ИЗ ЖИЗНИ  Главная проблема музыки в России - это лично ТЫ

Увлекательный рассказ о том, как работает клубно-концертная индустрия условно независимой музыки в Москве.

Увлекательный рассказ о том, как работает клубно-концертная индустрия условно независимой музыки (до 1000 чел.) в Москве по состоянию на начало 2016 года. С конкретными цифрами, изложенный максимально доступным языком.

Полезное чтиво для ВСЕХ, кто ходит на концерты. Откуда берутся "дикие" цены за билеты, тоже написано. Что с этим можно сделать — тоже.

Есть клуб/бар/кабак. Он зарабатывает на выручке с продажи еды и напитков внутри, иногда — на аренде. В редких случаях — на дельте между продажей билетов и гонораром артиста. Есть артист. Он зарабатывает на продаже билетов (иногда за вычетом аренды) и мерча (фирменной продукции — диски, футболки, браслеты, плакаты etc.). В редких случаях — получает фиксированный гонорар или гонорар, привязанный к выручке клуба/бара/кабака (второе чаще при бесплатных концертах).

Есть промоутер — в клубе обычно эта должность называется арт-директор. Реже — у клуба есть целая промо-группа, в состав которой входит и пиарщик, и smm-щик, и арт-директор и ещё кто-нибудь (такую роскошь может позволить себе большой клуб типа "16 тонн" или Yotaspace). Задача промоутера (или промо-группы) от клуба — найти артиста, на которого ходит "пьющая" публика (первая и главная задача арт-директора) и уведомить максимально возможное (в рамках ограниченного бюджета — как правило, бюджета нет совсем) людей о концерте (вторая и второстепенная задача арт-директора, первая и главная задача пиарщиков). Нюанс — "не пьющая" публика клубам не нужна, именно поэтому в этих самых клубах чаще играют ska-punk и старпёры, чем замысловатые идейные штуки. Даже если речь идёт о каких-то арендных отношениях.

У артиста (иногда) тоже есть промоутер — обычно речь идёт о директоре группы. Это рубаха-парень (или бой-баба) который занимается всеми организационными моментами — иногда, начиная от репетиций и, зачастую, заканчивая всеми выступлениями группы. Как правило, его интерес — шиш без масла, либо (в лучшем случае) совместные пьянки за счёт артистов.

В случае, если на артиста ходит достаточно много пьющей публики, директор может жить достойно — получая 10-30% с гонораров (или сборов) группы и 5-10% с выручки клубов. Но почти на всех артистах, которых нужно слушать, пьют мало. Поэтому задача промоутера от такой группы (в плане концертов) найти и заинтересовать площадку, которая готова на каких-то компромиссных условиях отдать может быть не лучшую (или горящую) дату с надеждой на то, что они смогут заработать хоть сколько-нибудь денег с бара и что-нибудь получить с билетов (обычно клубы забирают от 10 до 30% с продаж). Либо брать помещение в аренду, что для групп, которые собирают до 500 человек, либо бессмысленно, либо не подъёмно (по крайней мере, в Москве).

Оговорка: все "аренды" клубов за 5, 10, 20 тысяч рублей по сути — видоизмененные условия процентной схемы сотрудничества для гарантированного покрытия расходов клуба на персонал. Для понимания: примерные расходы небольшого клуба в Москве на персонал за время концерта в январе 2016 года — около 10000 рублей + свет + аренда. Соответственно, если на артиста приходит около 100 человек по 300 рублей, а условия работы 80/20%, то клубу не выгодно проводить такой концерт изначально. Конечно, если публика "не пьющая".

Ах да, есть ещё билетные кассы, налоги и прочая херня, свойственная "алкогольному" бизнесу в России... Ну, вы поняли.
Т.е. у нас выстраивается следующая система взаимоотношений (упрощённо):
1) Зритель платит за билет
2) Деньги за билет идут:
— агрегатору — всякие kassir, ponominalu и т.п. (3-10%)
— площадке (20-30% от остатка) минус налоги
— промоутеру (10-30% от остатка) минус налоги
— артисту (то, что остаётся) минус налоги
3) Зритель приходит на концерт, что-то пьёт и кушает
4) Деньги идут:
— на закупку этих самых еды и напитков
— на то, чтобы отбить "входные" затраты (на столы, стулья, стойку, стаканы и т.д.)
— на аренду самого помещения клуба
— на оплату персонала, в т.ч. административного (да, у клуба есть бухгалтер!)
— на налоги
— на лицензии, амортизацию оборудования, закупку нового и прочую "жизнь" клуба;
— на всякие непредвиденные расходы, что в России — норма
— промоутеру/группе, если что-то остаётся и это можно вменяемо поделить

Зачем я всё это написал?

Зритель и слушатель, тебе должно быть понятно: вся концертная и клубная индустрия более-менее андеграундных концертов держится на тебе лично. В 2016 году на такие концерты стало ходить в среднем в 2 раза меньше людей, чем в 2014, и где-то в 5 раз меньше, чем в 2007. Это нормально, учитывая в каком положении мы сейчас находимся, но тенденция пугает.

Концерты "за 100 рублей", "за 300 рублей" и прочие "йотаспейсы" — не более, чем намеренное убийство коммерческого потенциала твоего любимого артиста (а заодно всех, кто "ниже рангом"). На эти деньги невозможно выжить. Нормальная (средневзвешенная) цена на начинающего артиста сейчас 300-500 рублей, средне-популярного российского 600-900, популярного российского 1000-1500, западного — от 2000 и до бесконечности (ну, почти). Увы, 500 рублей за группу, на которую ещё вчера ты ходил бесплатно — объективная реальность, необходимая для выживания группы. Начиная примерно с 1000 рублей начинается реальное развитие (можно позволить себе выбрать инструмент по душе, записать альбом хорошо, съездить в тур и т.п.)

Тем не менее, если ты решил поддержать артиста и прийти на концерт, то поддержи его "по-чесноку", а именно:

— купи билет на концерт (это поддержит или артиста, или клуб, или жанр артиста в выбранном клубе);
— купи любой мерч, который предлагает артист (это 100% вложение в жизнь артиста);
— выпей в баре любой коктейль или какую-то колу. Пусть даже это стоит 300 или 400 рублей. Это наценка за удовольствие наблюдать именно этот концерт хоть где-нибудь! (Да, даже в этой "обрыгаловке", которую по недоразумению называют клубом). А если ты выпьешь два коктейля, то артист станет важным и ему в следующий раз выставят оборудование по райдеру, а звук и шоу будут лучше.

Без этого порядка вся индустрия мелких (и специфических) концертов накроется медным тазом. А без мелких не будет и крупных... Не будет новых крутых музыкантов в России. И так-то очень мало их. Птиц и животных вот в красную книгу заносят, а крутых отечественных музыкантов — нет. А пора бы уже...

Почему мы не бросим этим заниматься? Потому что нам нравится этим заниматься. И мы искренне верим, что это кому-то нужно. И хоть Шнур и написал, что если твоё творчество никому не нужно, то это говно, это ни хрена не правда. Есть огромное количество талантливых музыкантов и вокалистов (часть из них я старательно толкаю в массы), в которых обязательно когда-нибудь должны умереть менеджеры. Помочь им с этим можешь только ты и те, кого ты "подсадишь" на творчество...

P.S. — Что делать, если я живу в такой дыре, что сюда никто не приезжает? А мне очень хочется...
— Если посетитель рублём выберет музыку, а не дискач, то с вероятностью 99% бизнес будет подстраиваться под потребности. Поэтому вариант только один — пропаганда адекватной музыки среди знакомых, самоорганизация нормальных концертов в местных сёлах... ну а дальше — по схеме, которая изложена выше. Как только клуб поймёт, что средний концерт им приносит раза в полтора-два больше денег, чем средний дискач, они будут делать концерты.

Хотя музыка вместо дискача равносильна Хаксли вместо Донцовой, Discovery вместо "Первого", спорту вместо наркотиков... Но всё может быть. Нужно в это верить.

Звуки опубликовали оригинал статьи, размещенной на личной странице промоутера и организатора концертов - Василия Салия. Текст стал очень популярным в социальных сетях, и потому мы публикуем его с минимальными и несущественными изменениями. Те, кому понравилась статья - могут написать её автору - salyi@ya.ru

02.02.2016, Василий САЛИЙ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: