Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть деcятая

Пусть какой-нибудь известный рок-музыкант говорит, что никогда ничему не учился и до всего дошёл своим умом. Не верьте. Кто-то ведь показал ему первые три аккорда. Кто покажет эти три аккорда вам?...

УЧЕНЬЕ-СВЕТ.
Но не всем это очевидно.

Для того, чтобы добиться успеха в любой области, человеку приходится много и упорно учиться, и музыка не является исключением. Пусть какой-нибудь известный рок-музыкант говорит, что никогда ничему не учился и до всего дошёл своим умом. Не верьте. Кто-то ведь показал ему первые три аккорда.
От того, кто покажет эти три аккорда вам, во многом зависит ваш успех в музыке.

Все люди, которые добились успеха в шоу-бизнесе, когда-то отдали лучшие годы упражнениям. Малоизвестный факт: Элвис Пресли неплохо играл на рояле. Никто не знает, где и когда он этому научился. Хотя весь мир привык видеть его с гитарой наперевес.
Земфира начала заниматься музыкой в пять лет.
Великий джазовый музыкант Луи Армстронг начал заниматься музыкой в колонии для малолетних преступников, куда попал за кражу. К счастью, в колонии был надзиратель, он же -музыкант-любитель и руководитель духового оркестра, собранного из малолетних заключённых. Этот человек сумел разглядеть талант молодого Армстронга и наставить его на путь истинный.
Безусловно, тюремный оркестр - слишком радикальный способ обучения музыке. Есть пути попроще. По своей эффективности их можно выстроить в таком порядке:

Государственные учебные заведения (музыкальные школы, училища, колледжи, ВУЗы).
Их преимущества: Обучение бесплатное или за небольшую плату. Отработанные годами учебные программы. Широкий спектр изучаемых дисциплин-музыкальная грамота (сольфеджио, гармония, контрапункт и т.д.), исполнительское мастерство ("инструмент"), "общее фортепиано", вокал (хор), навыки работы в оркестре (ансамбле) и т.д. В некоторых учебных заведениях есть отделения звукорежиссуры. Регулярные экзамены, концерты и конкурсы вырабатывают у учащихся навыки работы на сцене перед аудиторией. В учебных заведениях работают преподаватели, которые искренне преданы своему делу, несмотря на мизерную зарплату. У учащихся есть положительные стимулы к учёбе - высокие оценки на экзамене, диплом. Учёба вырабатывает привычку к регулярным систематическим занятиям. После её окончания выдаётся свидетельство или диплом об образовании. В училищах (колледжах) и ВУЗах могут учиться иногородние студенты. Если вы учитесь с интересом для себя, вокруг вас образуется круг единомышленников и друзей, вместе с которыми вы сможете продолжить свой путь в музыкальной индустрии.
Недостатки. Ограничения по возрасту. В 14-16 лет, когда в человеке появляется интерес к музыке, достаточно сложно пойти в музыкальную школу. Невозможно перепрыгнуть через отдельные ступени обучения: в музыкальное училище (колледж) сложно поступить, не окончив музыкальную школу, в консерваторию невозможно поступить, не имея 'в багаже' музыкального училища. Полное отсутствие специализации по современной музыке (за исключением джаза). Полное отсутствие обучения по коммерческим вопросам музыкальной индустрии. Слабая материальная база.

Студии, кружки, народные коллективы. Удивительно, но не все они вымерли.
Их плюсы: Нет ограничений по возрасту, в них можно заниматься всю жизнь. Более "узконаправленное" обучение (инструмент, вокал).
Минусы: Оплата за занятия обычно выше, чем в государственных учебных заведениях. Почти полное отсутствие теоретических дисциплин, теория даётся лишь в самых общих чертах. После "обучения" в них не выдаётся диплома. Студия или кружок в любой момент может прекратить существование (возросла арендная плата за помещение, изменились личные обстоятельства у преподавателя).

Частные уроки.
Достоинства. Индивидуальный подход к ученику, выше качество обучения. Совсем нет ограничений по возрасту, из-за которых людям психологически трудно пойти в учебное заведение или в кружок. Удобное расписание занятий. Преподаватель может сам приходить к вам. Если вы готовы за это платить.
Недостатки. Высокая стоимость обучения. Очень узкая специализация. У учащегося нет возможности сравнить себя с другими учениками. Если учащийся вынужден перейти от одного преподавателя к другому, то эта "перестройка" проходит очень трудно, при этом возможны серьёзные стрессы.

Мастер-классы и открытые уроки.
Их проводят многие "звёзды". Известные гитаристы Виктор Зинчук и Виктор Смольский (Rage) дают мастер-классы молодым музыкантам. Знаменитый джазовый трубач Уинтон Марсалис, которому Луи Армстронг подарил свою трубу, во время гастролей выступает с бесплатными лекциями перед студентами музыкальных колледжей. Для сравнения-один частный урок у него стоит 3000$.
Положительные стороны у этого метода обучения: Возможность поучиться у "звёзд", посмотреть, что и как они делают. Невысокая цена. Возможность задать вопрос и тут же получить квалифицированный ответ.
Отрицательные стороны заключаются в том, что эти мероприятия носят "одноразовый" и случайный характер, проходят в столицах или крупных городах. Тему занятия выбирают сами "звёзды". Мастер-классы практически бесполезны для людей, которые лишь начинают обучение.

Аудио - и видеошколы.
Они - и все остальные подобные способы обучения - хороши лишь как дополнения к основным занятиям с преподавателями.
Достоинства аудио- и видеошкол - большой выбор, современный материал, ориентированный на рок-, поп-музыку и джаз. Заниматься можно в любое удобное время дня и ночи.
Недостатки: такие курсы очень сложны для начинающих, требуют некоторых навыков владения инструментом и базовых знаний теории музыки. Если автор школы - известный музыкант, то это ещё не значит, что он же одновременно и хороший преподаватель. Еще одна особенность аудио-курсов - их очень узкая направленность. В одних школах делается упор на сольное исполнение в конкретном стиле, в других-на импровизацию, в третьих-на использование эффектов и оборудования и т.д. Поэтому для всестороннего развития придётся покупать несколько школ. Видеошкола - "кот в мешке". После покупки может оказаться, что это не то, что хотелось бы. Вернуть её назад и поменять будет почти невозможно, особенно, если вы заказывали её по почте. Нет "обратной связи",- если вы что-то делаете неправильно, никто не подскажет, в чём ваша ошибка. Для самостоятельных занятий потребуется огромная сила воли и самодисциплина.

Книги.
Бесполезны для начинающих. Новые издания практически отсутствуют, в старых - лишь теоретические вопросы. Почти нет учебной литературы по современной популярной музыке.

Нотные сборники.
Хороши для 'продвинутых' учащихся, малопригодны для начинающих.

Интернет.
Необходимая информация на 99,9 процентов - на английском языке, сведения часто обрывочные, скупые и противоречивые. Долгий и сложный поиск необходимой информации затрудняет задачу новичку. Но зато есть информация о коммерческих вопросах музыкальной индустрии, маркетингу, промоушн, интервью со "звёздами" и "воротилами" шоу-индустрии, аналитические статьи. Имеются интернет-версии зарубежных музыкальных изданий, которые недоступны или очень дороги в печатном виде.
Старайтесь найти в Интернете не просто тематический сайт с обучающими курсами, а коммьюнити: другие посетители сайта всегда помогут "новенькому", растолкуют непонятные места, подскажут, на что следует обратить внимание. К примеру, одним из наиболее удачных сайтов, посвященных игре на гитаре, в россии является сайт Guitar Studio, неплохим источником базовых знаний по сольфеджио может стать сайт Музыкальная теория.

Репетиции и выступления со своей группой.
Плюсы: Круг близких единомышленников, объединённых одной общеё целью.
Минусы: Разная степень подготовки, способностей и знаний участников (и вытекающие из этого конфликты). Приходится самостоятельно решать организационные вопросы (репетиционная база, инструменты и оборудование, график репетиций, промоушн и т.д.) При отсутствии признания публики и других положительных стимулов даже у талантливых групп часто опускаются руки.

Информация из других источников - звучащая вокруг музыка, рецензии на альбомы, материалы в СМИ-всё это необходимо анализировать ежеминутно. Отдельно придётся собирать информацию о том, как устроен и работает шоу-бизнес. В России специальных материалов по этой теме практически нет. На Западе, особенно в США, обучение собственно музыке и музыкальному бизнесу разделены очень чётко. Музыкант должен знать основы бизнеса. Но бизнесмен, работающий в шоу-индустрии, вовсе не обязан быть музыкантом. В России пока вообще нет попыток обучать музыке как бизнесу. Поэтому 'наступило время, когда аккомпанемент выступает с сольными концертами'.

30.03.2009, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: