MUSTELIDE  "В Mustelide мне безумно нравится быть одной"

Наталья Куницкая о новом альбоме своего проекта Mustelide, работе с Серебряной Свадьбой и преградах для развития музыкантов в Беларуси.

Имя опытного музыканта Натальи Куницкой до недавнего времени было на слуху лишь у слушателей кабаре-бэнда Серебряная Свадьба, в котором она отвечает за клавишные инструменты. Но с запуском в 2014 году сольного проекта Mustelide, чей материал разительно отличается от исполняемого Свадьбой, Наташей заинтересовались и любители красивой и небанальной индитроники - дебютный диск "Secret" отметился во многих профильных топах постсоветской электронной музыки. Подобная участь наверняка ждёт и второй диск "SPI" с презентацией которого проект Mustelide скоро выступит в столице. Накануне концерта мы созвонились с Натальей и поговорили о новом альбоме, сочетании сольного проекта с работой в Серебряной Свадьбе и преградах для развития музыкантов в Беларуси.

Звуки: Расскажи, с чего началось твоё увлечение музыкой?
Наталья: Началось с детства - школа с музыкальным уклоном, в 15 лет - первая рок-группа. Сразу же во все тяжкие. Играла в ней на синтезаторе, с тех пор группы менялись одна за другой - от легендарных в Беларуси коллективов, до совсем андерграундных. Так что уже больше десяти лет стою за клавишными. И всё это время я писала музыку сама, но стеснялась это показывать общественности. Двигалась робкими шажками: приносила какие-то черновики на репетиции групп, в которых играла. Сил и смелости со временем становилось всё больше, и уже в последнем проекте я смело приносила песни, которые мы вместе развивали и воплощали в жизнь. Я поняла, что получается неплохо, что стоит двигаться в этом направлении. Потом у меня появился инструмент, включающий в себя драм-машину, синтезатор и секвенсор. С ним я смогла понять, что можно всё, в общем-то, делать и без группы. Сначала я вносила его звучание в песни нашего коллектива, потом начала сочинять что-то своё, записалась на курсы изучения Ableton в Минске, что окончательно развязало мне руки. В итоге, два года назад свой первый альбом я прямо на курсах и сочинила.

Звуки: Про предыдущую пластинку нашёл в интернете даже такую цитату: "Опыта продюсирования у меня раньше не было, поэтому на этой работе я, скорее, училась и экспериментировала, полагаясь на чувства, ассоциации и свой вкус. Оттого все получилось крайне искренним, и стилистически самобытным. Альбом "Secret" был записан в домашних условиях. Практически половину текстов написала за одно утро. Остальные дописывались в транспорте, где-то в городе, когда появлялось свободное время".
Наталья: Примерно так всё и было. Честно, я никогда не испытывала проблем с сочинением материала. Мелодии всегда в голове, важно было научиться их грамотно фиксировать. Ну и смело выносить на публику.

Звуки: Новый альбом сделан более осознанно?
Наталья: Думаю, да. Я себе позволила больше экспериментировать, если можно так сказать, ну и больше работы было проведено, добавился новый инструментарий, стало больше знаний и опыта... Для меня "SPI" кажется работой более сильной, но записана она так же - в домашних условиях, самостоятельно.
Звуки: Музыка рождается быстро, а лирика как?
Наталья: Рождается какой-то образ в голове, как это было с песней "Salut". Это было сразу после моего пробуждения, мне хотелось посвятить песню несуществующему персонажу из моего сна, которого в жизни встретить невозможно, со мной такое часто случается. Когда подобный образ есть, песня рождается довольно быстро. Вот, например, про "Рахат-лукум", всплыло в голове это слово и само это яство, и всё сложилось само собой. И "Опушка", и "Синт и пух" - сюрреалистичные образы, но когда они приходят, всегда находится, что по этому поводу сказать. Одно цепляется за другое, вырисовывается какой-то мир.

Звуки: Недавно вышел клип "Salut", расскажи, как он появился?
Наталья: С клипом всё сложилось прекрасно. Когда я была в Москве, мы болтали с одной моей прекрасной подругой, которая захотела чем-то мне помочь. И дала послушать эту песню своему другу Кириллу Новикову, который не снимал клипов, но снимал рекламные ролики. Он услышал песню, загорелся, предложил сделать видеоэкранизацию. Это для меня было приятно и неожиданно. Он собрал замечательную команду талантливых людей, так клип и получился.

Звуки: Как сейчас сочетается сольный проект с участием в Серебряной Свадьбе?
Наталья: Честно говоря, совмещать очень сложно. Свадьба - одна из самых успешных групп в Беларуси, у нас мало того, что постоянные концерты и турне, ещё и ежедневные репетиции. Мы над чем-то постоянно работаем - делаем новый материал, переосмысливаем старый, на всё это требуется немало сил. Многие меня спрашивали меня о том, зачем мне это, ведь я вполне себя самодостаточно чувствую и в своем проекте. Здорово, когда ты работаешь один, но находиться в команде тоже очень важно. Это совершенно другие флюиды, особенно в правильной компании, если люди по-хорошему неуравновешенные и супер-талантливые. Это, с одной стороны, выматывает, но и обогащает с другой. Я поняла, что если ты занимаешься любимым делом, то энергии хватит на всё.

Звуки: Не рассматривалась возможность собрать концертный состав под сольный проект? Нередко бывает, что в студии творит один человек, а на концертах играет целый бэнд.
Наталья: В Mustelide мне безумно нравится быть одной. Чувствую себя таким властелином (смеётся), все свои задумки легче контролировать в одиночестве. Раньше, когда я играла в группах, приходилось подстраиваться, свои идеи часто оставались в стороне, своим видением иногда приходилось жертвовать. А здесь всё полностью в моих руках, поэтому собирать под себя живой состав желания у меня не было.

Звуки: В юности ты играла в рок-группах, почему же сейчас у тебя получается такая замысловатая индитроника? Следствие музыкальных влияний, звуковой диапазон синтезаторов, или что-то ещё?
Наталья: Верно говоришь, звучание и стиль, которые обозначить не очень легко, обуславливают инструменты. Синтезаторы - это то, в чём я, в какой-то степени, гуру, вот они и создали этот саунд. Электронной музыкой я, конечно, тоже всегда увлекалась. Почему рок-команды - в Беларуси независимая сцена больше развита в сторону гитарной музыки, как-то само собой получалось играть именно в рок-коллективах. В Mustelide все мои личные вкусы и возможности наконец-то сошлись вместе. И получился такой вот интересный микс в звучании.

Звуки: Ты часто выступаешь на шоукейсах за рубежом. Какие у тебя впечатления, какой опыт ты получаешь от подобных концертов?
Наталья: Сложилось так, что я прямо-таки коллекционирую шоукейсы, на питерском Colisium в прошлые выходные было уже пятое подобное выступление за год. Это довольно специфические мероприятия, с ними нужно уметь работать. Конечно, само по себе это прекрасно - путешествия, встреча с другой культурой, знакомства и общение. Я, прежде всего, к этому гедонистически отношусь - как к чему-то приятному и интересному. Конечно, люди ездят на шоу-кейсы, чтобы получить какие-то контакты, которые в дальнейшем можно использовать. Я только со второго альбома начала работать с менеджментом, до этого пыталась полностью всем заниматься сама, и на организационные вопросы не всегда хватало сил. Если знать, как грамотно использовать эти поездки, то получить из них можно многое. Для меня административные моменты проходили в пассивном режиме, больше интересовало, как будут воспринимать русскоязычный материал. Несмотря на язык, всё получилось - иностранная публика встречала меня очень хорошо.

Звуки: Если вернуться к выходящей пластинке, какая композиция далась тебе наиболее сложно?
Наталья: Был у меня такой опыт, это песня "Addiction". Проклятая прямо. Родилась она совсем быстро - сам процесс рождения иногда бывает таким. Буквально пара часов, и костяк композиции готов. Потом, конечно, я его долго дорабатываю, тем не менее. Но из-за технических неполадок сначала пропал проект песни, я её очень долго восстанавливала, для меня работа над ней превратилась в тоскливую рутину. Ещё и со сведением потом были проблемы… В общем, сложностей хватало. Быстрее всего родилась песня "Рахат-лукум" - это была первая песня для новой пластинки. Могу сказать, что меня очень вдохновляют инструменты. Если синтезатор с узнаваемым звучанием, в процессе его изучения у меня сами собой рождаются какие-то наброски. Вот как раз у меня появился DSI Prophet - аналоговый синтезатор с очень приятным, своеобразным звучанием.

Звуки: Большая у тебя коллекция синтезаторов?
Наталья: Я как раз сижу в своей студии - (считает)... пять, шесть, семь! А прочих электронных девайсов пока четыре, они тоже практически как синтезаторы. Наверное, я в чем-то веду себя как фетишист. Стоит уже остановиться, что-то продать… Но мне нравится, ничего не могу с этим поделать.
Звуки: А советских синтезаторов нет? Недавно прошла волна артистов, играющих в жанре soviet-wave, например, специально использующих архаичный звук.
Наталья: Да, есть два инструмента, но в этот раз не получилось использовать их в записи. Постараюсь это сделать на следующей пластинке. А по поводу звучания - у меня не было намерения достичь чего-то конкретного, я просто делаю то, что мне кажется красивым, порой даже не представляя, что получится в итоге. И всё равно результат с чем-то сравнивают. Возможно, какие-то влияния и имеют место, но они не намеренные.

Звуки: Какое у тебя отношение к современной независимой музыкальной сцене на родине? Происходит ли что то интересное?
Наталья: Я искренне пытаюсь следить за местной музыкой, поддерживать её, любить. Но несмотря на рост количества групп, зачастую мне нечего добавить в свой плейлист. Интересная мне музыка есть, но не так много, как хотелось бы, увы. Из тенденций можно выделить смену авторитетов. Новое поколение начинает о себе заявлять новым звуком, со всей смелостью. До этого у нас был пласт таких стареющих рок-н-ролльщиков, их традиции очень долго поддерживались. Мне нравится, что молодые артисты, которые следят за тенденциями, начинают выходить из тени. Но большинство таких музыкантов всё равно находится в андерграунде. Чтобы музыка дошла до масс, нужна поддержка со стороны, как минимум, СМИ.

Звуки: Насколько я знаю, у вас хватает административных барьеров для занятий музыкой - лицензия на гастролирование, например.
Наталья: Да, преграды есть. Многие музыканты, которые решили посвятить творчеству всю жизнь, официально не работают. А у нас недавно вышел закон о тунеядстве, который предполагает оплату штрафа теми, кто по документам не является трудоустроенным. Я стараюсь к этому относиться с юмором, конечно.
Звуки: А ты трудоустроена?
Наталья: Честно, нет. Как раз сейчас занимаюсь тем, что получаю сертификат творческого сотрудника, с недавних пор доступный у нас в стране. Но там, конечно, своя история. Нужна куча документов. Когда созванивались с ответственным за это чиновником, он говорил о том, что обязательно нужно сдавать ноты композиций, физические носители. А когда я заговорила о цифровой дистрибуции и рекорд-лейблах, то почувствовала, что на той стороне трубки об этом, кажется, слышат впервые. Интересный, в общем, квест складывается. Стоящая музыка есть, но, к сожалению, нет условий для того, чтобы талантливые люди оставались в Беларуси и что-то здесь развивали. Это немного расстраивает. Они продолжают творить за границей, но всецело называть это белорусской музыкой уже нельзя. К вопросу о барьерах и сложных условиях - это предполагает и неплохой отсев. Люди, которым музыка только для личного развлечения, отсеиваются очень быстро, и они не плодят кучу ненужного материала. Только самые смелые решаются во всё это погрузиться. Ситуация также хороша тем, что многое начинается с чистого листа. В моем сегменте, например, практически никто, кроме меня, не работает, конкуренции я не чувствую. И здесь стать значимым артистом в этом плане куда проще, чем, например, в Америке. Есть проблемы с площадками и, следовательно, с количеством концертов. Отличные ребята есть, которые решаются и делают какие-то коммьюнити, лофты, заведения, тратят на это много сил, воплощая в жизнь безумные идеи. Но они тоже сталкиваются с трудностями, и эти места так же быстро закрываются, как и открываются. Люди есть, но если бы было больше возможностей встречаться и поддерживать друг друга, то и развитие было бы более быстрым и плодотворным.

Mustelide: Презентация альбома "SPI"
Москва, Центр MARS
1 мая, 20:00. Вход свободный

26.04.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)