Сегодня исполняется 70 лет Дэвиду Линчу, режиссеру, переосмыслившему темную сторону человеческой души, где реальность и фантазия порой растворяются друг в друге, минуя границы логики, оголяя нервы и выпуская наружу подавленные желания. Сам выпустивший несколько альбомов, Линч не мог не наследить в музыке, и влияние его распространяется куда дальше прямых цитат - хотя если к группам Twin Peaks, Audrey Horne и Dale Cooper and the Dictaphones прибавятся еще какие-нибудь фанаты легендарного сериала о том, что "совы не то, чем кажутся", не удивляйтесь. Прилагательное "lynchian" давно используется для обозначения текучей, тягучей, вязкой и напряженной атмосферы, а созданные Линчем образы оказались настолько привлекательными и живучими, что отсылки к ним возникают то у одних, то у других музыкантов.
Поздравляя юбиляра, Звуки вспоминают ключевые музыкальные моменты из его лучших работ.
"Голова-ластик": "In Heaven" Леди из Радиатора
Сценарий полнометражного дебюта Линча, черно-белого сюрреалистического кошмара об индустриальной бытовухе, занимал всего два десятка страниц, но даже в них Леди из Радиатора не было. Ее режиссер "нашел" уже по ходу съемок - "как будто она всегда там была". Единственное светлое пятно в жизни главного героя, по-детски наивное, почти блейковское видение рая в фильме работает на контрасте и не столько служит разрядкой, сколько еще больше нагоняет жути. Впоследствии Линч не раз пользовался этим приемом, заставляя простенькие и оптимистичные поп-шлягеры прошлых лет светиться демоническим светом. "In Heaven", в свою очередь, сходу вошла в музыкальный канон и многократно перепевалась - наиболее известный кавер принадлежит Pixies.
Синий бархат: Изабелла Росселини поет "Blue Velvet"
Музыкальные номера у Линча нередко служат интерлюдиями, перебивками, намечающими сюжетный поворот. Особое место среди них занимает выход Дороти Вэланс (Росселлини), ставшей прототипом других линчевских поющих див - прежде всего, конечно, Джули Круз. До того, как "леди блюза" выходит на сцену, у героя Кайла Маклахлана, ввязывающегося в криминальную драму с психосексуальным подтекстом, еще есть возможность повернуть назад, после - уже нет. Говоря о выборе песни, Линч отмечал, что старый хит Бобби Винтона слышал по радио много раз и страшно не любил - до того момента, как поймал его в нужном контексте. Песня дала начало фильму, фильм обеспечил бессмертие песне (довольно проходной по меркам Тони Беннета, ее оригинального исполнителя). В конце концов, до нее добралась Лана дель Рей, которая с первых дней своей карьеры успешно обыгрывает образ линчевской героини.
Дикие сердцем: Powermad!
Начнем с того, что Powermad - реально существующая группа спид-металлистов из Миннеаполиса, а не выдумка Линча, хотя поверить в это трудно: уж слишком ладно их трек "Slaughterhouse" лег в сцену отвязных плясок Николаса Кейджа и Лоры Дерн (спойлер: сразу после этого герой Кейджа поет любовную балладу Элвиса, под аккомпанемент все тех же Powermad). Подростковую любовь, голубоглазую и бесшабашную, Линчу вообще хорошо удавалось переносить на экран, но в "Диких сердцем" он, пожалуй, вышел на свой пик. И правда что, вечеринка "Скотобойня".
Твин Пикс: танец Человека не отсюда
В "Твин Пиксе" тоже есть свой полноценный музыкальный номер, песня Джими Скотта про сикаморы, но куда больше зрителям сериала запомнилась другая "цыганочка с выходом". Танец карлика из красной комнаты с зигзагообразным узором на полу - это едва ли не квинтэссенция Линча, мастера иррационального эффекта, смешного и пугающего. Логика сна как она есть: танец возникает из ниоткуда, никуда не ведет и ничего не объясняет. "Dance of the Dream Man" (в титрах герой Майкла Андерсона при этом прописан как "Человек не отсюда") - одна из самых узнаваемых тем Анджело Бадаламенти, чей творческий дуэт с режиссером фактически воскресил подзабытую ветку "темного джаза". Коллективы вроде Bohren & der Club of Gore и The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble пользуются находкой до сих пор.
Шоссе в никуда: "Song to the Siren"
Индустриальные шумы Трента Резнора и Питера Кристоферсона, нуар-джаз Барри Адамсона, презентация Rammstein (это сейчас они русская народная группа, а в 1996 году, на момент съемок фильма, были мало кому известными подражателями Laibach), наконец, вынесенный в титры Дэвид Боуи - другого такого насыщенного саундтрека, как в "Lost Highway", у Линча не было и не будет. Великий кавер This Mortal Coil на песню Тима Бакли выбивается из общей канвы музыкального оформления фильма и не был включен в саундтрек из-за проблем с лицензированием, но обойти его вниманием нельзя, хотя бы потому, что для Линча он стал краеугольным камнем (без него не было бы ни "Falling" Джули Круз, ни плача Ребекки Дель Рио в "Малхолланд Драйв"). То, что режиссер в итоге заиграл песню для одной из самых романтичных сцен секса в кино, нисколько не мешает делу.
Малхолланд Драйв: Silencio
Лучшая иллюстрация зыбкой грани между реальностью и сном (игрой воображения, бредом - нужное подчеркнуть) у Линча? Наверное, сцена в клубе "Силенсио" из "Малхолланд Драйв", достойная того. чтобы врезать ее сюда целиком.
Внутренняя империя: "Loco Motion"
Вместо бонуса: короткая, но емкая хореографическая зарисовка из "Inland Empire". Выражение лица Лоры Дерн говорит само за себя.
Продолжение сериала "Твин Пикс", согласно последним новостям, выйдет на экраны в первой половине 2017 года.
Дата рождения:
20 января 1946
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)