Концерт Ataraxia в 'Точке' больше напоминал костюмированный бал. По залу расхаживали дамы в вечерних туалетах, модных лет 300-400 назад, под руку с кавалерами, длинноволосыми, но с выбритыми висками, в камзолах и с напомаженными черным губами. Карманы камзолов изящно оттопыривали мобильные телефоны. Между ними то и дело мелькали вертлявые личности обоих полов, туго затянутые в черную блестящую кожу. На лицах некоторых девушек был макияж, напоминающий лицо человека через сутки после смерти. Однако девушки были, без сомнения, живы, весело общались и пили пиво.
Хотя еще около шести на телефонный вопрос о начале в 'Точке' отвечали, глазом
не моргнув - 20-00, внутри красовалось объявление: 'концерт Ataraxia в 21-30'.
В
ожидании группы собравшимся предлагалось отдыхать под музыку смежных с
Ataraxia направлений - гот, постгот и прочие электронные и 'живые'
медиевистские
течения.
Правда, к чести группы, на сцене она была точно в полдесятого, как штык.
Ataraxia - это итальянская группа, состоящая из гитариста Витторио Ванделли,
клавишника Джованни Паглиари, певицы Франчески Николи и мима Лоренцо Бузи.
Образовались они еще в конце 80-х, но к успеху шли несколько лет. Первый их
полноценный диск Simphonia Sine Nomine вышел на итальянском лейбле Energeia в
94-м. С тех пор группа выпустила 12 альбомов, последний из которых - Mon Seul
Desir - вышел в феврале 2002-го.
Медиевистика - выгодное направление для разного рода культурных спекуляций.
'Средневековые' вещи, в разной степени приближенные к стандартам той эпохи,
время от времени делали очень многие музыканты. Но большинство из них лишь
использует романтический флер, который окружает средневековье в сознании
слушателя.
Происходит так потому, что рядовой зритель с подлинной историей
культуры той эпохи незнаком, и продать по цене аутентичной музыки ему можно что
угодно. Лишь бы побольше рыцарей, замков и менестрелей.
Наши представления о средневековье сформированы, по большей части, художественной литературой, так что обмануть зрителя несложно - он сам обманываться рад. Кто-то пытается работать с музыкой средних веков более серьезно, но обрабатывая ее на современный лад. Так, Ричи Блэкмор делает из нее рок-н-ролл, Jethro Tull - арт-рок. Ataraxia же стремится к аутентичности, и воссоздавая музыку прошлого, и сочиняя свою, выдерживая ее в соответствующем ключе. Группа строго держится в русле выбранной ими мифологии, отчасти придуманной самостоятельно, отчасти заимствованной из классических источников. Их концерт - это всегда немного театр.
Мим Лоренцо Бузи в белой маске, скрывавшей его лицо на протяжении всего концерта, изображал то угловатую куклу, то символ смерти, то символ любви. Он и Николи разыгрывали по ходу песен трагические сцены. Однако прослушивание такой музыки вызывает, честно говоря, двойственные ощущения. С одной стороны, испытываешь уважение к музыкантам за их профессионализм и неуклонное стремление следовать собственным путем, независимо от конъюнктуры. С другой - ясно, что такая музыка рассчитана на подготовленного слушателя. Особым образом, подчеркну, подготовленного. Что ее понимание невозможно в отрыве от понимания и чувствования эпохи, откуда эта музыка родом. Невозможно без увлечения мнимой красотой того сурового времени. Отсюда этот маскарад с камзолами и кринолинами в зале. Это - одновременно и способ отсечения чужих, и пароль, по которому узнают своих. Увлечение этой музыкой - своего рода совершенно безобидное сектантство, эскапизм. Ибо неподготовленному уху Ataraxia кажется скучной и однообразной, хотя, безусловно, очень красивой. Эстетически безупречной, совершенной, но - неживой.
Пристрастие к средневековой музыке может быть как простым увлечением, признаком особого (и, безусловно, хорошего) вкуса, так и стремлением сбежать от действительности. Любое замкнутое сообщество со своим культурным кодом (специфической одеждой, языком, знаниями) - есть признак такого бегства. Неважно при этом, почему оно совершается.
Впрочем, все это имеет отношение только к слушателям. Просто любопытно было поразмышлять, многие ли из пришедших действительно понимают, что слушали.
Сами же музыканты просто играли ту музыку, которую любят, хотят и умеют играть.
А играли они примерно полтора часа, и каждая песня сопровождалась бурными
аплодисментами. Разукрашенные поклонники готики слушали музыку очень
внимательно и спокойно. Группу дважды вызывали на бис.
Хотя лучше всего
Ataraxia
смотрелась бы в небольшом академическом зале с мягкими креслами, среди ценителей, а не фанатов.
2004 – В Мельнбурне появилась первая улица, названная в честь группы AC/DC. В присутствии музыкантов и их преданных поклонников состоялась официальная церемония, в процессе которой улица Corporation Lane была торжественно переименована в ACDC Lane »»
Richard HARRIS (1930)
Julie ANDREWS (1935)
Dr. George BUTLER (1936)
Donny HATHAWAY (1945)
Dave HOLLAND (1946)
Martin TURNER (1947)
Mark HELIAS (1950)
Brian GREENWAY (1951)
Howard HEWETT (1955)
Youssou N'DOUR (1959)