Приезда Роджера Уотерса (Roger Waters) мы
ждали с
1989 года. Именно
тогда состоялся визит в Москву
основанной им некогда вместе с Сидом
Барреттом группы Pink Floyd. Группы, в которой его не хватало, и от
которой после его ухода
перестали ждать открытий.
Все эти годы "Mr. Pink Floyd" просто работал.
Выпустил несколько мощных сольных альбомов, поставил знаменитое шоу "The Wall"
в Берлине, и
вот теперь - "катает" по миру программу "In The Flesh".
За это время мы слышали множество шарлатанов от рок-музыки, но лишь
поговорив с Уотерсом и послушав его на концерте, понимаешь, насколько этот
музыкант отличается от толп "стригущих купоны" ровесников: он - душа Pink
Floyd, его
суть. Музыка в чистом виде.
За день до концерта мы
пришли, чтобы увидеть и услышать настоящего, живого человека,
создавшего великую
группу - и сумевшего пойти дальше.
Роджер никогда не думал о том, чтобы
возродить Pink Floyd либо как-то иначе связать свою деятельность с погибшей группой.
Он не "в бизнесе", не слушает современную музыку и не считает себя частью
индустрии. Он может себе позволить потратить год на написание одной песни в
память о погибшем друге. Самой
важной вещью в жизни он считает умение говорить с теми, кого ты любишь.
Днем раньше Уотерс отыграл свою программу в Санкт-Петербурге - и публика не отпускала его со сцены два часа.
Звуки: - Роджер, поделитесь своими впечатлениями от России.
Roger Waters: - Концерт в Питере прошел отлично. Публика была фантастическая
встречала нас с большим энтузиазмом, было видно, что они знают наше творчество.
То, что мы приехали в Россию, играет для меня огромную роль: я получаю письма и
знаю, какой резонанс мое творчество получает именно в этой стране,- поэтому мне
очень важно, что я смог наконец приехать в Москву и Санкт-Петербург.
Музыкант серьезно отвечает на вопросы, не пытаясь отшутиться и давая себе время
на размышление. Это позволяет мне задавать в процессе беседы все более и более
"отвлеченные" вопросы, но Роджер не выказывает удивления, когда его спрашивают о
религии или поэзии. Так, на вопрос "Вы считаетесь одним из лучших рок-поэтов. А
чья поэзия вам больше всего нравится?" - он вполне серьезно отвечает:
Roger Waters: - Это Дилан и Джон Леннон, Нил Янг и Робби Ньюман - те,
кто способен создавать серьезную поэзию.
Предыдущий европейский Уотерс свернул, не завершив. Дело в том, что публика, видевшая - в записи или "живьем" - знаменитое шоу "The Wall" в Берлине, ждала повторения феерии - и почувствовала себя разочарованнной, увидев значительно более "экономно" поданные концерты. Однако шоу класса "Стены", помимо того, что оно чрезвычайно красиво, еще и очень громоздко,- а следовательно, затратно.
Roger Waters: - У меня хорошие воспоминания об этом шоу. Я думал о том, чтобы его повторить, но это тяжело и связано со специфическими трудностями. Я помню Билла Крайма, американского промоутера,- он занимался деньгами, майками в Берлине, это был отличный опыт... но я не ожидаю, что найду кого-нибудь вроде этого парня. Люди часто просят меня о том, чтобы устроить шоу, подобное Стене. Кто-то должен за это платить. Может, мы опять сделаем это по билетам, а может - найдем спонсора, который это оплатит, вроде Coca-Cola или American Express. Бесплатно такие вещи не делаются.
Звуки: - Мы привыкли к тому, что Ваши концерты - это нечто большее, нежели просто исполнение песен. Насколько для Вас важна зрелищная составляющая шоу?
Roger Waters: - Я бы не сказал, что мое шоу такое
грандиозное. Что для меня
важнее - на своих концертах я еще с 60-х годов использую квадрофонический звук,
а в остальном свет и прочие элементы концерта не отличаются от других артистов.
Наверно, рок-шоу имеет определенный формат, и этот формат подразумевает
использование неких элементов театрализованной постановки. А использование
чего-то остального не имеет смысла, если оно не передает каких-то
дополнительных эмоций и не помогает лучше раскрыть творчество исполнителя.
Звуки.Ru: - А в каком состоянии сейчас находится Ваша знаменитая опера?
Roger Waters: - Я почти было закончил работу над "моей знаменитой оперой" год назад, когда обнаружил, что сюжетная часть имеет некоторые недостатки,- поэтому я ввел туда новых героев, и в результате там прорезалось несколько новых сюжетных линий. Дело в том, что опера "Ca Ira" посвящена истории Французской революции, и там не хватало отношений между Марией-Антуанеттой и обыкновенным гражданином франции. Там, видимо, будет сюжет, в котором их дети приходят на могилу казненной Марии. Я думаю, что нужно будет написать еще три-четыре арии. Это очень длительный процесс, эта работа отнимает у меня много времени. Но в работе мне помогают другие люди - например, либретто написал Etienne Roda-Gil.
Звуки: - Ваш сын играет в составе Вашей новой группы?
Roger Waters: - Да, он играет на клавишных.
Звуки: - Насколько помогают вашей работе цифровые технологии? Вы ведь клавишник, то есть человек изначально более продвинутый. Используете ли Вы что-либо из технических новшеств во время записи или во время написания музыки?
Roger Waters: - Во время записи я не использую никаких хай-тековских разработок. Зато во время работы в студии над CD, при доведении их до ума, я использую программу, разработанную E-Magic,- она называется Logic.
Звуки: Многим молодым музыкантам интересно, как вы конструируете музыку. Но не менее важно
получить от мэтра своеобразное "напутствие". Что Вы посоветовали бы
начинающему рокеру?
Roger Waters: - Я бы такому человеку сказал: слушай свое сердце. У
меня недавно состоялся разговор с моим сыном - он хотел уехать из своего
колледжа в Америке, поскольку чувствовал там себя несчастным. А жена настаивала
на том, чтобы он остался. Я ему тогда сказал, что есть две вещи в жизни: одна -
трудная, а другая - самая трудная. Так вот, самая трудная вещь - это понять
свои чувства, понять, чего ты на самом деле думаешь. А вторая - действовать,
поняв это. Нужно уметь отличать то, что чувствует твой папа, твоя мама, твое
правительство или твоя церковь, и то, что чувствуешь ты сам.
Звуки: - The Wall - шоу отстросоциальное, и все же это, скорее, антиутопия. Что произойдет с миром?
Roger Waters: - Мне не хочется быть пророком. Одной из пугающих тенденций сегодня становится рост влияния
религиозных догматов, то, как они словно заволакивают дымом, их давление на
политические и
экономические вопросы. Это нарыв, который однажды прорвется. Я замечаю, что происходит
в Пакистане, Афганистане, Индии, Кашмире, когда политики используют религию как
прикрытие. И все больше и больше политики обосновывают свою позицию
религиозными догмами. Это самая тревожная вещь на сегодняшний день. Я пишу
песни и пою об этом уже 40 лет.
Звуки: - Не считаете ли Вы, что если когда-нибудь четыре мировые монотеистические религии объединятся, это принесет какой-то положительный эффект,- возможно, будет меньше войн?
Roger Waters: - Предсказания - не мой конек. Это не важно с позиции агностика, которым я был всю жизнь. Мне трудно поставить себя на место таких людей, как Аятолла Хомейни или Джордж Буш, мне трудно думать об их влиянии. Это, с моей точки зрения, неумно и не продуктивно. Что касается меня, то мне кажется, если бы все было бы полно любовью - проблемы, волнующие людей, исчезли бы за ночь. Потому что мы не стали бы сражаться за святые мощи, а смотрели бы на человеческие существа и пытались бы сделать мир более терпимым. Этот мир, где мы живем и умираем, оставляя его детям. Это сложный вопрос - о человеческой жизни,- и мы продолжаем думать над ним уже пару сотен лет,- мы еще в процессе. Главное - не давать безумию взять верх...
А потом был концерт. Два с половиной часа чистого кайфа.
Профессионализм
музыканта, стоящего на сцене, непостижим. Он проявляется как в большом, так и в
малом: почти безукоризненная пунктуальность (на концерт опоздала публика, а не
музыкант, терпеливо дожидавшийся за кулисами, пока слушатели просочатся сквозь
кордоны охраны), нереально качественный саунд (вы
можете представить себе огромный зал с практически студийным звуком?),
изобретательный видеоряд (судя по всему, говоря о зрелищной части концерта,
Уотерс просто шутил) - и потрясающая музыка.
Эти вещи уже стали классикой, но я уверена, что каждый
из бывших на концерте
согласится со мной: они не "забронзовели", и звучат в исполнении своего
создателя по-прежнему новаторски. Шоу 'In the Flesh' включает в себя примерно
60 процентов раннего материала Pink Floyd,- среди них Another Brick, Mother и
другие классические вещи с альбомов 'The Wall' и 'Dark Side Of The Moon',
несколько вещей с 'Amused To Death', одна - с 'Pros & Cons...',
плюс пара новых (концерт начался с 'In the
flesh', а в конце состоялся обещанный дебют новой песни 'Flickering Flame').
Первое, что обращает на себя внимание,- абсолютная погруженность в музыку,
которую Уотерс обеспечивает своему слушателю. На его концерте используется
традиционный, и потому так щемяще-близкий нам видеоряд в знакомом "флойдовском"
стиле, звучат традиционные, но потрясающе профессиональные инструментальные
партии и поют классически роскошные бэк-вокалистки.
Но вот что удивительно:
Кроме этого, он не использует больше НИЧЕГО.
В 1989 году по залу летала надувная свинья, с неба сыпались фальшивые доллары и
работала сложная светотехника. Люди работавшие на сцене, выкладывались
по-полной: судя
по их виду, после концерта их точно ожидало обезвоживание организма.
Роджер Уотерс, просто певший 2 с половиной часа на фоне звездного неба, полной
луны и космических объектов, "держал зал" без единого усилия, невозмутимый,
словно Будда.
На самом деле, настоящая психоделическая музыка - это музыка, которая
вообще не требует внешнего антуража. Она исподволь вплывает в сознание,
открывая в нем огромные дыры, сквозь которые слушателя начинает наполнять и
переполнять требующее переосмысления
мироздание. За время концерта всякий желающий смог получить свою порцию
космоса. И у каждого этот космос был разный: грустный и одновременно бескрайний
'Miracle', радужный и сюрреалистический 'Brain Damage', непостижимый 'Perfect
Sense'.
Нынешний состав, играющий с Уотерсом, во многом более техничный, нежели сам бэнд-лидер: виртуозные гитаристы
Andy Fairweatherlow и Snowy White (повергший зал в состояние
транса своим соло Doyle Bramhall II - помимо игры на гитаре, он вел
вторую партию вокала), ударник от бога Graham Broad.
Нарушал эту идиллию лишь Уотерс-младший: для клавишника его возраста
парень играет удивительно здорово, но до старших коллег ему все же далеко. Во всяком
случае, в
'Shine On you Crazy Diamond' и 'Confortably Numb' его "отставание на
полкорпуса" было весьма ощутимо.
Бывали моменты, когда комок стоял в горле и на глазах у людей показывались
слезы: вступление к 'Miracle' и 'Perfect sence', кадры хроники в 'Wish You
Where Here', 'Amused To Death' и 'Money',- скорбные лица стариков, и
мортиролог, и юный Уотерс с хохотом валится
спиной в пшеницу, и зал хором запевает "shine on, you crazy diamond"...
Это больше, чем ностальгия. Это - надежда и осознание того, что можно быть
живым и творить все эти годы, не размениваясь на дурацкий гламур. Оставаться
человеком и жить.
Перед концертом Уотерса спросили:
Роджер, Вы работаете над
следующим альбомом, заканчиваете работу над оперой,- чего
Вы еще хотите достичь в музыкальной карьере, и что служит для вас источником
вдохновения?
И он не стал впадать в пафос, и снова остался человеком. Он сказал:
- У нас будет вечеринка для группы в Дублине через три недели. Все
ждут какого-то сюрприза. Это секрет: я решил научиться играть на трубе, играть
Данни Бойла. Я надеюсь, вы не расскажете об этом остальным членам группы. Если
кто-нибудь умеет играть на трубе, пожалуйста, поднимитесь
позже в мою комнату.
Вот так. Кто-то в этом мире просто должен делать музыку, и
хорошо, что это - именно Роджер Уотерс, первопроходец, достигший многого и
продолжающий двигаться вперед все эти годы.
Он говорит:
"Просто это мое дело, моя жизнь.
Писать песни, играть музыку".
Дата рождения:
6 сентября 1943
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)