Боуи пронесся сквозь десятилетия как яркая и необычная комета, оставляя позади
гениальные артефакты, миллионы ошарашенных и навеки очарованных поклонников,
сотни вдохновленных последователей.
Боуи, меняющий образы и стили с
неподражаемой лёгкостью.
Боуи, возведший лицедейство в ранг неотъемлемого
атрибута рока.
Боуи, проявивший себя во всех видах современного искусства: от
пантомимы и живописи до перфоманса и кинематографа. Открывший для широкой
публики Игги Попа, Лу Рида и Иэна Хантера.
Человек с тысячью лиц - Боуи.
До начала времен
Прежде чем стать Боуи и вознестись в заоблачные высоты, где обитают рок-идолы,
Дэвид прожил 19 лет под своей настоящей, весьма заурядной фамилией Джонс.
Уроженец лондонского района Брикстон (8 января 1947 г.) Дэвид по молодости
учился живописи, но окончательный выбор был сделан в пользу музыки. Мольберт
полетел в сторону, а в руках у Дэвида Джонса (David Jones) оказался
саксофон. В 1963 г. он
возглавил группу David Jones & King-Bees, вдохновляясь в равной мере блюзом,
джазом и ранним американским рок-н-роллом. Группа вечерами играла по лондонским
клубам, а днем Дэвид из последних сил тянул лямку в рекламном агенстве. Бум
новой английской поп-музыки не миновал и King-Bees - весной 1964 г. они
подписали контракт с Vocalion, филиалом звукозаписывающего монстра Decca.
Летом выходит сингл - первый, он же последний. Коммерческого успеха нет, группа разваливается.
В декабре того же года Дэвид стартует заново - теперь вместе с Manish
Boys.
Эта попытка более успешна, дело доходит до контракта с Parlophone (лейбл The
Beatles), пробного сингла и даже появления на ТВ (аудитория более впечатлена
длинными - по тем временам - волосами участников группы, нежели музыкой). Потом
проект переименовывают в David Jones & Lower Third. Хотя и под этой вывеской
записи не имеют резонанса, происходит другое важное событие - группой
заинтересовался некто Кен Питт (Ken Pitt),- человек с опытом и связями в шоу-бизнесе.
Сначала Питт становится менеджером Lower Third, но ему очевидно, что всё
держится на Дэвиде. Согласно советам Питта и внутренним импульсам, Дэвид
начинает сольную карьеру. В январе 1966 г. он подписывает контракт с Pye
Records, но - уже как Дэвид Боуи (David Bowie).
Новая карьера в новом городе
У смены имени было очень простое объяснение - в Штатах появилась интенсивно
раскручиваемый по телевидению бой-бэнд Monkeys, одного из участников которого
звали Дэвид Джонс. Но кроме естественного желания быть оригинальным, новое имя
обязывало к новой жизни. Боуи - фамилия изобретателя известной марки
охотничьего ножа. Острый и стремительный, Боуи устремился к новым высотам.
Lower Third распались в феврале 1966 года, успев записать с Дэвидом материал
для его первого сольного сингла, вышедешего еще на Parlophone в январе -
"Can t
thinking about me". В апреле Дэвид дебютирует как артист Pye с
синглом "Do
anything you say". Реакция публики нулевая, и Кен Питт уводит своего
подопечного на Deram Records, где согласны выпустить целый альбом Дэвида. С
осени 1966 г. музыкант работает в студии, отказавшись от прямолинейности
электрического рока своих предыдущих составов и создавая изысканно-манерный
полуакустический фолк с влияниями европейского кабаре.
Предвосхитив релиз двумя
отличными синглами "Rubber band" и "Laughing Gnome" Дэвид и Кен
Питт подготовили
свое послание миру к лету 1967 года. Альбом "David Bowie", тепло встреченный
критикой (Дэвида называли многообещающим молодым артистом, сравнивали с Диланом
и Донованом), тем не менее затерялся среди обилия шедевров, произведённых тем
летом любви. Казалось, что все усилия тщетны, что Дэвид обречен быть артистом
для узкого круга поклонников и неизменного Питта.
В августе 1967 г. Дэвид на время задвинул музыку на второй план и записался
актером в театр пантомимы Линдси Кемпа, где проработал почти год. На протяжении
1968 г. разносторонние творческие интересы Боуи проявились также в съемках
авангардного фильма на пару с Питтом, основании авнгардного клуба "Бекенхэм Арт
Лэб" (громкое название, подразумевавшее заднюю комнату в пабе, где Боуи
репетировал) и сколачивании недолговечной новой группы Feathers. Эксперименты
на сцене и в студии сподвигли музыканта на очередную попытку прорыва.
Одним из его новых знакомых в это время оказался Тони Висконти (Tony Visconti) - ведущий
радиошоу, музыкант и продюсер. Висконти выводил в люди Марка Болана (Marc Bolan),
почувствовал будущую звезду и в этом случае. С весны 1969 г. Боуи и Висконти
засели в студии, а Питт организовал контракт с Philips. К лету характер и
содержание будущего альбома вполне определились - Висконти добавил к
изысканному поп-мелодизму Боуи драматизм и разнообразие электрических
инструментов, собрав ради этого мощный аккомпанирующий состав: будущий участник
Yes Рик Уэйкман (Rick Wakeman) на
клавишных, экс-соратник Джона Мэйелла Терри Кокс (Terry Cox на
барабанах, опытные сессионные музыканты Херби Флауэрс (Herby Flowers) (бас) и
Тим Рэнуик (гитара).
11 июля 1969 года, в день высадки первого человека на
луне. Дэвид Боуи начал
своё собственное странное космическое путешествие. Выпущенный тогда сингл "Space
Oddity" стал первым большим хитом Дэвида, дойдя до 5-ой позиции национальных
чартов. Успех не в последнюю очередь был вызван сезонной модой на космос, "Space
Oddity" даже стали музыкальной заставкой серии ТВ-передач BBC на эту тему;
однако песня была хороша и сама по себе - сложная структура, переходы от
акустики к электричеству и обратно, оригинальный текст, повествующий о некоем
астронавте майоре Томе, решившем остаться в космосе. Длинноволосый худой юноша
в сверкающем комбинезоне, Дэвид Боуи осенью отправляется в первое большое турне
по Британии, разогревая Humble Pie. Одновременно выходит второй альбом,
поначалу названный просто "David Bowie", но затем перезидававшийся либо
как "Man
of words, Man of music, либо как "Space Oddity" - дабы отличаться от дебютного
альбома 1967 г., выпущенного Deram.
Вернувшись в Лондон. Дэвид формирует себе постоянный аккомпанирующий состав,
куда входят гитарист Мик Ронсон (Mick Ronson), барабанщик Джон Кэмбридж
(John Cambridge) плюс Тони Висконти на
басу. Стабилизируется и его личная жизнь - 20 марта 1970 г. Дэвид женился на
Энджи Барнет, девушке с большими амбициями. Еще одним новым близким человеком
стал Тони де Фриз, сменивший в августе 1970 г. Кена Питта на посту менеджера.
За пять лет совместной работы Кен много сделал для Боуи, но после второго
альбома карьера последнего приобрела более широкие перспективы, так что Дэвиду
потребовался боле жесткий и напористый управляющий делами. Усилиями де Фриза
скитания Боуи по звукозаписывающим фирмам заканчиваются - в ближайшие 10 лет
его издателями будут RCA.
В ноябре 1970 г. выходит очередной альбом Боуи - "Man who sold the
world" (кавер-версия заглавной песни с которого станет 25 лет спустя
посмертным хитом Nirvana) - здесь
играет новый барабанщик Мик 'Вуди' Вудмэнси (Mick "Woody"
Woodmansey). Это более роковая и жесткая
запись, нежели предыдущие,- но чувство стиля соблюдено, и критика ставит Боуи в
пример любителям примитивных запилов типа Black Sabbath или Grand Funk
Railroad. Вскоре Боуи наряду с Марком Боланом будет рассматриваться критикой
как ключевая фигура стиля "глэм",- то есть блестящего, театрализованного рока,
где жесткое гитарное начало сочетается с "доступностью" мелодий.
Боуи
действительно в полной мере использовал актерские навыки, разворачивая на сцене
впечатляющее шоу с использованием грима, сверкающих костюмов, световых
эффектов и т.д. С начала 1971 г. его энергия направлена на покорение США. Дэвид
шокировал местную публику, появившись в женском платье и намекая на свою
бисексуальность - для консервативной Америке это было слишком, ведь даже в
родной Англии прийти на концерт столь неординарного исполнителя кое-где в
провинции было близко к акту гражданского мужества.
28 мая 1971 года у Дэвида и Энджи родился сын. Данкан Зоуи Хейворд, но куда
большее внимание привлекло другое детище Боуи - его четвертый альбом "Hunky
Dory", соответствующий всем стандартам глэм-рока: сильные мелодии, жесткие (но
не слишком) гитары, пародоксальные тексты. "Changes" стали хитом, а ироничные
стилизации "Andy Warhol" и "Song for Bob Dylan" были оценены
критикой. Рик Уэйкман
снова украсил альбом своей игрой, басовые партии записывал новобранец Тревор
Боулдер (Trevor Bolder). Альбом быстро двинулся к
3-й позиции национальных чартов, не выходя из
них целых 72 недели. Дэвид поиграл на альбоме T.Rex, совершил краткое
турне по
Англии, а затем засел за концептуальное произведение о любви, смерти и музыке.
Эта запись стала переломной в его карьере.
Звезда родилась
Альбом "Rise and fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" (1972)
повествовал о стремительной карьере рок-звезды Зигги, кумира тинейджеров.
Апокалиптические предчувствия, нервное исступление, безумие, самоубийство,
ненависть и обожание толпы - Боуи затрагивает все эти темы в мощном
рок-альбоме, основу звучания которого составили энергичные гитары Ронсона и
пение Боуи, варьирующееся от лирического шепота до истерики. Спродюсированный
Кеном Скоттом (Ken Scott), Ziggy... имел коммерческий успех и очень хорошую
прессу. Боуи
пародировал культ рок-звезды, но именно после этого альбома его самого стали
воспринимать как звезду. Утверждению этого статуса способствовало знаменитое
интервью Боуи 'Melody Maker', в котором он открыто объявил о своей
бисексуальности и о том, что первый его сексуальный опыт был гомосексуальным.
Ошарашенная публика еще раз убедилась в том, что Боуи - одна из самых необычных
звезд современности.
В сентябре 1972 года началось британское турне, плавно
перешедшее в мировое и завершившееся лишь к весне 1973 года (согласно
легенде, во время последнего лондонского концерта некий молодой подонок по
имени Стив Джонс украл из-за кулис несколько гитар; мы все ему простим за Sex
Pistols). Группа Боуи, именовавшаяся теперь не иначе как Spiders from Mars,
расширилась до квинтета за счет пианиста Майка Гарсона и старого соратника Боуи
по Feathers Джона Хатчинсона в роли второго гитариста.
RCA тем временем кует
железо пока горячо и переиздает старые альбомы и синглы, Deram не отстает и
выпускает сингл 1967 года "Laughing Gnome", который на волне боуимании
поднимается до 3-го места в чартс.
На ура был принят и новый альбом Боуи "Alladdin sane" (1973). Он мог показаться
более ориентированным на мейнстрим, но в лучших его эпизодах неистовые
фортепианные импровизации Гарсона разрушают традиционные рок - структуры.
Альбом возглавил британский чарт и дошел до 12-ой позиции в Штатах.
К слову о Штатах - Боуи использует свои новые возможности для помощи Лу Риду
(Lou Reed),
бывшему лидеру Velvet Underground, который пытается наладить свою сольную
карьеру. Боуи и Ронсон спродюсировали его альбом "Transformer" (1972), имевший
значительный успех. Боуи взялся опекать и еще одну необычную фигуру
американского рока - саморазрушительного лидера Stooges Игги Попа
(Iggy Pop). Его вывезли
в Лондон, устроили контракт, предоставили студию - результатом стал знаменитый
альбом "Raw Power". Боуи помог выбиться в люди и английской группе
Mott the
Hoople во главе с певцом Иэном Хантером (Jan Hunter), написав для
них песню "All the young
dudes", ставшую английским хитом номер один и перекрыв таким образом личные
достижения самого Боуи. Вряд ли было бы справедливо объяснять всё это чистой
благотворительностью и искренней дружбой - Дэвид все же не был профессиональным
музыкантом: он был артистом в самом широком смысле слова и всегда нуждался в
тщательном исследовании происходящего вокруг, чтобы получить источники идей
более мощные, чем мог породить он сам. Рид, Поп и Хантер, несомненно, обладали
такими простыми и натуральными талантами, от которых Боуи мог оттолкнуться в
своем движении вперед.
В июле 1973 года Дэвид завершил мировое турне и простился с образом
загадочного Алладина. Конец турне оказался и концом группы, сопровождавшей Боуи
с 1970 г.: вкусив славы и денег, Боулдер, Хатчинсон и Вудмэнси решили создать
свою группу и заявили об уходе. След их вскоре затерялся (за исключением
Боулдера, объявившегося в Uriah Heep). Ронсон же присоединился к Mott the
Hoople, так что очередной альбом Боуи записывал с сессиоными музыкантами - это
был "Pin Ups" (1973), подборка классических британских хитов 60-х:
The Who, The
Merceybeats, Pretty Things, Kinks,- то есть тот репертуар, который игрался
Дэвидом Джонсом по клубам в середине 60-х. Однако основное внимание в это время
Боуи уделяет своему новому концептуальному проекту Diamond Dogs. Первоначально
предполагалось создать полноценную музыкальную драму по мотивам романа '1984'
Джорджа Оруэлла, но вдова писателя воспротивилась - так что Дэвиду
пришлось
опираться лишь на проблематику и некоторые образы '1984' (Большой Брат и
т.п.). Эта картина грядущего тоталитарного апокалипсиса стала работой куда
более личной, чем предыдущие - музыкант сам её продюсировал, сам играл на многих
инструментах, сам разрабатывал сценографию будущего турне. От 'Spiders...' к тому
времени остался один Майк Гарсон, так что пришлось набирать новых - впрочем, не
совсем - музыкантов: Эйнсли Данбэр барабанил на Pin Ups, басист Хэрби
Флауэрс играл с Боуи в конце 60-х. По звучанию это был возврат ко временам
Ziggy - жестяной гитарный рок, моментами доходящий до хорошо срежисированной
истерии. Появившись летом 1974, "Diamond Dogs' побил все рекорды популярности
предыдущих работ Боуи, издевательский псевдореволюционный гимн "Rebel
Rebel"
пополняет список хитов, турне с этим шоу оценивается прессой как самое лучшее
и самое дорогое в истории рок-музыки. Но восхождение к таким высотам имело и
обратную, тёмную сторону - Боуи был совершенно выжат беспрерывной гонкой
предыдущих лет, многомесячными гастролями с их неизбежными атрибутами
алкоголем и кокаином. Лучшее турне всех времен и народов закончилось
символически - трейлер с аппаратурой утонул в озере. Дэвид понял намек судьбы и
распустил группу.
Шесть месяцев спустя последовала отставка де Фриза, вызванная
как усилившейся личной неприязнью, так и банальным вопросом артиста к
менеджеру: "А деньги где?" После шести коммерчески успешных альбомов и трех лет
прибыльных гастролей Боуи с удивлением обнаружил - финансовое положение
далеко не блестяще. Предположение, что за его счет кормилась целая армия
прихлебателей, подтвердилось.
На очереди был и разрыв с Энджи, которую Rolling Stones к тому времени
увековечили в своем хите Angie (1974). 20 лет спустя она разразится книгой
воспоминаний, которая будет состоять в основном из перечня тех, с кем спала
она, с кем спал Дэвид и кого они любили вместе. Из старых соратников Дэвид
сохранил отношения только с Тони Висконти. В конце 1974 года они отправляются в
Америку, чтобы начать новый этап карьеры Дэвида.
Молодые американцы
Работая в США, Дэвид отошел от стилистики прошлых лет, сделав своей опорой соул
и фанк, отчего музыка нашего героя стала более мягкой и доступной, не потеряв
при этом
оригинальности и сильного содержания. Альбом "Young Americans" (1975) записывался
в одной из двух столиц музыки соул - Филадельфии, и задумывался как ироничное
послание американской аудитории. Соответственно одним из синглов был выпущен
язвительный белый фанк "Fame", написанный при помощи еще одного обосновавшегося
в Штатах британца по фамилии Леннон и ставший хитом номер один в США.
Дэвид мог
бы по случаю припомнить Леннону, что в 1968 г. созданная The Beatles компания
Apple отказалась иметь дело с молодым Боуи, но вряд ли он это сделал.
Теперь-то Боуи имел возможность наплевать на всю музыкальную индустрию
целиком, заявив что-нибудь типа: вот уж кем я никак не хочу быть, так это еще
одной грёбаной бессмысленной рок-звездой. Но он слишком сильно завяз во всем
этом, поэтому грозится уйти со сцены - но не уходит, а вместо этого записывает еще
один американский альбом, продолжая работать с черной музыкой и адаптируя к
своей манере соул и диско. К его аккомпаниаторам Карлосу Аломару (Karlos
Alomar гитара) и
Дэннису Дэйвису (Dennis Davis, барабаны) присоединяются гитарист Эрл
Слик, басист Джордж
Мюррей и клавишник Рой Янг. Альбом "Station to Station" (1976) включает всего
шесть песен: это неторопливый размеренный поп-рок, созданный в результате
органичного смешения соул и доисторического попса средствами электроники и
современного рока - Боуи называл это "plastic soul". Для начавшегося в феврале
1976 года мирового турне Боуи создает себе новый образ - "Тонкого Белого
Герцога", весьма странный персонаж, которого Дэвид почему-то считал фашистом.
Все заканчивается очередным нервным срывом, чему очевидно способствовало и
героическое путешествие Боуи на транссибирском экспрессе из Владивостока в
Москву, когда чуть ли единственной едой для него был кефир из станционных
буфетов, а попытка пообедать в московском ресторане закончилась немедленным
пищевым отравлением. Более известен факт конфискации таможенниками на
советско-польской границе коллекции артефактов третьего рейха - Боуи
оправдывался намерением снять документальный фильм о докторе Геббельсе. Быть
может, он говорил правду.
Осенью 1976 года в поисках нового убежища и нового источника вдохновения Боуи
и Висконти появляются в Западном Берлине.
Тайная жизнь Берлина
Постепенно Боуи возвратился в работоспособное состояние и завязал с
кокаиновыми наклонностями. К нему прибыла его американская группа - Аломар,
Мюррей, Дэйвис, Янг плюс новый гитарист Рики Гарденер (Ricky Gardner).
Однако основным
партнером для творчества стал английский композитор-синтезаторщик Брайан Ино
(Brian Eno),
начинавший некогда в арт-глэм группе Roxy Music, а затем направивший свой
талант в сферу электронно-минималистской музыки. Туда же двинулся и Боуи,
ориентируясь на германскую школу(Kraftwerk, Tangerine Dream), но желая придать
ей больший драматизм и ритмическое разнообразие. Первым результатом германских
экспериментов стал альбом Low (январь 1977 г.). Он представлял собой едва ли
не самое интересное музыкальное произведение Боуи, так как текст здесь играл
роль явно второстепенную. Альбом состоял из коротких электронных песен на
первой стороне и развернутых инструментальных композиций на второй (среди них -
Warsaw, давшая название манчестерской группе, которая потом станет Joy
Division). Вышедший через полгода "Heroes" был построен по тому же
принципу,- с
той разницей, что первую сторону украшали еще и мощные гитарные риффы Роберта
Фриппа (Robert Fripp) из King Crimson.
Ведя в Берлине относительно здоровый образ жизни в искусстве, Боуи вторично
вмешался в судьбу непризнанного гения американского пред-панка Игги Попа:
вскоре после "Raw Power" Игги загремел в клинику для наркоманов, и Боуи
был там
его единственным посетителем. Теперь Игги появился в Берлине, ему устроили
контракт с RCA, и вскоре с музыкантами Боуи были изданы два альбома
"Idiot" и
"Lust For Life, вернувшие Игги в активную музыкальную жизнь. Критики ругались,
что 'Idiot' больше похож на записи самого Боуи, чем на прошлые альбомы 'Stooges',
но весьма вероятно что без Боуи у Игги вообще не было бы больше никаких альбомов.
В 1979 году альбом "Lodger" завершил эту своеобразную германо-электронную
трилогию. Он был больше ориентирован на простые песенные формы, а к насыщенному
синтезаторному звуку Боуи и Ино добавили этнические мотивы.
Между тем, карьера Боуи стала вызывать серъёзные опасения у руководства RCA.
Три последних альбома были превосходны в художественном отношении, они оказали
огромное влияние на формирующуюся 'новую волну'(Joy Division, Gary Newman,
Ultravox, Psychodelic Furs, the Cure), но они не дали ни одного большого хита.
Пришло время в очередной раз менять стиль и образ.
Станцуем?
Боуи снова перебирается в США. Новый, четырнадцатый по
счету студийный альбом
называется "Scary monsters (and super creeps)" - это энциклопедия
творчества Боуи
последних лет. Здесь есть и синтезаторы, и мощные гитары, но всё приведено в
идеально доступную и слушабельную форму. Сингл "Ashes to ashes"
возглавляет чарты
в Англии и в США, новаторское видео на него получает приз на фестивале в
Каннах. В тексте песни внезапно обнаруживается майор Том из 'Space
Oddity' -
таким образом, этот персонаж в некотором смысле дважы спасает карьеру Боуи. Год
спустя чарты оккупирует совместная работа Дэвида и Queen - "Under
Pressure".
Казалось бы, всё идет лучше некуда, но спасти контракт RCA с не удалось -
руководство фирма убедило себя, что лучшие времена Боуи миновали. В 1982 г. их
сотрудничество прекратилось. Буквально на следующий год выяснилось, что RCA
мягко говоря погорячились: Боуи немедленно заключил контракт с EMI и записал
коммерчески безошибочный поп-альбом с красноречивым названием "Let's Dance"
(1983). На роль продюсера был выбран мастер диско-попа из группы Chic Найл
Роджерс (Neil Rogers), чьи усилия подкрепила бригада опытных сессионных
музыкантов (Кармин
Рохас, Омар Хаким, Тони Томпсон), а также молодой блюзовый гитарист Стив Рэй
Воэн. Альбом породил целую серию хит-синглов, а на сцене Боуи теперь выглядел
оптимистическим аристократом от поп-музыки в дорогих костюмах. Как бы между
делом Боуи реанимировал карьеру Тины Тернер (Tina Turner) (приведя на её
концерт толпу
чиновников из звукозаписывающей компании), а потом успешно повторил концепцию
Let's dance еще дважды - на "Tonight" (1984) и "Never Let me down"
again(1987).
Это - игра
Актерские амбиции Дэвида Боуи, обнаружившиеся еще в шестидесятые годы, долгое
время применялись лишь как составная часть его музыкальной карьеры, пока в 1975
году британский режиссер Николас Роёг не пригласил Боуи на главную роль в
фильме "Человек, который упал на Землю" - вместо планировавшегося поначалу
Питера О'Тула. Боуи весьма удачно изобразил одиночество и отчужденность
космического пришельца среди людей, однако по настоящему ему актерское
дарование было востребовано в восьмидесятые - в том числе из-за наступления эры видеоклипов.
В 1980 году Боуи сыграл главную роль в бродвейском спектакле 'Человек-слон',
что дало толчок к дальнейшим опытам, крупнейшим среди которых стал фильм Нагисы
Ошима 'Счастливого рождества, мистер Лоуренс'(1983). Тогда же Боуи снялся в
лирическом хоррор Тони Скотта 'Голод' в компании Катрин Денев и Сюзан
Сарандон. Все это создало ему прочную репутацию способного актера, и в
последующие годы он появлялся в таких вполне достойных фильмах как 'В ночи'
Джона Лэндиса, 'Лабиринт' Джима Хэнсона, 'Последнее искушение Христа' Мартина
Скорсезе, 'Твин Пикс: огонь иди за мной' Дэвида Линча. К некоторым из этих
фильмов он записывал песни. Ярких актерских работ в более поздние годы не
наблюдалось, но даже в таких слабом фильме как 'Все любят солнце' (в российском
прокате 'Понты') глаз задерживается на персонаже Боуи.
Стеклянный тигр
Между тем музыкальные дела Боуи вновь пошли неблестяще. Пластинки хорошо
продавались, турне 1987 года прошло очень успешно, но это не могло скрыть того
факта, что в художественном отношении альбомы последних лет были весьма слабы.
'Never Let me down' вполне мог расчитывать на титул худшего альбома Боуи за всю
его карьеру ( что не мешало этой пластинке входить в топ 5).
И Боуи делает очередной неожиданный шаг - он собирает новую группу, называет
её Tin Machine и предстает просто одним из её участников. В музыкальном
плане это была радикальная перемена - Боуи, гитарист Ривз Габрелз, Тони
Сэйлз(бас) и Хант Сейлз (ударные) заиграли грубую гитарную музыку, нечто
среднее между пред-панком и ранним хард-роком. Для братьев Сэйлз это было
логично - они аккомпанировали в семидесятые Тодду Рандгрену и Игги Попу, но
для Боуи: Возможно, это было преждевременное предчувствие гранджа, но так или
иначе с Tin Machine Боуи был обречен только на клубные концерты. Альбом был
продан в Англии менее чем в ста тысячах экземпляров - первый такого рода провал
для Боуи. Он тем не менее продолжил гнуть свою линию и записал еще один альбом
с Tin Machine (успев правда в перерыве проехаться по стадионам мира с сольной ретроспективой).
Несколько восстановив этой авантюрой свое реноме у
критики, Боуи задался целью
записать альбом, успешный как коммерчески, так и художественно. Ближайшим
примером такого гибрида представлялся Lets Dance поэтому был снова призван
Найл Роджерс, а для верности - другие тени прошлого - Майк Гарсон и Мик Ронсон.
Lets Dance-2 в окончательном варианте получил название Black Tie White Noise
(1993) и должен был также продемонстрировать положительные эмоции, полученные
Боуи за время счастливого брака с топ-моделью Иман. Нашпигованный электронным
фанком, Black Tie White Noise не повторил успеха 1983 г. Главным его
недостатком, как и недостатком нескольких других предыдущих альбомов Боуи, была
излишняя холодность, отсутствие сильного чувства, которое характеризует его
лучшие записи. У этого альбома была и еще одна невеселая черта - через две
недели после его выхода умер от рака Мик Ронсон.
Когда вскоре после этого стало известно о сотрудничестве Боуи с Брайаном Ино,
поклонников Дэвида стали одолевать нехорошие предчувствия - не намеревается ли
мистер Боуи полностью совершить второй круг карьеры, делая бледные копии
шедевров прошлого? К счастью, опасения не подтвердились, и в результате
сотрудничества Боуи/Ино на свет появился амбициозный, зловещий и впечатляющий -
иначе говоря, просто замечательный - "Outside" (1995). Жесткий звук, выстроенный
не без влияния новых электронно-индустриальных монстров типа Nine Inch Nails,
сопровождает семидесятиминутную историю расследования серии ритуальных убийств
частным сыщиком Натаном Адлером. Боуи при этом выступает поочередно от имени
семи разных персонажей этого мрачного триллера, близкого по природе таким
фильмам как 'Твин Пикс' или 'Семь'. В то же время ни одна из песен ни имела
шансов стать радиохитом, видеоклипы тоже производили пугающее впечатление -
пока за дело не взялись давние поклонники Боуи Pet Shop Boys - они
ремикшировали один из треков альбома (Hallo Spaceboy), да так лихо, что
превратили его в мощный диско-хит. Нил Теннэнт также дописал к песне несколько
строчек, которые внезапно сделали её третьей частью трилогии о майоре
Томе.
Outside и Earthling оказались замечательными альбомами, но скептики тем не менее твердили, что Боуи эксплуатирует новомодные течения - индастриал или джангл - чтобы привлечь новые поколения фанов. Тем примечательнее был следующий его альбом hours: (1999). Здесь Боуи не пытается повторить какие-то свои былые высоты, он не сажает за пульт именитых продюсеров, не обращается к музыкальной моде - он просто играет музыку. И первый же трек альбома доказывает, что ни одно из вышеперечисленных ухищрений Боуи не требуется - он абсолютно уверен в себе, от его музыки веет мощью и первозданной энергией, будто бы автору не 50, а в два раза меньше. Но эта энергия не выплескивается в истерику, она умело дозируется и распределяется по альбому, который имеет свои тихие заводи и свои бурные приливы. Три гитариста разных возрастов и школ обеспечивают надёжный и деликатный бэкграунд голосу Боуи - Марк Плати (Mark Plati), Крис Хэcккетт (Chris Haskett, экс группа Генри Роллинза) и постоянный соратник Боуи последних десяти лет Ривз Гэбрелз (Reeves Gabrels). Дэвид Боуи альбома hours: - это стопроцентный Боуи, без примесей. Качество гарантировано.
Итак, у Дэвида Боуи сегодня есть всё. У него есть место
в истории, которое
останется за ним, даже если завтра он уйдет в монастырь или запишет дуэт с
Бритни Спирс. У него есть имитаторы и последователи, и это уже ваше дело как
именно называть Suede или Placebo. У него есть симфонии Филиппа Гласса,
написанные на основе его, Боуи, альбомов. Так что если Rolling Stones
обречены до конца жизни играть "Satisfaction", то Боуи до конца жизни обречен
меняться и двигаться вперед. Потому что это в его крови, потому что это в его
разноцветных дьявольских глазах.
Потому что это Дэвид Боуи.
Дэвид Роберт Джонс, в наши дни более известный, как Дэвид Боуи - британский певец, рок-музыкант и мультиинструменталист. Боуи не случайно носит прозвище "Человек с тысячью лиц": помимо того, что он - успешный актер и законодательмод на рок-сцене, он - продюсер, звукорежиссёр, композитор, автор песен, художник, вдохновитель и просто кумир.
Дата рождения:
8 января 1947
Подробности из жизни:
Дэвид Роберт Джонс (David Robert Jones) - в наши дни более известный, как Дэвид Боуи (David Bowie) - британский певец, рок-музыкант и мультиинструменталист. Он играет на электрогитаре, двенадцатиструнной гитаре, клавишных, фортепиано, клавесине, губной гармонике, синтезаторе, меллотроне, ксилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии. Кроме того, Боуи - продюсер, звукорежиссёр, композитор, автор песен, художник, актёр, вдохновитель и просто кумир миллионов. Он занимается музыкой уже около полувека, и за это время успел десятки раз сменить имимдж, музыкальный стиль и псевдонимы, за что получил прозвище «хамелеон рок-музыки». При всем этом ему удается сохранять свой неповторимый и узнаваемый образ, совмещая его с отчаянными музыкальными экспериментами. Боуи оказал влияние на многих великих музыкантов мира, предопределив их звучание.
Дэвид Джонс родился 8 января 1947 года в Брикстоне в Англии в одном из самых бедных кварталов Лондона.
Как вспоминали позже его соседи:…
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)