушу, чтобы изучать происхождение танца через
сельскохозяйственную жизнь. В 1988 году в сотрудничестве с художниками,
архитекторами, музыкантами, театральными режиссерами, писателями, актерами и
фотографами он открыл ежегодный фестиваль искусства "Artcamp Hakushu". В 1996
году создал проект Dance Resources of Earth ("Истоки танца на Земле").
Мин Танака работал в тесном контакте с Тацуми Хидзиката, основателем и
вдохновителем уникального направления в современном японском танце Буто. Танака
называет себя "законным сыном Тацуми Хидзиката"; они вместе поставили одну из
лучших последних работ Хидзиката "Рен-аи-Буто-ха Тэйшо: Основание танца любви".
Владимир Мартынов
Родившись в Москве в 1946 году, Мартынов после окончания Московской академии
музыки (класс композиции и фортепиано) сразу же посвятил себя сочинению
минималистской музыки. Он был организатором и участником авангардных фестивалей
и работал в студии электронной музыки в музее Скрябина.
В середине семидесятых
Мартынов совершил радикальный переход от структурной утонченности серийной
музыки к "новой простоте". "Пярт, Сильвестров и я одновременно и независимо
друг от друга нашли разгадку", - говорит он.
В поисках "музыки своего народа" Мартынов объездил северную и центральную
Россию, северный Кавказ, Памир, Таджикистан. То, что он нашел (услышал) дало
начало новому пониманию музыки. Он занялся поиском в библиотеках
рукописей, которые бы позволили реставрировать традицию древнерусского хорового
пения. По этой теме он опубликовал несколько книг и преподавал в знаменитой
Троице-Сергиевой лавре.
Мартынов известен как один из ведущих композиторов позднейшего русского
авангарда. Его музыкальные сочинения представляют собой некую целостность, в
которой традиции востока и запада, духовное и мирское, фольклор и авангард
сплавляются в новом синтезе. "Апокалипсис" Владимира Мартынова был заказан ему
кафедральным собором в Майнце, его опера "Exercises and Dances of Guido"
Евангелической академией Локума и представлена на фестивале SACRO-ART-97.
"Плач пророка Иеремии" Мартынова исполнялся в старинном соборе Авиньона.
Премьера его "Requiem" состоялась на 14-м Фестивале барокко в Бад-Арольсере в
1999 году.
Татьяна Гринденко
В возрасте восьми лет она сыграла свой первый скрипичный концерт И. С.
Баха с
Харьковским симфоническим оркестром. В 1968 году она получила первую премию и
золотую медаль на Международном молодежном конкурсе в Софии, в 1970 году она
была лауреатом Конкурса Чайковского и через два года завоевала первую премию на
Конкурсе Венявского в Польше. В период с 1978 по 1988 из-за своей диссидентской
деятельности Татьяне Гринденко было запрещено выезжать за границу. После
перестройки она стала одной из самых признанных в мире исполнителей на скрипке.
В 1998 году совместно с Гидоном Кремером она выступала на зальцбурском
Festspielwochen, в том же году на берлинском Festwochen и в США.
В 1982 году Татьяна Гринденко основала "Московскую академию старинной музыки" -
первый ансамбль музыки барокко в восточной Европе. Группа выступала и выступает
во многих городах по всей Европе.
Ансамбль Opus Posth
"Opus Posth" - название российской музыкальной группы, а также определение
культурной ситуации, в которой эти музыканты находятся.
Группа была основана
Татьяной Гринденко и Владимиром Мартыновым и состоит из членов "Московской
академии старинной музыки" (основанной Татьяной Гринденко в 1982 году). Opus
Posth исполнял "Magnificat", "Stabat Mater", "Canticum Fratres Solis",
"Exercises and Dances of Guido", "Requiem", "Ночь в Галиции" Мартынова, а также
"Fratres", "Tabula Rasa" Арво Пярта и "Утреннюю молитву" и "Вечернюю молитву"
Гии Канчели.
Opus Posth - производное от "Opus Posthumum" - обозначения музыкального
произведения, опубликованного после смерти композитора.
Идея лежащая в основе
Opus Posth гласит, что музыка может прекрасно обходиться без композиторов. Вся
старая музыка и музыка большинства мировых культур является не-композиторской
музыкой. Композитор важен только в европейской классической музыке. Согласно
Владимиру Мартынову и Татьяне Гринденко композиторы на самом деле искажают и
насилуют природу музыки, навязывая ей свои структурные решения, в
"посткомпозиторскую эпоху" композитор, исполнитель и публика - участники
коммуникативного обмена со Вселенной и космическим бытием. Музыкальный опыт
сродни ритуалу внутри "культурных канонов".
Именно по этой причине лица
исполнителей закрыты масками. Лицезрение их лиц отвлекло бы исполнителей и
публику от "потока контекста" и таким образом разрушило бы саму основу
исполнения. Музыка Opus Posth призвана продемонстрировать, как могут быть
сломаны общепринятые рамки и нормы традиционного концерта.
Адрес театра: ул. Сретенка, 19, м. Сухаревская.
Справка и заказ билетов т.291-4443, 290-4796,
teatr_vasilyeva@mail.ru
Билеты продаются: касса театра на Сретенке, 19 (м. Сухаревская), тел. 923-6204
PARTER.RU: 363-5555
1813 – В Лейпциге родился Вильгельм Рихард Вагнер - композитор, создатель цикла опер на сюжет германской мифологии, драматург и автор либретто своих опер, музыковед, философ и революционер »»
2003 – В 2003 году сэру Полу Маккартни вручили диплом почетного профессора Петербургской консерватории. После этого события в сети появились карикатуры на битла "Профессор консерватории, не знающий нотной грамоты" »»
Charles AZNAVOUR (1924)
Al BROWN (1934)
Jerry RICKS (1940)
Bernie TAUPIN (1950)
David DUNN (1953)
Jerry DAMMERS (1954)
Mary BLACK (1955)
MORRISSEY (1959)
Юрий ЦАЛЕР (1973)