Театральные люди знают: режиссёр умирает в актере – как зерно умирает в земле, чтобы взойти пышным колосом. Рок-звездам подобное творческое самоотречение обычно не свойственно, поскольку противоречит самой сути их дарования, но Леонид Фёдоров – давно уже больше чем "просто" рок-звезда, лидер рок-группы и автор её хитов. Поэтому с первых своих настоящих сольных альбомов – "Анабэны" и "Лилового дня" - последовательно и целенаправленно (хотя на внешний взгляд и неприметно) движется от музыкального альбома как набора веселых и грустных песен к альбому как цельному высказыванию. Уже не столько музыкантскому, сколько мировоззренческому. То есть как раз режиссёрскому.
Конечно, в музыкальном мире режиссёра в этом смысле обычно называют "продюсером", но уж больно это слово захватано шоу-бизнесом, поэтому лучше пользоваться термином театральным. Так вот: на новом альбоме Фёдорова-Волкова "Гроза" этот путь из актёров в режиссёры пройден почти до конца. Из одиннадцати треков два, открывающий и закрывающий – это характерные новоджазово-неоакадемические пьесы Волкова, а еще три из девяти оставшихся – натуральный радиотеатр: Анри Волохонский своим бесплотным, словно бы потусторонним голосом читает собственные переводы ветхозаветной книги Бытия (!) и грустной английской песенки о потонувшем кверху лапками гусе, а другой патриарх русской литературы, Андрей Битов – густым утренним баритоном декламирует одно из последних стихотворений Введенского "Прощайте, темные деревья, прощайте, черные леса". Причем, как в настоящем радиотеатре, стихи Введенского перемежаются "авторскими ремарками" - в отличие от того, как этот же текст использует Маноцков на диске "Пели".
Но и это еще не всё: еще один трек - получается, уже шестой из одиннадцати – это натуральный жестокий романс Алексея Мерзлякова "Среди долины ровныя", который пел еще Шаляпин (правда, на другую мелодию), а седьмой – реальный фрагмент из пьесы Островского "Гроза", который Фёдоров неожиданно поёт басом - уступающем, конечно, шаляпинскому, но всё-таки довольно непривычным для тех, кто помнит "В Багдаде все спокойно" и "Давай откроем эту дверь". Кстати, общаясь с журналистами, Фёдоров наконец признался в том, что всегда скрывал: слова этого задорного хита раннего АукцЫона сочинил он сам. А почему признался только сейчас? К слову пришлось: на "Грозе" тоже есть его собственный текст (третий за всю его карьеру): правда, состоящий всего из двух повторяющихся слов: "Удавил – придушил".
Текст, прямо сказать, незатейливый (в отличие от сопровождающей его хитрой перкуссии), но определяющий. Потому что диск "Гроза" сложился – и пора наконец это сказать – вокруг одноимённой пьесы Александра Островского. Точнее, предполагавшегося спектакля по ней. Со спектаклем "не срослось", а вот с диском вполне срослось. Отсюда и театральные реминисценции, и пение на разные голоса, в прямом смысле, и, главное, сам Фёдоров скорее в роли режиссера – разработчика драматургии и организатора звукового пространства, чем собственно поющего-играющего артиста.
Впрочем, на прослушивании он с гораздо большим увлечением говорил не о классической пьесе Островского, а о новаторском фильме Ильи Хржановского "Дау", в котором Фёдоров и Волков принимали участие, и титаническая работа над которым находится наконец в финальной стадии. Подробности проекта раскрывать пока что нельзя, но общая идея такова, что 40-летний режиссер при помощи и на основе кино создает из сырой материи законченный, огромный мир, - страшный и прекрасный, как Господь Бог сотворил мир из протоплазмы.
Нечто подобное происходит и на альбоме "Гроза". С той конечно, разницей, что готовился он всё-таки не семь лет, а в более сжатые сроки (не говоря уж о бюджетах).
Презентация альбома "Гроза"
Санкт-Петербург, Эрарта
23 апреля
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)