Концерт Ataraxia в 'Точке' больше напоминал костюмированный бал. По залу расхаживали дамы в вечерних туалетах, модных лет 300-400 назад, под руку с кавалерами, длинноволосыми, но с выбритыми висками, в камзолах и с напомаженными черным губами. Карманы камзолов изящно оттопыривали мобильные телефоны. Между ними то и дело мелькали вертлявые личности обоих полов, туго затянутые в черную блестящую кожу. На лицах некоторых девушек был макияж, напоминающий лицо человека через сутки после смерти. Однако девушки были, без сомнения, живы, весело общались и пили пиво.
Хотя еще около шести на телефонный вопрос о начале в 'Точке' отвечали, глазом
не моргнув - 20-00, внутри красовалось объявление: 'концерт Ataraxia в 21-30'.
В
ожидании группы собравшимся предлагалось отдыхать под музыку смежных с
Ataraxia направлений - гот, постгот и прочие электронные и 'живые'
медиевистские
течения.
Правда, к чести группы, на сцене она была точно в полдесятого, как штык.
Ataraxia - это итальянская группа, состоящая из гитариста Витторио Ванделли,
клавишника Джованни Паглиари, певицы Франчески Николи и мима Лоренцо Бузи.
Образовались они еще в конце 80-х, но к успеху шли несколько лет. Первый их
полноценный диск Simphonia Sine Nomine вышел на итальянском лейбле Energeia в
94-м. С тех пор группа выпустила 12 альбомов, последний из которых - Mon Seul
Desir - вышел в феврале 2002-го.
Медиевистика - выгодное направление для разного рода культурных спекуляций.
'Средневековые' вещи, в разной степени приближенные к стандартам той эпохи,
время от времени делали очень многие музыканты. Но большинство из них лишь
использует романтический флер, который окружает средневековье в сознании
слушателя.
Происходит так потому, что рядовой зритель с подлинной историей
культуры той эпохи незнаком, и продать по цене аутентичной музыки ему можно что
угодно. Лишь бы побольше рыцарей, замков и менестрелей.
Наши представления о средневековье сформированы, по большей части, художественной литературой, так что обмануть зрителя несложно - он сам обманываться рад. Кто-то пытается работать с музыкой средних веков более серьезно, но обрабатывая ее на современный лад. Так, Ричи Блэкмор делает из нее рок-н-ролл, Jethro Tull - арт-рок. Ataraxia же стремится к аутентичности, и воссоздавая музыку прошлого, и сочиняя свою, выдерживая ее в соответствующем ключе. Группа строго держится в русле выбранной ими мифологии, отчасти придуманной самостоятельно, отчасти заимствованной из классических источников. Их концерт - это всегда немного театр.
Мим Лоренцо Бузи в белой маске, скрывавшей его лицо на протяжении всего концерта, изображал то угловатую куклу, то символ смерти, то символ любви. Он и Николи разыгрывали по ходу песен трагические сцены. Однако прослушивание такой музыки вызывает, честно говоря, двойственные ощущения. С одной стороны, испытываешь уважение к музыкантам за их профессионализм и неуклонное стремление следовать собственным путем, независимо от конъюнктуры. С другой - ясно, что такая музыка рассчитана на подготовленного слушателя. Особым образом, подчеркну, подготовленного. Что ее понимание невозможно в отрыве от понимания и чувствования эпохи, откуда эта музыка родом. Невозможно без увлечения мнимой красотой того сурового времени. Отсюда этот маскарад с камзолами и кринолинами в зале. Это - одновременно и способ отсечения чужих, и пароль, по которому узнают своих. Увлечение этой музыкой - своего рода совершенно безобидное сектантство, эскапизм. Ибо неподготовленному уху Ataraxia кажется скучной и однообразной, хотя, безусловно, очень красивой. Эстетически безупречной, совершенной, но - неживой.
Пристрастие к средневековой музыке может быть как простым увлечением, признаком особого (и, безусловно, хорошего) вкуса, так и стремлением сбежать от действительности. Любое замкнутое сообщество со своим культурным кодом (специфической одеждой, языком, знаниями) - есть признак такого бегства. Неважно при этом, почему оно совершается.
Впрочем, все это имеет отношение только к слушателям. Просто любопытно было поразмышлять, многие ли из пришедших действительно понимают, что слушали.
Сами же музыканты просто играли ту музыку, которую любят, хотят и умеют играть.
А играли они примерно полтора часа, и каждая песня сопровождалась бурными
аплодисментами. Разукрашенные поклонники готики слушали музыку очень
внимательно и спокойно. Группу дважды вызывали на бис.
Хотя лучше всего
Ataraxia
смотрелась бы в небольшом академическом зале с мягкими креслами, среди ценителей, а не фанатов.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)