Один из основателей уральской рэп-школы, екатеринбуржец Наум Блик - не самый частый гость в столице. На этой неделе московским ценителям его творчества выпадает отличная возможность послушать лучшие треки с сольных альбомов рэпера в сопровождении видео-арта. Накануне пятничного концерта Звуки побеседовали с музыкантом о поэзии, музыке, политике и котах.
Звуки: Вы редко бываете в Москве. Чем вы хотели бы в этот раз поделиться с московской аудиторией?
Наум Блик: Программа будет состоять из лучших треков со всех альбомов сольного проекта Наум Блик, то есть, это “Re:поэты", "Антарес" и "Импульс". Будет видеопроекция под каждый трек – я приеду вместе с виджеем. Новый трек будет один пока что – это "Круговерть". Мы его уже читали с трио Дениса Галушко в "16 тоннах", но там была джазовая версия, а здесь будет программа на минуса, в оригинальном звучании, как все задумывалось изначально. С такой программой я еще не выступал в Москве.
Звуки: На вопрос "если не рэп, тогда что?" вы отвечали - "поэзия". Кто из поэтов/поэтесс для вас наиболее важен сейчас, вот буквально в последней месяцы, может быть, даже недели?
Наум Блик: Мне нравятся Вера Полозкова, Ах Астахова, Олег Груз. Нравится, как пишет Дмитрий Быков. Из современников, тех, с кем я пересекался – наверно, вот эти люди. На самом деле, я мало знаком с поэтами-современниками по стране. Есть наши уральские ребята: Влад Семенцул очень интересно пишет, необычный поэт. Что касается тех, кто живет в других городах – я не очень хорошо знаком с их творчеством.
Звуки: А из музыкантов кого бы вы назвали, кто вам интересен?
Наум Блик: Последнее время я слушаю группу “АукцЫон”. Я для себя открыл ее где-то два года назад, после фильма "Еще". Это шаманство, которое присутствует у Леонида Федорова, мне очень близко. Я был на сольном концерте Федорова, в Екатеринбурге. Еще, наверно, из последнего, трио Роберта Гласпера (Robert Glasper Trio) – есть такое американское джазовое трио. Рэперов называть не буду, чтобы никого не обидеть (смеется).
Звуки: О чем сейчас невозможно не писать?
Наум Блик: Конечно же, актуальны политические стихотворения, которые выражают определенную гражданскую позицию. Об этом невозможно не говорить, дело в том – как об этом говорить, как это преподносить. К сожалению, эта тема сейчас в тренде. Хотелось бы слышать больше стихов о любви, об общечеловеческих ценностях. Но, увы, политика настолько сейчас прочно в нашу жизнь вошла, что в поэзии она присутствует и занимает очень большое место.
Звуки: На вашем сайте в разделе "Стихи" как раз есть стихотворения "Дима Яковлев" и "Журавлиная песня", которые навеяны, судя по всему политическими событиями. А вы когда-нибудь принимали участие в политических акциях или это для вас неприемлемо?
Наум Блик: Я стараюсь дистанцироваться от разных политических игр, потому что для меня это все очень грязно, именно политика в том виде, в котором она есть сейчас. Но я стараюсь говорить о тех вещах, которые меня трогают, я делаю то, что я умею. Если я могу выразить словами свое отношение к "закону Димы Яковлева", например, то я это делаю. На митинги я не хожу. Только однажды, когда Олега Навального посадили. Но это был не митинг, просто люди собрались.
Звуки: Мы говорили о треке "Круговерть", который был написан после истории с книжной ярмаркой в Бухаресте. Эта история как-то отразилась на вас в том плане, что перестали приглашать, например, на мероприятия, проходящие под патронажем госструктур?
Наум Блик: Сложно сказать. Меня, в принципе, и так нечасто приглашали на подобные мероприятия. Одно дело когда таких приглашений по 8 штук в месяц, а так, когда это случается раз в год – сложно оценить.
Звуки: Русский рок всегда характеризовался первичностью слова. В рэпе также первичен текст. Как вы думаете, нынешнюю эпоху лучше отражает рэп или рок? Сейчас наблюдается взлет и расцвет именно рэпа и хип-хопа - почему, как вам кажется, и так ли это на самом деле?
Наум Блик: Я думаю, что это так. Но, конечно же, не в той степени, как это было с русским роком. Когда был расцвет русского рока, там что ни группа, то выдающееся явление было. У нас все-таки выдающихся групп чуть поменьше. Но есть знаковые группы и исполнители. Расцвет происходит потому, что очень многие люди повзрослели, они задают тренды, они занимаются уже серьезными взрослыми вещами. И даже те, кто перестал читать рэп - это платежеспособная здравая аудитория. Конечно же, присутствует момент и низкой пробы в жанре. Но это постепенно сходит на нет. Появляются артисты, которые умеют работать со словом и музыкой. Которые создают интересные вещи. Один Баста чего стоит: это просто локомотив, который очень много сделал для русского рэпа, для популяризации жанра.
Звуки: Давайте поговорим о Вашем спектакле "Re:поэты". У спектакля прекрасная, впечатляющая видеоверсия, но есть ли шанс увидеть постановку вживую, например, в Москве или Питере? Планируются ли когда-нибудь гастроли спектакля "Re:поэты"?
Наум Блик: Буквально дважды уже обращались люди из Питера, но когда они узнают стоимость этого предприятия, то желание пропадает. Объясню почему. Мы показывали этот спектакль 4 раза в Екатеринбурге и 1 раз в Перми. С тех пор прошло года три или четыре, все участники были заняты другими проектами. Чтобы сейчас собрать спектакль и привезти его в Москву или в Питер, нужно его два месяца репетировать с танцовщицами, восстанавливать реквизит. Это очень сложная и затратная работа. Плюс организационные расходы. Своими силами это невозможно сделать. У нас нет менеджеров, которые могли бы этим заниматься. Была Аня Пьянкова, которая все это делала и у которой прекрасно получалось, но у нее тоже сейчас другие проекты. Поэтому если будет какое-то предложение с поддержкой - я готов собрать всех снова. Очень приятно было, когда на фестивале "На грани", один уважаемый театральный критик, женщина уже в годах, хвалила наш спектакль. Радует, что его восприняли не только молодежь, но и люди старшего поколения.
Звуки: "Re:поэты" - это синтез слова, музыки, танца. Вам интересно работать на стыке жанров?
Наум Блик: Мне интересно экспериментировать и пробовать какие-то новые формы. Когда я увлекся рэпом, мне уже тогда хотелось показать людям, что рэп может быть современной формой поэзии. Он очень близок к бардовской музыке, когда человек пишет текст и сам же его исполняет. Хотя, конечно же, очень много примеров плохого рэпа, его нельзя сравнивать с бардовской музыкой, но в то же время нельзя под одну гребенку весь хип-хоп грести и говорить, что это музыка для гопников.
Звуки: Есть ли какие-то идеи или даже планы поставить еще один спектакль?
Наум Блик: У меня есть одна идея. Но это уже более поэтический будет спектакль, наверное. Пока сложно об этом говорить. Мне нравится то, что мы сделали с Денисом Галушко, с джазовым трио. Мне кажется, для нашей страны это нечто новое. Именно не сам факт того, что ты выступаешь с живым бэндом, когда у тебя, условно говоря, три девушки на подпевках, два саксофониста и так далее. Это все интересно, но мне нравится что у нас именно джазовое трио: только фортепиано, ударные и бас. И речитатив. Это все черная музыка: джаз и хип-хоп.
Звуки: А как вы пришли к этому формату - джаз плюс хип-хоп?
Наум Блик: Мой хороший друг и замечательный композитора Саша Жемчужников однажды предложил мне сделать джазовые версии моих композиций с неизвестным мне тогда джазовым трио Дениса Галушко. Он нас познакомил, мы сделали первый концерт и поняли, что у нас очень интересно получается. И решили продолжить. В итоге вышла концертная запись "Живой слог". Потом было еще несколько концертов. И я увлекся джазом. Хочется каждый раз делать альбомы, которые не похожи на предыдущие. Если проследить, то все четыре альбома Наума Блика – разные. И следующий тоже хочется сделать каким-то другим. Я пока не знаю, каким он будет. Но меня привлекает шаманство. Надеюсь, что новый альбом будет шаманским (улыбается).
Звуки: А есть ли кто-то из поэтов, чьи стихи вам хотелось бы включить в свои композиции (из тех, кто не был представлен на альбоме "Re: поэты")?
Наум Блик: Мы делали еще программу по творчеству поэта Бориса Рыжего. Это тоже была инициатива Саши Жемчужникова. Он довольно долго меня уговаривал, потому что после альбома "Re:поэты" все стали ждать от меня продолжения этой темы, что я буду на ней выезжать и так далее. А мне не хочется ее эксплуатировать. Тем не менее, Саша меня уговорил и спасибо ему за это, потому что получилось очень хорошо, при всей моей самокритичности. Но в дальнейшем треки на стихи других поэтов мне бы не хотелось делать. Всему приходит конец, нужно остановиться. Старые треки я буду исполнять, но новых пока не предвидится. Только на свои тексты дальше.
Звуки: Как поживает ваш самый первый проект, команды EK-Playaz?
Наум Блик: Это очень хороший вопрос, потому что мы сейчас пишем пятый альбом. Последний альбом у нас вышел в 2009 году, уже прошло много времени, я занимался сольным проектом Наум Блик, а сейчас все силы направлены на запись нового альбома. Там интересные композиции получаются и следующий релиз, я думаю, будет от EK-Playaz.
Звуки: Получается, у вас есть сольный проект, есть команда EK-Playaz, трио Дениса Галушко – это три разных ваших альтер-эго?
Наум Блик: Есть группа EK-Playaz, и там есть Dry Ice, Сухой Лед. Поскольку начинали мы в конце 90-х-начале 2000-х, там я читаю такой веселый задорный рэп, развлекательный, без мата – наша фишка, что в треках мы не материмся, это касается и Наума Блика. А вот альтер-эго – это как раз Наум Блик. Это уже более серьезный рэп, более поэтический. Можно сказать, что EK-Playaz – это рэп для компании, для вечеринки, для веселья. А Наум Блик – это рэп для одиночного прослушивания. Может быть, настроение какое-то меланхоличное поддержать (смеется).
Звуки: У вас на сайте в отдельных разделах размещены тексты Наума Блика и стихи. Стихи и тексты песен - для вас разные жанры?
Наум Блик: Да, стихи существуют преимущественно отдельно. Единственное исключение – это трек "Я - кот", который был написан как стихотворение. Но тут Рома РЖБ сказал, что у него есть минуса и он готовит релиз. Он прислал минус и получилось так, что этот стих лег на минус просто идеально. Хотя обычно я пишу текст на уже готовый минус, а тут получилось наоборот, и это единственный случай. Остальные стихи – это именно стихи. Я планирую издать книгу: есть стихотворения, которые я беспощадно отсеивал последний год. В книге будет две части: и тексты песен? и стихи. Сроков выхода книги пока ставить не буду, но отбор уже произошел, и это самое главное, потому что у меня папки стихотворений с 2004 года. Материал готов, осталось верстать, печатать – сейчас это как раз обсуждается.
Звуки: В интервью вы несколько раз говорили, что ваша совместка мечты - это Земфира. Каким бы мог быть такой трек или проект - есть идеи?
Наум Блик: Пока нет. Но, наверно, она была бы о чем-то вечном: о любви, об одиночестве, может быть. Если когда-нибудь звезды сойдутся и мне удастся поработать с Земфирой, то это значит, что вообще все не зря было (улыбается).
Звуки: А если не Земфира, то кто?
Наум Блик: Например, если говорить о проекте EK-Playaz, то круто было бы сделать что-то с Ленинградом. Кажется, мы бы друг другу очень хорошо подошли. Зачитали бы что-нибудь веселое. С Бастой с удовольствием что-то бы сделал – мне очень нравится то, что делает Вася. А вообще мне важно, чтобы человек, с которым я хочу совместку – тоже бы хотел со мной совместку, чтобы это было обоюдно.
Звуки: Возвращаясь к композиции "Я - кот": там такое прекрасное понимание внутреннего мира котиков. Вы кошатник? Есть ли у вас сейчас кот?
Наум Блик: У всю жизнь были коты, сколько я себя помню. И была кошка, но она, к сожалению, умерла около двух лет назад. Прожила с нами 14 лет. А потом я переехал, и как-то не решаюсь завести кота, потому что я редко бываю дома и боюсь, что ему будет грустно. Но я думаю, что если судьба сведет нас с котом, то, значит, будет кот.
Наум Блик
Москва, клуб "16 тонн"
12 февраля
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)