FILASTINE  Послание филистимлянина

В Москву с концертом возвращается Грей Филастин, едва ли не лучший перформер в этно-электронном цехе.

О Грее Филастине (Grey Filastine) невозможно писать в формате биографической справки. За свою уже более чем 10-летнюю карьеру Грей не сделал ничего, что обычно составляет резюме приличного электронщика: он почти не издавался на известных лейблах, не записывал ремиксов на звезд, не светился в плейлистах знаменитых диск-жокеев и не вписывался в сложную сеть совместных проектов как нынче принято в хип-хопе. Единственным контактом, сколько-нибудь описывающим музыкальный контекст Филастина, оказывается исчезнувший с радаров несколько лет назад DJ/Rupture. Из родной Америки Грей перебрался не в бурлящие Берлин или Лондон (как опять же принято у тех, кто нынче играет электронику), а в расслабленную Барселону. И хотя звучание Filastine вполне вписывается в ёмкий зонтичный бренд "бас-музыки", ориентируется Грей совсем не на питомцев Hyperdub или Ninja Tune, а на арабскую и африканскую традицию. Куда ни глянь, последовательный неформал, презирающий корпоративную матрицу.

При этом стоит увидеть его живьем хоть раз, то сразу понимаешь, что отделив себя от электронного муравейника, Грей не только ничего не потерял, но и многое приобрёл. В отличие от подавляющего большинства мастеров "бас-сцены", Филастин – прирожденный перформер. Из афро-азиатской музыки он заимствует не только гармонии и ритмические рисунки, но и роль музыканта как шамана и вождя, зовущего своё племя на бой или на праздник. Стоит Грею начать лупить в электронные барабаны расставленные в тележке из супермаркета (её для создания нужной атмосферы, конечно же, полагается перед концертом откуда-нибудь спереть), как зал начинает двигаться в синхронном танце, хлопать в ладоши и подпевать.

Грей уже успел проделать этот трюк с московской публикой, и если на фестивале "Этномеханика" в 2009-м он выглядел загадочным незнакомцем, то год спустя в "16 тонн" уже собрал полный клуб верных фанатов. Но сильнее всего "эффект Филастина" выглядел год назад на финском Flow, где Грею выпала нелегкая доля закрывать программу арены "The Other Sound", заточенной под узколобую авангардную электронику. Увидев перед собой полусонных финнов, оставшихся в сидячем зале отдохнуть после концерта Мики Вайнио (Mika Vainio) Грей и выступавшая с ним певица Нова (Nova) не растерялись, и минут через двадцать уставшие любители фри-джаза и электроакустики уже во всю пели и водили хороводы.

Filastine
Москва, клуб "16 тонн"
6 февраля, 23:00

28.01.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)