OQJAV  Принцип равновесия

Второй альбом московской инди-супергруппы OQJAV "Марта" удивит любителей песен "Цирк" и "Джек".

На промо-фотографиях, сделанных к выходу первой безымянной пластинки, трио, тогда тогда ещё называвшееся Окуджав, стоит посреди русского поля в совершенно повседневной одежде - никакой дистанции между ними и зрителем, свои в доску. Черно-белые кадры, сделанные к релизу "Марты", показывают нам троицу в стильном облачении, выглядящую безукоризненно и самодостаточно и будто бы даже безразличную к тому, кто может за ними наблюдать. Вкратце, вот и вся разница между первым и вторым альбомами OQJAV.

Первая пластинка цепляла обилием еле уловимых созвучий, пауз и фраз, сказанных полушёпотом, - этих самых "охов-вздохов, ах", которые сочетались с выверенным минималистичным звуком. Клокочут драм-машины, избирательно включаются синтезаторы и гитары, а влюблённое сознание верещит "на траву упали - как хорошо, что ты не парень", "есть ли у него презервативы", а после допытывается "какого цвета Санкт-Петербург летом" - доверительная тематика текстов гармонировала с аудиорядом, и будто бы ниоткуда появившееся трио сходу стало одной из главных величин отечественной инди-сцены. С тех пор и Катя Павлова не без успеха перезапустила Обе Две, и Даниил Шайхинуров в этом деятельно поучаствовал, заодно записав альбом проекта La Vtornik и несколько сольных синглов. Вышедшая год назад EP трио "Киноартистов" была более абстрактной в плане лирики, но звучала как развитие идей дебютного диска.

В отличие от прилипчивого мотива "Джека", с которого начинался первый альбом, "Марта" стартует с протяжного сингалонга Вадима Королёва "Мы закинем якоря". Следующая далее "Шапочки" вроде и скроена по привычным для Окуджава лекалам, но есть в ней что-то нервное и гнетущее - то ли рефрен "мальчик врал", то ли колкое гитарное соло в финале. "Хаски", первая цепляющая вещь на альбоме, держится на медитативном кольце "хаски, дай лапу, хаски", которое живёт отдельной жизнью, и если бы в песне не было бы другой лирики вообще, трек особенно не проиграл бы. Но лирика есть - пропевают её (впервые) все три участника группы, вот только она забывается в момент, когда песня тонет в нагромождении синтезаторного звука, и ничего кроме того самого кольца не остаётся.

Уже на третьей песне становится ясно, что прежнего диалога со слушателем от OQJAV можно не ждать - от личностной конкретики на этом альбоме не остается ничего (кроме, разве что, ещё одной композиции в духе прошлого диска - "Девяностые"). Саунд от намеренного минимализма делает шаги к более насыщенным аранжировкам. В этом плане особенно показательны синглы, опубликованные раньше альбома: "Чердак" и "Аэробика". Последняя напоминает советскую эстраду, адаптированную под электро-поп, "Чердак" же - абсолютный восьмидесятнический поп-хит (пожалуй, единственный такой на пластинке) с шикарным соло-саксофоном (духовые на пластинке появляются почти как у Боуи, словно из ниоткуда).

Ломаный ритм "Китай-города" и блюзовая неспешность "Товарища" держат слушателя в напряжении - OQJAV всю пластинку будто бы пытаются слегка выбить его из зоны комфорта. Вот и эмоциональный пик альбома приходится на девятиминутную "На чемоданах", начинающуюся лаконично и деликатно, а потом переходящую в самозабвенное пятиминутное соло на саксофоне. И тут же ещё одна удавшаяся меланхоличная вещь "Татарка", в которой удивительно душевно звучит аккордеон.

"Марта" - самодостаточная работа, которую оценить и понять намного сложнее, чем открытый и прямолинейный дебют, так что кого-то из слушателей она наверняка разочарует. В её оригинальности кроются одновременно и достоинство, и недостаток пластинки. Всё-таки, первый диск влюблял в себя искусно выдержанным эмоциональным балансом, достигнутым при минимуме средств. В "Марте" всё менее конкретно и однозначно, хотя видно, что OQJAV стараются захватить куда больше пространства. Музыканты точно не заслужили упрек в том, что они стоят на месте. Но попытки вытолкнуть слушателя из равновесия покачнули и тот самый хрупкий баланс, отчего местами пластинка звучит далеко не так убедительно, как могла бы.

OQJAV: Презентация альбома "Марта"
Москва, 16 тонн
27 апреля, 20:00

15.03.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)