ЯТ-ХА  Ят-Ха, "Концерт в клубе "Бродячая собака"

Ят-Ха, "Концерт в клубе "Бродячая собака" - рецензия Алексея Шептунова

Первый официальный концертный альбом культовой тувинской группы, записанный на российской сцене, а именно в новосибирском клубе "Бродячая собака". Результат отличается камерной и по-настоящему домашней атмосферой. Эта явно не та Ят-Ха, которая знакома тем, кто проникся их творчеством на больших международных стадионных сабантуях, таких, как казанское "Сотворение мира" или лондонский "Meltdown". Здесь не слышно рёва многотысячной публики – хотя, например, слаженные звуки ударов вилок посетителей о стаканы и бутылки в композиции "Путь моей поэзии", дирижируемые Евгением Ткачёвым, составляют убедительный и воодушевляющий этнографический фон. При этом явственно ощутимо, как между музыкантами пробегают мельчайшие искры сценического взаимодействия, которые на ваших глазах ткут живую ткань концерта.

Основу отраженной на диске программы положил материал крайне значимого в дискографии проекта диска "Поэты и Маяки", который был записан на стихи, в основном, японских поэтов, вышел в Европе 2010 году, а в 2011-м занял верхнюю строчку European World Music Charts. То есть относительно новые вещи группы, отличающиеся меньшим масштабом фолковости и ритуальной суггестии, зато большими чисто литературными достоинствами. Другое дело, что основные англоязычные хиты с этого студийного альбома, изначально имевшего экспортное предназначение и лишь в 2013 году изданного в России трудами всё того же Sketis, в нынешнем концертнике исполнены на русском языке.

В отличие от студийного варианта тех же "Я родом из Таинства Чёрного Неба", "Песни печального утра", "Метаморфоз" и других в новосибирском концерте не участвовали и присутствовавшие на записи "Поэтов и Маяков" мировые звёзды, вроде великолепного Лу Эдмондса (P.I.L., The Damned и др.), который нередко помогает Альберту Кувезину на больших фестивальных выступлениях. Однако и привычный квартет Кувезин \ Ткачёв \ Монгуш \ Саая звучит здесь более чем убедительно.

Со второй половины концерта начинается более привычная "фольклорная" Ят-Ха, под которую и ноги в пляс сами пускаются и хочется заказать ещё по кружечке. Конечно же, никуда без акустической баллады "Амды Барып", исполненной в октаву на два голоса Кувезиным и Монгушем, а также древней и мегахитовой «Теве-Хая», в которую лидер группы умудряется вставить по-панковски лихо и грязно исполненный на гитаре пассаж из Эдварда Грига. Разгул и праздник жизни продолжается исполнением этно-сёрфа "In A Gada Da Vida" на фирменном кувезинском "тувинском английском" и не менее воодушевляюще брэндового "Кожамыка", загнанного в концовке до темпа нормального хард-кора. Финальный "Дынгылдай" ставит отличную точку в вакханалии этого степного панка, в котором смешались кони, люди… Мастерски сыгранный и записанный концертник, который поможет вам скоротать время в ожидании очередного живого выступления Ят-Хи в вашем городе.

05.02.2016, Алексей ШЕПТУНОВ (ЗВУКИ РУ)

ЯТ-ХА - свежие публикации:

  • Репортаж - Рок для северных оленей и BBC, 30.03.2009
    Ят-Ха - группа особая. Горловое пение - лишь один из приемов, используемых музыкантами. А вообще эта группа играет рок. Самый настоящий. Группа дала серию концертов в московских клубах, на одном из которых и побывал ваш корреспондент »»
  • Рейтинг - Тувинский панк покоряет мир, 16.01.2002
    Тувинская группа Ят-Ха, в творчестве которой сочетаются горловое пение и рок, признана победителем конкурса "BBC Radio 3" в жанре "World Music" по Азии и Тихоокеанскому региону »»
  • Анонс - ╚ЯТ-ХА╩ была первой в Советском Союзе тувинской группой, 22.11.1999
    Единственный концерт в Москве группы ╚ЯТ-ХА╩╚ЯТ-ХА╩ была первой в Советском Союзе тувинской группой, соединившей рок-музыку с фольклором. Использование одновременно с традиционной электрогитарой »»