Наум БЛИК  "Нельзя под одну гребенку весь хип-хоп грести и говорить, что это музыка для гопников"

В преддверии московского концерта Наум Блик поговорил со Звуками о поэзии, музыке, политике и котах.

Один из основателей уральской рэп-школы, екатеринбуржец Наум Блик - не самый частый гость в столице. На этой неделе московским ценителям его творчества выпадает отличная возможность послушать лучшие треки с сольных альбомов рэпера в сопровождении видео-арта. Накануне пятничного концерта Звуки побеседовали с музыкантом о поэзии, музыке, политике и котах.

Звуки: Вы редко бываете в Москве. Чем вы хотели бы в этот раз поделиться с московской аудиторией?
Наум Блик: Программа будет состоять из лучших треков со всех альбомов сольного проекта Наум Блик, то есть, это “Re:поэты", "Антарес" и "Импульс". Будет видеопроекция под каждый трек – я приеду вместе с виджеем. Новый трек будет один пока что – это "Круговерть". Мы его уже читали с трио Дениса Галушко в "16 тоннах", но там была джазовая версия, а здесь будет программа на минуса, в оригинальном звучании, как все задумывалось изначально. С такой программой я еще не выступал в Москве.

Звуки: На вопрос "если не рэп, тогда что?" вы отвечали - "поэзия". Кто из поэтов/поэтесс для вас наиболее важен сейчас, вот буквально в последней месяцы, может быть, даже недели?
Наум Блик: Мне нравятся Вера Полозкова, Ах Астахова, Олег Груз. Нравится, как пишет Дмитрий Быков. Из современников, тех, с кем я пересекался – наверно, вот эти люди. На самом деле, я мало знаком с поэтами-современниками по стране. Есть наши уральские ребята: Влад Семенцул очень интересно пишет, необычный поэт. Что касается тех, кто живет в других городах – я не очень хорошо знаком с их творчеством.

Звуки: А из музыкантов кого бы вы назвали, кто вам интересен?
Наум Блик: Последнее время я слушаю группу “АукцЫон”. Я для себя открыл ее где-то два года назад, после фильма "Еще". Это шаманство, которое присутствует у Леонида Федорова, мне очень близко. Я был на сольном концерте Федорова, в Екатеринбурге. Еще, наверно, из последнего, трио Роберта Гласпера (Robert Glasper Trio) – есть такое американское джазовое трио. Рэперов называть не буду, чтобы никого не обидеть (смеется).

Звуки: О чем сейчас невозможно не писать?
Наум Блик: Конечно же, актуальны политические стихотворения, которые выражают определенную гражданскую позицию. Об этом невозможно не говорить, дело в том – как об этом говорить, как это преподносить. К сожалению, эта тема сейчас в тренде. Хотелось бы слышать больше стихов о любви, об общечеловеческих ценностях. Но, увы, политика настолько сейчас прочно в нашу жизнь вошла, что в поэзии она присутствует и занимает очень большое место.

Звуки: На вашем сайте в разделе "Стихи" как раз есть стихотворения "Дима Яковлев" и "Журавлиная песня", которые навеяны, судя по всему политическими событиями. А вы когда-нибудь принимали участие в политических акциях или это для вас неприемлемо?
Наум Блик: Я стараюсь дистанцироваться от разных политических игр, потому что для меня это все очень грязно, именно политика в том виде, в котором она есть сейчас. Но я стараюсь говорить о тех вещах, которые меня трогают, я делаю то, что я умею. Если я могу выразить словами свое отношение к "закону Димы Яковлева", например, то я это делаю. На митинги я не хожу. Только однажды, когда Олега Навального посадили. Но это был не митинг, просто люди собрались.

Звуки: Мы говорили о треке "Круговерть", который был написан после истории с книжной ярмаркой в Бухаресте. Эта история как-то отразилась на вас в том плане, что перестали приглашать, например, на мероприятия, проходящие под патронажем госструктур?
Наум Блик: Сложно сказать. Меня, в принципе, и так нечасто приглашали на подобные мероприятия. Одно дело когда таких приглашений по 8 штук в месяц, а так, когда это случается раз в год – сложно оценить.

Звуки: Русский рок всегда характеризовался первичностью слова. В рэпе также первичен текст. Как вы думаете, нынешнюю эпоху лучше отражает рэп или рок? Сейчас наблюдается взлет и расцвет именно рэпа и хип-хопа - почему, как вам кажется, и так ли это на самом деле?
Наум Блик: Я думаю, что это так. Но, конечно же, не в той степени, как это было с русским роком. Когда был расцвет русского рока, там что ни группа, то выдающееся явление было. У нас все-таки выдающихся групп чуть поменьше. Но есть знаковые группы и исполнители. Расцвет происходит потому, что очень многие люди повзрослели, они задают тренды, они занимаются уже серьезными взрослыми вещами. И даже те, кто перестал читать рэп - это платежеспособная здравая аудитория. Конечно же, присутствует момент и низкой пробы в жанре. Но это постепенно сходит на нет. Появляются артисты, которые умеют работать со словом и музыкой. Которые создают интересные вещи. Один Баста чего стоит: это просто локомотив, который очень много сделал для русского рэпа, для популяризации жанра.

Звуки: Давайте поговорим о Вашем спектакле "Re:поэты". У спектакля прекрасная, впечатляющая видеоверсия, но есть ли шанс увидеть постановку вживую, например, в Москве или Питере? Планируются ли когда-нибудь гастроли спектакля "Re:поэты"?
Наум Блик: Буквально дважды уже обращались люди из Питера, но когда они узнают стоимость этого предприятия, то желание пропадает. Объясню почему. Мы показывали этот спектакль 4 раза в Екатеринбурге и 1 раз в Перми. С тех пор прошло года три или четыре, все участники были заняты другими проектами. Чтобы сейчас собрать спектакль и привезти его в Москву или в Питер, нужно его два месяца репетировать с танцовщицами, восстанавливать реквизит. Это очень сложная и затратная работа. Плюс организационные расходы. Своими силами это невозможно сделать. У нас нет менеджеров, которые могли бы этим заниматься. Была Аня Пьянкова, которая все это делала и у которой прекрасно получалось, но у нее тоже сейчас другие проекты. Поэтому если будет какое-то предложение с поддержкой - я готов собрать всех снова. Очень приятно было, когда на фестивале "На грани", один уважаемый театральный критик, женщина уже в годах, хвалила наш спектакль. Радует, что его восприняли не только молодежь, но и люди старшего поколения.

Звуки: "Re:поэты" - это синтез слова, музыки, танца. Вам интересно работать на стыке жанров?
Наум Блик: Мне интересно экспериментировать и пробовать какие-то новые формы. Когда я увлекся рэпом, мне уже тогда хотелось показать людям, что рэп может быть современной формой поэзии. Он очень близок к бардовской музыке, когда человек пишет текст и сам же его исполняет. Хотя, конечно же, очень много примеров плохого рэпа, его нельзя сравнивать с бардовской музыкой, но в то же время нельзя под одну гребенку весь хип-хоп грести и говорить, что это музыка для гопников.

Звуки: Есть ли какие-то идеи или даже планы поставить еще один спектакль?
Наум Блик: У меня есть одна идея. Но это уже более поэтический будет спектакль, наверное. Пока сложно об этом говорить. Мне нравится то, что мы сделали с Денисом Галушко, с джазовым трио. Мне кажется, для нашей страны это нечто новое. Именно не сам факт того, что ты выступаешь с живым бэндом, когда у тебя, условно говоря, три девушки на подпевках, два саксофониста и так далее. Это все интересно, но мне нравится что у нас именно джазовое трио: только фортепиано, ударные и бас. И речитатив. Это все черная музыка: джаз и хип-хоп.

Звуки: А как вы пришли к этому формату - джаз плюс хип-хоп?
Наум Блик: Мой хороший друг и замечательный композитора Саша Жемчужников однажды предложил мне сделать джазовые версии моих композиций с неизвестным мне тогда джазовым трио Дениса Галушко. Он нас познакомил, мы сделали первый концерт и поняли, что у нас очень интересно получается. И решили продолжить. В итоге вышла концертная запись "Живой слог". Потом было еще несколько концертов. И я увлекся джазом. Хочется каждый раз делать альбомы, которые не похожи на предыдущие. Если проследить, то все четыре альбома Наума Блика – разные. И следующий тоже хочется сделать каким-то другим. Я пока не знаю, каким он будет. Но меня привлекает шаманство. Надеюсь, что новый альбом будет шаманским (улыбается).

Звуки: А есть ли кто-то из поэтов, чьи стихи вам хотелось бы включить в свои композиции (из тех, кто не был представлен на альбоме "Re: поэты")?
Наум Блик: Мы делали еще программу по творчеству поэта Бориса Рыжего. Это тоже была инициатива Саши Жемчужникова. Он довольно долго меня уговаривал, потому что после альбома "Re:поэты" все стали ждать от меня продолжения этой темы, что я буду на ней выезжать и так далее. А мне не хочется ее эксплуатировать. Тем не менее, Саша меня уговорил и спасибо ему за это, потому что получилось очень хорошо, при всей моей самокритичности. Но в дальнейшем треки на стихи других поэтов мне бы не хотелось делать. Всему приходит конец, нужно остановиться. Старые треки я буду исполнять, но новых пока не предвидится. Только на свои тексты дальше.

Звуки: Как поживает ваш самый первый проект, команды EK-Playaz?
Наум Блик: Это очень хороший вопрос, потому что мы сейчас пишем пятый альбом. Последний альбом у нас вышел в 2009 году, уже прошло много времени, я занимался сольным проектом Наум Блик, а сейчас все силы направлены на запись нового альбома. Там интересные композиции получаются и следующий релиз, я думаю, будет от EK-Playaz.

Звуки: Получается, у вас есть сольный проект, есть команда EK-Playaz, трио Дениса Галушко – это три разных ваших альтер-эго?
Наум Блик: Есть группа EK-Playaz, и там есть Dry Ice, Сухой Лед. Поскольку начинали мы в конце 90-х-начале 2000-х, там я читаю такой веселый задорный рэп, развлекательный, без мата – наша фишка, что в треках мы не материмся, это касается и Наума Блика. А вот альтер-эго – это как раз Наум Блик. Это уже более серьезный рэп, более поэтический. Можно сказать, что EK-Playaz – это рэп для компании, для вечеринки, для веселья. А Наум Блик – это рэп для одиночного прослушивания. Может быть, настроение какое-то меланхоличное поддержать (смеется).

Звуки: У вас на сайте в отдельных разделах размещены тексты Наума Блика и стихи. Стихи и тексты песен - для вас разные жанры?
Наум Блик: Да, стихи существуют преимущественно отдельно. Единственное исключение – это трек "Я - кот", который был написан как стихотворение. Но тут Рома РЖБ сказал, что у него есть минуса и он готовит релиз. Он прислал минус и получилось так, что этот стих лег на минус просто идеально. Хотя обычно я пишу текст на уже готовый минус, а тут получилось наоборот, и это единственный случай. Остальные стихи – это именно стихи. Я планирую издать книгу: есть стихотворения, которые я беспощадно отсеивал последний год. В книге будет две части: и тексты песен? и стихи. Сроков выхода книги пока ставить не буду, но отбор уже произошел, и это самое главное, потому что у меня папки стихотворений с 2004 года. Материал готов, осталось верстать, печатать – сейчас это как раз обсуждается.

Звуки: В интервью вы несколько раз говорили, что ваша совместка мечты - это Земфира. Каким бы мог быть такой трек или проект - есть идеи?
Наум Блик: Пока нет. Но, наверно, она была бы о чем-то вечном: о любви, об одиночестве, может быть. Если когда-нибудь звезды сойдутся и мне удастся поработать с Земфирой, то это значит, что вообще все не зря было (улыбается).
Звуки: А если не Земфира, то кто?
Наум Блик: Например, если говорить о проекте EK-Playaz, то круто было бы сделать что-то с Ленинградом. Кажется, мы бы друг другу очень хорошо подошли. Зачитали бы что-нибудь веселое. С Бастой с удовольствием что-то бы сделал – мне очень нравится то, что делает Вася. А вообще мне важно, чтобы человек, с которым я хочу совместку – тоже бы хотел со мной совместку, чтобы это было обоюдно.

Звуки: Возвращаясь к композиции "Я - кот": там такое прекрасное понимание внутреннего мира котиков. Вы кошатник? Есть ли у вас сейчас кот?
Наум Блик: У всю жизнь были коты, сколько я себя помню. И была кошка, но она, к сожалению, умерла около двух лет назад. Прожила с нами 14 лет. А потом я переехал, и как-то не решаюсь завести кота, потому что я редко бываю дома и боюсь, что ему будет грустно. Но я думаю, что если судьба сведет нас с котом, то, значит, будет кот.

Наум Блик
Москва, клуб "16 тонн"
12 февраля

10.02.2016, Юлия ЦИРУЛЕВА (ЗВУКИ РУ)

Наум БЛИК - свежие публикации: