Если бы вас, дорогие меломаны, спросили - с кем вы больше всего хотели бы встретиться? - вы назвали бы, наверно, известных музыкантов, лидеров легендарных групп. Но я всегда хотела поговорить именно с этим человеком: ведь под его влиянием во многом сформированы мои взгляды на рок-музыку и отношение к современному музыкальному процессу. Многие мои друзья слушали в юности его передачи, пересказывали друг другу запомнившиеся шутки, записывали программы на кассеты и коллекционировали альбомы, о которых он рассказывал. А мне всегда страшно импонировала его подача материала - самый скучный факт из жизни самой "проходной" команды становился в его исполнении захватывающим триллером пополам с комедией.
Сева Новгородцев. Человек, который всегда был для нас "голосом из
приемника", неожиданно материализуется в офисе Звуков вместе с компанией
друзей. Шутит, замечательно тепло общается, интересуется всем, разглядывает
сервер, жалуется на острую нехватку новой музыки. Сева приехал в Москву на
майские праздники - получать Специальный приз от Гильдии Радио. Он рассказывает о том, как на церемонии
играл на флейте, аккомпанируя Ларисе Долиной:
- Ну, то есть она пела, а я пытался ей все испортить. Но не удалось: она поет
очень хорошо.
Звуки.Ru: - Как Вам церемония?
Сева Новгородцев: - Ну ващще. Новый Голливуд, Новые Васюки. Там все сверкает, лазеры-мазеры, дымы... Единственно, что от прошлого никуда не денешься: вышел Кобзон в парике, и так далее. А так все - новое. Ну и, конечно, официальные речи длинноваты немножко. Но можно понять функционеров: для чего они мучаются годами в кабинетах? - для того, чтобы выйти и схватить короткий миг славы. А поскольку они уже все натренированы на длинные речи, уже никак дальше не сократить.
Звуки.Ru: - Но это уже не "ваше" радио? Не та "радийная промышленность", к которой Вы привыкли?
Сева: - (улыбаясь) Там министр связи какой-то был... но главное - удалось встретиться со всеми героями сказки: входишь, а тебе говорят: вот Василиса Прекрасная, вот Иван-Дурак... те еще люди. Поэтому я видел практически всех, "кого надо". Познакомился с Фоменко, с директорами станций - всякая публика, о которой знаешь либо виртуально, либо по наслышке. Интересно. Фоменко был в ударе, он рассказывал про свою гоночную жизнь. Мы воспылали совершенно, потому что у него фантастические истории: тут и клиническая смерть на восемь минут, и чего только не было. Там видно, почему: он гонщик, у него напор совершенно дикий. Но он, в общем, очень неглупый человек.
В июне 2002 года исполняется 25 лет с начала творческой деятельности Севы. Он и его друзья намереваются отпраздновать эту дату c размахом.
Звуки.Ru: - Насколько я знаю, Вы собираетесь делать фестиваль...
Сева: - Ну, не фестиваль, а как бы концерт: "шоу для своих", - мы еще полностью не сформулировали идеи. Но идея - как бы воссоздать дух этих 25 лет. Воссоздать общие эмоции тех, кто через эти глушилки продирался... У нас с Немоляевым: мы его задействовали. У нас с ним старая дружба, потому что я его впервые увидел роскошным артистом кордебалета, в кожаной куртке в "металлической", с кудрями до лопаток. Страшно прикольный тип был, молодой - не мог на месте стоять, скакал, как олень. Он пришел - из него брызгал этот юмор... С тех пор он уже стал мэтром своего прикольного жанра, но мы его задействовали как ведущего и сценариста. Мы хотим музыкантов туда позвать, чтобы они были созвучны этому.
Звуки.Ru: - Кто, например?
Сева: - Мне Умка очень нравится, она чудная. Предельно честный человек, никакой аффектации.
Звуки.Ru: - Довольно много групп, я думаю, почтут за честь отыграть...
Сева: - Да, но чужих не хочется, потому что у нас есть, во-первых, своя общая клубная ответственнось друг перед другом, мы тут все намыкались. Вот (показывая на веб-мастера Сергея и издателя Алексея) - два славных представителя: в свободное от работы время, зачем они это делают?.. То есть у нас есть уже своя определенная "гвардейская этика", которой мы особенно нарушить не можем. Нам, с другой стороны, нужно, чтобы как можно больше пришло народу - но не чужого. И потом, это событие будет не тусовочное в дурном смысле: мы постараемся сохранить "чистоту лиц", насколько это возможно.
Звуки.Ru: - Хорошая идея. Из "старой гвардии" кого-нибудь позовете?
Сева: - Ну, у нас есть Интернет, где есть постоянная публика. Своих
соберем. Частично - есть планы разрекламировать это на обыкновенных людей,
которые, может быть, в Интернет не ходят и не знают - есть афиши... Ну, условно
говоря, мы стоим на набережной вчера -
едет какой-то мерседес 600-й, сигналит... шпарит... Мы говорим "что такое?" - а
он... (показывает большие пальцы) - и поехал дальше. То есть увидел на
набережной знакомую икону. Чтобы до них достучаться, пусть придут.
И потом, нельзя не отметить: речь не обо мне идет, речь идет об общем нашем
экспириенсе. Вот мы прожили этот кусок жизни - ну надо его отметить! Когда идут
на серебряную свадьбу родителей - не ее же справляют! Справляют - что ты еще
родился, что у вас семья есть... это общий процесс. И если не обращать внимание
на такие вещи, то не будет истории ни малой, ни большой.
Ну, вообще праздники - это всегда приятно. Очень хорошо, когда они есть.
Сева: - Да. Я вот почему люблю в организации вроде вашей приходить:
придешь - уже сразу нормальные люди, есть с кем поговорить. У меня была
проблема с друзьями до отъезда, до 75 года: надо, чтобы человек был более-менее
образованный, желательно - чтобы высшее образование было или незаконченное,
чтобы английский язык знал, чтобы интересовался немного западной культурой -
чтобы поговорить было о чем; чтобы не стучал на КГБ... А если все категории эти
собрать - да буквально никого и нету! То есть у меня было два-три человека,
кому можно было доверять, а остальные - вроде, интеллигентный, но стучит, или
еще что-то...
И вот приезжаю я на BBC по набору в 77-м году, вхожу в комнату - и что я вижу?
Все знают английский язык хорошо, у всех высшее образование, все интересуются
западной культурой - и никто не стучит!.. БРАТЦЫ! Вообще, как родные братья. И
целая комната приятелей.
Звуки.Ru: - Но потом Вам, наверно, пришлось поменять критерии?
Сева: - Ничего подобного! Я абсолютно со всеми дружил. Ну, в большей или
меньшей степени - там были желчные люди, может быть, с ними и не надо так тесно
дружить, но мы разговаривали со всеми дружелюбно, я со всеми находил какую-то
общую тему... Так что в столовой посидеть - потрендеть - это мое почтение. Там
у нас была целая плеяда роскошных людей. И сейчас от них уже избавились от всех
под разными предлогами. И, конечно, жаль. Они были не журналисты по профессии -
они были из разных областей: врач, спортсмен, саксофонист... поэтому
колоссально было.
А журналист, как известно,- это не профессия, а средство перемещения одного в
другое и этого туда.
Звуки.Ru: - Журналист - это дилетант, который любит рассказывает всем, как другие что-то хорошо умеют делать.
Сева: - Раньше журналист - это была профессия, поскольку нужно было куда-то ехать, знать средства сообщения, как добиться пропуска, как взять интервью - вот по этой части. Сейчас это - как найти информацию. Но журналисты не должны журналистике учиться. Можно обучать литературе, истории... а журналист должен приходить и учиться на работе.
Звуки.Ru: - Давайте с самого начала, можно? Вопрос из самого-самого дальнего прошлого, а для нас для всех - настоящего. Я понимаю, что Вам его, наверно, очень часто задают. Но Вы сейчас - уже в совсем другой стране. Я не знаю, насколько это было для Вас раньше естественно - приходить на такие вот премии, где все перемешано, где встречаются всякие деятели совершеннейшего андеграунда и, казалось бы, попсы голимой,- но сейчас они все неожиданно встретились, задружились, сейчас они все, наконец, становятся частью одной большой музыкальной индустрии. Она вообще есть? Она уже состоялась - как это выглядит, по-Вашему?
Сева: - Она в динамическом развитии. Все еще не "затвердело", рынок
формируется... Я
просто знаком и с продюсерами, и с производителями пластинок, и с пиратами -
там всякие люди есть,- видно, как рынок "становится". Просто если сравнивать -
все время надо оглядываться назад. Представляете - я уехал в 75-м году, что там
было? - дичь какая-то. Неандертальцы еще не появились, еще обезьяна палку не
взяла! Это была полнейшая доистория. А сейчас приезжаешь - уже масса людей...
Самое главное, что если раньше интеллигентного человека, который знает немножко
английский язык и не стучит на КГБ, нужно было выискивать,- их было по городу
буквально несколько человек,- то сейчас насколько их число возросло... тут уже
есть второе и третье поколение. Уже значительно легче жить.
И кроме того, весь процесс стал уже неконтролируемым, в нем есть собственная
внутренняя инерция,- все развивается очень хорошо. Другое дело - вы "изнутри"
горите нетерпением, и вам, конечно, все мало. Как и нам было мало. И хочется,
чтобы все это произошло сейчас, на моей жизни... Но этого, к сожалению, не
будет, потому что Некрасов был, есть и будет прав.
Звуки.Ru: - Деление на рок, альтернативу, которое некогда было просто на штандарты поднято, - во всех изданиях было очень четкое деление на "классовых врагов"... Сейчас пошла мода на "альтернативу" в нашем обществе, сейчас все интересно, и, может быть, даже есть чем заниматься. Но не кажется ли Вам, что если на Западе, где этот процесс давно пройден,- там все это уже стало частью одного хит-конвейера, то, наверно, здесь это все-таки выглядит как-то по-другому?
Сева: - Мы живем в культуре, сформированной критиками - это у нас с
советских времен
осталось. Потому что не знаешь, что слушать и как о музыке говорить, пока тебе
не сказали. А критик, как известно,- человек, который музыку слышит, но не
понимает. И потом, у него обязанность есть - что-то сказать. Поэтому они
придумали категории, градации... Если вы в одну комнату набьете музыкантов, то
духовик с рок-н-ролльщиком задружатся враз, пива выпьют... У них никаких
конфликтов нет, и быть не может, потому что они оба бьются с неизвестным:
человек должен научиться хорошо играть, красивый звук делать... А в этом -
масса идеализма.
Представьте себе, что вы изо дня в день встаете в угол и
на какой-то трубе дудите, пытаясь поймать нечто, что в вашей голове звучит еще
неясно, или что вы где-то слышали. Я, можно сказать, президента Клинтона только
из-за этого уважаю - что он на саксофоне играл. Потому что это -
идеалистическое занятие, я сам на это много лет убил. Поэтому среди музыкантов
конфликтов нет. А все остальные градации... Да бог с ними, с критиками,- им
тоже надо есть, пусть себе пишут. Главное - этому всему не верить - или, во
всяком случае, проверять это какой-то жизненной правдой.
Звуки.Ru: - Но тем не менее, делаете-то Вы рок-посевы, а не поп-посевы...
Сева: - Ну, это потому, что народ на меня наседает - раз, а во-вторых, так уж традиция такая пошла, потому что весь всплеск энергетики самый главный в конце 80-х был на тяжелом роке. И там есть музыкальный элемент, который мне не стыдно делать,- то есть есть виртуозы, там надо действительно петь, а не шептать. Поэтому мне, как бывшему музыканту, это понятно и уважительно. Хотя, если что-то есть из какого-то пост-модернизма, я ничего против не имею. Какую-нибудь Лори Андерсон с удовольствием бы раздраконил на серии. Но просто народу это не надо.
Звуки.Ru: - Народу не надо Лори Андерсон?
Сева: - Ну, не просят. Но попросят - сделаем. Может быть, дозреем и мы. Но пока мы держимся "средней классики". И кроме того, о них литературы больше всего. А я специализируюсь сейчас на биографических литературных сериях, потому что этого особенно никто не делает.
Звуки.Ru: - Ваши гости в Лондоне, - я знаю, что у Вас недавно побывали Мумий Тролль, Воплi Вiдоплясова,- приезжая, выпускают пресс-релизы о том, как они побывали у Вас в студии...
Сева: - Ну, они в разных местах были. Воплi Вiдоплясова побывали на "Первом Русском Радио",- это местное радио, там это не событие. То есть для Лондона это событие - но не международное. А Мумий Тролль был на BBC - там аудитория действительно побольше, но и интерес был очень большой. Мне всякие e-mailы слали безумные фаны...
Звуки.Ru: - А Вам они интересны?
Сева: - Мумий Тролль начался с "Севаоборота". В 1996-м году он пришел с первым материалом, еще даже не нарезанным на диск. Это были просто "болванки". И он жил в Лондоне. Он мне был интересен по судьбе: знает китайский язык, родился во Владивостоке... То есть человек соответствует моей формуле рок-звезды: не показывает всего, что умеет. У него масса всяких знаний, а он их реализует в одной пятой-десятой части, которую он оставляет публике. А весь свой запас держит для себя. Потому что должна быть тайна, должно быть расстояние. Иначе ты уже не рок-звезда, а... Как говорила мне маменька: "Нельзя быть открытой книгой".
Звуки.Ru: - А кого еще из русских музыкантов Вам сейчас интересно слушать?
Сева: - Не знаю. Мне нравится Сплин - условно говоря, по поэзии. Те же Сегодня Ночью мне по поэзии очень нравятся - пронзительные стихи. Ранний МТ. Аквариум я всегда любил. Питерские команды - слегка ломаные, слегка унылые,- по поэтике мне ближе. Но я всегда говорю, что слушать музыку надо как Бетховен - спиной. Потому что нечего там рассуждать. Если по спине мурашки пошли - значит, тебе годится. А все остальное - если реакции нет, то и нет. Потому что и поэзия, и музыка - воспринимаются на внесознательном уровне.
Звуки.Ru: - Можно, еще немного об истории? Много лет мы просыпались и вставали под музыку вашего джингла. Я знаю, что Вы его писали и придумали сами. Он - Ваша визитная карточка уже много лет. Расскажите, пожалуйста, об истории его создания.
Сева: - До отъезда, до эмиграции, сподобился я быть руководителем ансамбля Добры молодцы. Не того, который Вы знаете, а того, который, к сожалению, пластинок не выпустил, и у которого украли название. Это была группа прогрессивных неудавшихся джазменов, которые взяли в руки гитары. Умные все ребята, тонкачи. И они всю эту концепцию придумали для того, чтобы можно было играть электронную музыку на сцене. Они аранжировали русские песни, придумали костюмы, под это можно было длинные волосы носить... целая концепция. И одна из популярных песен, которую Антонов пел с нами вместе,- там был припев "Помню, в детстве я...",- и там в припеве была запрятана эта мелодия (напевает). Как замаскированную визитную карточку (напевает) я ее и использовал. Но чтобы это не было прямым плагиатом с Антонова, мелодия звучит, слышимая, на терцию выше: "Сева Новгородцев, Лондон Би-Би-Си"...
Звуки.Ru: - А вот этот "русский распев" - "Город Лондон, Би-Бе-Си"?
Сева: - А конец - это сделала Света Плотникова. Это певица, которая ездила с нами на пару гастролей, и которую "за несоответствие" уволили. Она была джазовая певица, пела диксилендом, у нее жизнь вся шла кувырком, и в конце концов она оказалась в Англии. Мы много вместе натерпелись на гастролях. Я ее позвал на запись - а она очень озорная, такая прикольная девица,- и она сразу, сходу спела эту конечную заставку. Конец передачи - поет она: хор бабок - это Света Плотникова, а начало - это я. С флейтами со всякими.
Звуки.Ru: - Уже много-много лет этот джингл Вас сопровождает. Не было ли у Вас искушения что-нибудь сменить? Вот фамилию, к примеру, Вы приобрели не сразу. А город Лондон и BBC - эти оставшиеся две составляющие - не было искушения поменять?
Сева: - Понимаете, в нашем деле - если бы я появлялся на телеке каждый
день, можно было бы себе позволить костюм сменить, прическу... А я появляюсь
раз в два-три года, и с этой точки зрения, мне меняться совершенно нельзя.
Потому что мы шли с Ольгой по Красной площади - навстречу: "О! Сева!". То есть
тебя десять лет не было - и то же самое, ничего не изменилось: в той же черной
рубахе, растрепанный... Поэтому я сознательно сделал такой выбор. У меня свои
резоны быть узнаваемым. Не для того, что личная слава мне очень нужна - самому,
- но это один из моих рабочих инструментов, поэтому я внешность не меняю. И с
какой стати менять то, что работает? По-английски говорят: если не сломалось -
не чини. Don't mend it, if it's unbroken. Так что я этого придерживаюсь.
Потом, мне, честно говоря, некогда: эфир же еду просит, мне надо одну передачу
написать, которая дается с каждым годом все труднее, в другую - гостей найти,
еще с Первого Русского радио какие-то пробки, мотоциклы, заставки, рекламщики
какие-то звонят, e-mail'ы идут... чума. Потом, это Русское радио - это же не
просто так песенки играть: там минут на 25 надо каждый день найти какого-то
материала, чтобы было что рассказывать. Надо высмотреть пятнадцать источников
по Интернету... Слава богу, он у меня сейчас
быстрый... поэтому мне достаточно, и о косметике думать совершено некогда. И
тем более, это все устоялось, и люди уже со счастливой улыбкой идиота начинают
мне этот джингл петь... ну, зачем это менять? (смеется) Как звезду на Спасской
башне: ее, действительно, надо было оставить. И правильно сделали.
Звуки.Ru: - Ну, а BBC на CNN, например...
Сева: - Ну, это их дела уже. А мы - провидцы.
Звуки.Ru: - По технологии создания передачи: для многих и многих исследователей Ваша передача является источником базовой информации, фактологии. Насколько я знаю, чтобы собирать такие вещи - надо обладать недюжинной усидчивостью, довольно серьезно работать с материалом. Какую часть от Вашей работы занимают собственно контакты с музыкантами?
Сева: - С музыкантами не дай бог контактировать! Они вам такого наговорят, что вы
никогда не напишете! У них же в голове полный сумбур! Я из музыки ушел, потому
что там одни идиоты!
Музыкант силен не рассуждениями. Музыкант играет, а потом о нем критики
сочиняют кандидатские степени. У меня был такой случай: я восторгался одним
саксофонистом из уральских районов, он так красиво играл, и я все пытался
понять ладовую систему. Я тогда на саксофоне сам играл. Я ему говорю: вот там,
во второй части, у тебя такие секвенции красивые, пассажи... а он мне: дак я по
целлотонке гоняю! Целотонка - это целотонная гамма, у которой пятая ступень
повышена. Вот и все.
Или еще один пример: в оркестре Вайнштейна саксофоны в одном месте так играли
(показывает) - это у нас называлось "базлание". И вот критики говорили о
единстве, что-то такое... а концертмейстер саксофонов, Генрих Бурхард,-
набычась, говорил первому саксофону Гене Гольдштейну: "Чарли, базлание будем
делать?". Вот вам и разница между музыкантом и критиком. Поэтому с музыкантами
говорить совершенно бесполезно.
Или для того, чтобы сделать приличную подборку материала о музыкантах, надо с
ними, в принципе, поездить: от четырех месяцев до двух лет. Я обычно использую
книги. Но я книгой
пользуюсь по принципу акына: человек смотрит английский оригинал, и по этому,
как акын, поет. У него параллельно мысли появляются, в смысле языка полная
параллель и что-то оттуда выскакивает... но тут нужно в такую прострацию
войти... переводчики меня обычно понимают. Но я со временем выработал свой
стиль, и я в книгу поглядываю одним глазом. Я еще меньше, чем переводчики,
смотрю. У меня что-то по ходу пьесы появилось - а у меня параллельные истории
возникают, объяснения... главное - чтобы было интересно, чтобы байка шла.
Звуки.Ru: - А какой потом фидбэк от музыкантов идет, когда они все это слышат о себе или читают?
Сева: - Uriah Heep были счастливы, я с ними ездил на гастроли. Они даже
не ожидали. Мне
их Коробков,- Мик Бокс, говорит: может быть, ты о нас книгу напишешь? Но уж
книги писать - это пусть другие делают. Дураков нема. Как одного актера
спросили: а почему вы режиссером не стали? А он говорит: понимаете, ну получил
бы я миллион - так мне 2 года за этот миллион ломаться-то надо! А я за год
четыре картины сделаю. Да еще актером мне дадут три, а не один. Ну, вот так и я
тоже: зачем я буду книгу писать? Мне это недосуг. И потом, замыкаться на
какой-то группе - это невозможно, потому что жизнь шире этого.
Это же метод общения, эти передачи были - вовсе не о музыке. Там был сплошной
подтекст. А подтекст был такой: вы сидите - вам хорошо, и я сижу - мне хорошо.
А всех мы в упор не видим: вся эта система, со всеми лозунгами... Мы сначала
отшучивались от них, открещивались, все это исчезало, все это было поругано,
уходило - а мы оставались веселиться.
Звуки.Ru: - Я помню Вашу передачу,- был праздник 7 ноября, как сейчас помню,- с восхитительным описанием демонстрации рокеров.
Сева: - Это был Элтон Джон. Серия. Я недавно в книгу заглянул, увидел - там она графически решена: с панками со всеми... Тогда это было смешно. И знаете, почему я заглянул? Я пытался что-то оттуда выудить, и понял, что сегодня это уже совершенно никаких ассоциаций не вызывает, потому что нет этого давления - ходить на парады и демонстрации, нет седьмого ноября, нет революции... Но тем, кто через это прошел, конечно, было смешно: "зеленоглавые панки вливаются колоннами на брусчатку"... (смеется)
Звуки.Ru: - Сейчас "давление" другое - это "давление" вкуса.
Сева: - Да. Да. И как 91-й год случился, я все эти антисоветские шутки
вмиг бросил,
тут же, все. Моя работа была сделана. Я подошел к зеркалу, себя поздравил -
работа проделана большая, давайте дальше. И теперь - только в сторону
строительства. Это был разбор: хлам разломали, теперь давайте только строить. И
вот прошло 11 лет - я шучу только конструктивно.
А потом уже мою эстафету антисоветских шуток подхватили всякие местные радио:
ди-джеи прикалываются, под Ленина что-то кричат... Но для меня это - прошедший
период, потому что я это делал тогда, когда это было нужно.
А сейчас - ну, что лежачего-то бить?
Звуки.Ru: - Все это уже не греет?
Сева: - Не, ну да, прикалываться... Потом, по этике мне вообще над кем-то издеваться совершенно не нравиться. Я человек достаточно ироничный, но основной момент двигающий момент - это сочувствие, строительство.
Звуки.Ru: - С появлением Вашего Интернет-сайта Seva.Ru у Вас прибавился новый класс слушателей - они какие? Чем отличаются?
Сева: - Это те, кто раньше слушал и разъехался - профессионалы, в основном, всякие программисты из Новой Зеландии... Сергей (веб-мастер) лучше знает публику и страны. Интернет хорош тем, что он отсеивает самый верх или самый низ - такая средне-технически образованная публика, социально мобильные люди, которые имеют выход в Интернет. Вот они и приходят. Там, как правило, совсем "обрубков" нет. Хотя бывают.
Звуки.Ru: - Но Вы пользуетесь сетью, в основном, как информационным источником? Получаете оттуда музыку?
Сева: - Музыку - постольку-поскольку: она не всегда "соответствует". Ну да. В основном мне - Первое Русское радио кормить, потом - бесконечная переписка, потом - я иногда поглядываю, залезаю: то в библиотеку Мошкова, то еще что-нибудь в таком духе. То есть не на третий слой глубины,- на первом и немножко на втором. В рамблере я в самый конец, около 400-го разряда не лазил.
Звуки.Ru: - Я была очень рада, когда в этом году Ваш сайт получил первое место на Награде.Ру, с чем Вас и хочу поздравить.
Сева: - Это гигантское достижение. Потому что все это делается "на своем пару" - без спонсоров, без денег. И самое главное - намерения же чистые.
Звуки.Ru: - А самые лучшие вещи до сих пор в Интернете, по-моему, до сих пор делются энтузиастами. Те же Звуки...
Сева: - Конечно, энергетика же другая совсем! Потому что когда заглянешь там, где за деньги все сделано - там уже пленкой все подернуто. Точно так же, как это у меня - больная тема: наше поколение на BBC уходит, а пришли люди, "подернутые пленкой" - которые уже просто откровенно работают за деньги. Потому что кончились все диссиденты, идейные борцы с советской властью или люди вроде меня - стилистически несогласные с тем, что было,- и идет новый период - такой замыленности, знаешь, как ваши местные станции: многие почти все одинаковые. Не различают люди ни плохого, ни хорошего, ни тонкого, не толстого,- это, конечно, грустно. Это примета времени, но это пройдет. Но, опять же, по Некрасову,- неизвестно, когда. Я часто повторяю: родиться бы итальянским крестьянином - и ничего этого не знать.
Звуки.Ru: - Вы следите за русской музыкой?
Сева: - У нас есть второе предприятие - местное вещание на русском языке для русской диаспоры. Там сейчас живет приблизительно 200 тысяч человек. И это люди, оторванные от языка, от музыки, от культуры, от песен, от новостей в Отечестве. Проекту сейчас 2 года. И приходя на работу, мы хотим что-то новое сыграть, рассказать. И вот у меня есть ночной дежурный, который буквально дрожит: "Ну, ты привези хоть что-нибудь оттуда, хоть новую Земфиру, что ли!"
Звуки.Ru: - А кстати, о Земфире...
Сева: - Она играет на всех инструментах, как выяснилось. Она говорит
барабанщику: "ты мне сыграй вот так вот!" - садится и показывает. А басисту или
клавишнику: "а ты мне сыграй вот это"... Она музыкой занимается с пяти лет,
очень упорное детство провела. Там есть такая ключевая фраза,- она говорит: "Я
мечтала выспаться все детство". Ну конечно, невозможно успеха достичь, если ты
ничего не будешь делать. Мне маменька начала лет с десяти внушать, просто как
мантра, что жизнь - короткая штука, времени терять нельзя... До того она меня
накачала, что я уже просто не мог даже в очереди к зубному врачу сидеть: надо
было обязательно что-то читать, писать, строгать, сочинять... Ну вот, ей
спасибо: без дела сидеть трудно. А мы о чем говорили?..
Звуки.Ru: - О музыке: что ложится на западный менталитет из того, что делается здесь последние года два...
Сева: - Да мы там всеядны, в принципе. Но откровенную попсу, которая сочинена по шаблону, в наглую, уже неудобно играть: только разве попросят. А так я придерживаюсь лозунга Коли Васина, который в подпитии сказал: "Вот выпьешь - так ведь нет плохой музыки!" Я, в принципе, с ним согласен. Слышно музыканта, который занимался. Сразу слышно: если одним пальцем песня придумана и на трех аккордах, и слова банальные, когда ты рифму третьего куплета знаешь уже в самом начале... это, ясно, играть нет никакого смысла. А если есть хоть какая-нибудь задумка, искренняя интонация, артистизм пения - ради Бога, отчего нет... Я там все играю: от Утесова и Клавдии Шульженко и от шансона до Мумий Тролля до кого угодно - каких-нибудь Marksheider Kunst. Мне, конечно, интеллигентные люди нравятся больше. Но мой вкус ничего не значит, потому что мы - на службе у широкой аудитории, и потому ограничивать что-то нет никакого смысла. Там задача у радио совсем другая, чем здесь: здесь они сертифицированны, и если ты вещаешь русскую музыку и чуть в сторону отошел - тебя будут долго ругать, то там - наоборот: нужно дать Россию во всем ее объеме. Там ты ее видишь издалека, как на карте. Она где-то там, как Луна, далеко...
Звуки.Ru: - А как же личное отношение?
Сева: - Ну, если бы я с личным отношением работал - так я бы до сих пор какого-нибудь Колтрейна играл, и все. Я всю жизнь себя ломаю, точно так же, как и все остальные люди. Скажем, как Джон Пил, - такой у нас гигант есть. Он много лет вел по вечерам 4 часа практически новой музыки. Так ведь это все же надо отслушать! А из этого брака полно - есть такая чума, что ни в какую либеральную передачу не вставишь! Так он много лет по 12-16 часов слушал каждый день всю эту чуму. Это - подвиг! Из чугуна ему надо памятник поставить выше Дзержинского! Поэтому новую музыку отслушивать - довольно болезненно, потому что естественная реакция организма - на отторжение.
Звуки.Ru: - То, что себе мы можем позволить просто не слушать, профессионалы слушают по обязанности.
Сева: - Это тяжелая работа. Я, правда, настрополился слушать по 15
секунд - сразу же все слышно. Уже ухо навострено. Если все заштамповано, то
понятно, что там мысли никакой не будет. А если он хоть один аккорд в сторону
сделал - ого, батенька! Потому что в плохой песне мелодия и гармония движутся
параллельно. А вот, скажем, хорошие песни писал Соловьев-Седой или тот же
Антонов. Возьмите, "Анастасию" проанализируйте: там мелодия стоит в одном
месте, а двигается гармония, все идет не параллельно - и так далее. Только у
"фирменных" композиторов так - но для этого нужен развитый внутренний слух. Ты
должен эту песню внутри представить. Там никакого "механического" нет элемента
в сочинении. Это только люди, которые, условно говоря, под диктовку сольфеджио
трехголосное напишут. То есть на это нужно время, и, конечно, талант. Но это от
природы дается. Какому-нибудь Моцарту дается сразу все эти фуги слышать во всей
этой толще, а другому - нет, хоть ты убей. Я просто продирался через сольфеджио
в свое время,- что мне нужно для импровизации было: если я слышу - я должен
сразу сыграть. Ну, одноголосное я еще как-то освоил на саксофоне: то есть если
я слышу ноту, я в нее сразу попаду. А вот композиторством заниматься уже слабо
было. Слух развивается очень много лет. Я начал музыкой заниматься в 18 лет -
поздно. Это надо, как Земфира, начинать с пяти: в мозгах прорастают отдельные
аналитические блоки.
Ну, а здесь, конечно,- мы вот в студии записывались вместе с Долиной - там
видно, как куется музыкальная промышленность: сидят композиторы, они уже
чувствуют рынок, они знают, что на что писать. Говорит один: "А я начал писать
мюзикл на тему "12 стульев, или Золотой теленок"" А ему говорят: "А где у тебя
там любовь?"... Интересно было послушать профессиональные разговоры. То есть мы
возвращаемся к тому же: базлание будем делать?
Информацию о предстоящем праздновании 25-летия Рок-Посевов вы можете найти на
сайте www.seva.ru/25/
Прослушать этот интервью в формате mp3
Сева Новгородцев - крупнейший западный диверсант от музыки, легендарный радио-диджей, на чьих передачах выросло не одно поколение любителей рока.
Дата рождения:
9 июля 1940
Подробности из жизни:
Сева Новгородцев - крупнейший западный диверсант от музыки, легендарный радио-диджей, на чьих передачах выросло не одно поколение любителей рока. Сева родился в 1939 году, детство провел в Эстонии. Настоящая фамилия Новгородцева - Левенштейн. В юности Сева служил штурманом на пароходе, но всегда мечтал о музыкальной карьере. Освоил саксофон, устроился в оркестр.
В 1963 году Сева работал в Ленконцерте, после чего перешел на работу в ансамбль
Вайнштейна. Фамилию "Новгородцев" музыкант позаимствовал у помполита своего парохода,
когда вышел на сцену в составе ВИА Добры Молодцы. В 1974 году Росконцерт
прервал свой контракт с группой. Тогда это автоматически означало роспуск
коллектива и отсутствие перспектив к дальнейшей работе. После недолгих радумий Сева эмигрировал. Из СССР он попал сначала
в Австрию, а затем в Италию. Там встретился с ведущим джазовой программы BBC
Алексеем Леонидовым, который пригласил Севу работать на радио.
На BBC Сева попал
по конкурсу, и поначалу…
1947 – Родился Марвин Ли Эдей - американский рокер, известный во всем мире под псевдонимом Meat Loaf ("Мясной рулет") »»
1984 – Родилась канадская поп-роковая певица, дизайнер и актриса Аврил Лавинь. Её дебютный альбом "Let Go" вышел в 2002 году и был продан тиражом 16 млн копий. Последующие работы — Under My Skin (2004) и The Best Damn Thing (2007) — возглавляли мировые чарты. Помимо музыки, Аврил выпускает… »»
Bud POWELL (1924)
Randy BACHMAN (1943)
Barbara DICKSON (1947)
Robbie SHAKESPEARE (1953)
Gwyneth PALTROW (1972)
Ани ЛОРАК (1978)
Lil WAYNE (1982)
Avril LAVIGNE (1984)