SCORPIONS  Exegi monumentum и бутылка виски

Return Scorpions выпустили свой прощальный альбом.

Вот, пожалуй, альбом, на который смело можно писать сразу две рецензии, позитивную и негативную, и обе, наверное, будут справедливыми. Никакого парадокса тут, на самом деле, нет. Просто всё зависит от отправной точки. От того, чем группа Scorpions представляется слушателю и рецензенту, по меньшей мере, частично зависит и восприятие альбома "Return to Forever".

Кто такие Scorpions? Авторы пары-тройки хитов для танцев впритирку на школьных дискотеках или композиторы баллад, которые, как ни крути, до сих пор резонируют с романтическими переживаниями старшеклассников и студентов, что в девяностые, что сейчас? Глянцевая шоу-группа, которая, как поезд по рельсам, чешет по отработанным тридцать лет назад лекалам, или одна из тех рок-команд, которые четверть века назад рвали в клочья остатки "железного занавеса"? Давно забронзовевшие "бронтозавры" поп-металла или группа, написавшая незабываемый гимн Великому Примирению? Машина для зарабатывания денег или заслуженные ветераны стадионного рока, жанра, ныне почти мёртвого? Группа, всё ещё существующая по недоразумению, или культурное явление, которое "просто есть", само по себе, вне эпох и десятилетий?

Scorpions, наверное, и то, и другое, и пятое, и десятое. Группа, которой полсотни лет; из которых пять она катается с "прощальными" гастролями, внезапно выдаёт альбом, каковой смело можно назвать и коммерческим продуктом, хладнокровно рассчитанным на возбуждение ностальгии в тяжёлой форме, и совершенно вневременным музыкальным произведением, полным жизни и совсем не стариковской силы и радости, пусть и с горчинкой.

Как это у них получается? Да кто ж их знает. Старцы сами говорят, что настолько утомились от бесконечного цикла "студия-альбом-гастроли", что решили, что пора им уже на покой. И, как это бывает, осознание близости "свободы" так их обрадовало, что они почуяли прилив сил. И записали LP, который, вне зависимости от того, станет он и впрямь прощальным или нет, вполне может оказаться одним из лучших их творений.

Восемнадцатый студийный альбом обширен размерами: в стандартной версии - 12 треков, а вот в той, что вышла на iTunes - целых 20 треков, из которых два - аудиоинтервью, а один - дубликат второго трека в формате Lyric Video. Как выясняется, часть материала очень стара - некоторые песни написаны ещё в 1980-е ("Rock 'n' Roll Band", "Catch Your Luck and Play"), некоторые композиции писались для более ранних альбомов ("Acoustica", "Humanity: Hour I"). Но первые два трека - "We're Going Out With A Bang" и "We Built This House" - это новые песни; как и заключительный (в стандартном издании) трек "Gypsy Life" они подводят итог полувековому пути группы.

А путь этот, как ни крути, был великолепен: объездили весь свет (кстати, 27 мая они выступают в Москве, быть может, в последний раз), вошли в историю, принесли радость нескольким поколениям. "Exegi monumentum" - засчитано.

Время безжалостно, но без боя "Скорпионы" сдаваться - как минимум на словах песни - не собираются: название первого трека альбома на русский переводится примерно как "Уходим, понаделав шума". Голос у Майне звучит по-прежнему сильно и звучно, инструментальные партии - отточены, но не до помертвелого ощущения "мыльной" отполированности, и... что это? Меллотрон? Как в старые добрые времена.

Собственно, самой характерной особенностью нового альбома является, безусловно, его звучание - типичнейший "звук Scorpions из 1990-х". Ощущение такое, будто четверть века со времён "Savage Amusement" и "Crazy World" где-то потерялись по дороге: тот же "перегруз" на гитарах, слегка "притопленный" вокал Клауса Майне (Klaus Meine), увесисто-эпичный звук малого барабана... По словам соло-гитариста Маттиаса Ябса (Matthias Jabs), всё это было сделано совершенно целенаправленно: группа хотела "сохранить дух" ранних композиций. В результате весь альбом звучит так, будто записывался в 1990-е, разве только общее качество звука повыше. Хотя с тяжёлым роком и металлом это всегда скользкий вопрос.

Слушать эту пластинку, наверное, стоит в состоянии хотя бы лёгкой эйфории или как минимум хорошего настроения. Тогда альбом вполне может запасть в голову. Особенно уже упомянутый трек "Gypsy Life". Другое дело, что, объективно говоря, это "стандартная", по ГОСТу, баллада Scorpions, даже на уровне гармоний и аранжировки напоминающая одновременно "Holiday", "Wind of Change" и "Lonely Nights". Но перед прослушиванием, наверное, стоит раскупорить бутылку вискаря. Потому что если вам за тридцатник, вы танцевали под эти баллады в школе и ностальгия вам не чужда, защемить может так, что захочется выдуть всю бутылку целиком.

С 14 мая по 7 июня Scorpions проводят прощальные гастроли по России. 27 мая команда выступит в СК "Олимпийский" в Москве.

13.05.2015, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

SCORPIONS - свежие публикации:

Сайт: www.the-scorpions.com

SCORPIONS

Одна из первых немецких рок-групп, добившаяся мировой славы, была образована в 1965 году в Ганновере братьями-гитаристами Рудольфом и Майклом Шенкер. С приходом в состав в 1969 году вокалиста...

Подробности из жизни:

Одна из первых немецких рок-групп, добившаяся мировой славы, была образована в
1965 году в Ганновере братьями-гитаристами Рудольфом и Майклом
Шенкер. С приходом в состав в 1969 году вокалиста Клауса Майне
группа начала постепенно утяжелять своё первоначально чисто блюзовое звучание.
К 1974 году перешедшего в британский состав UFO Майкла Шенкера сменил
виртуозный гитарист Ули Рот. К середине десятилетия стабилизировалась и
ритм-секция (Френсис Бухольц - бас, Герман Раребелл - ударные).
На протяжении семидесятых годов группа выпустила несколько чрезвычайно
интересных альбомов, среди которых можно выделить "Virgin Killer"
(1976) и "Taken By Force" (1977). Мир впервые заговорил о феномене
т.н. "тевтонского металла". В 1979 году Ули Рот покинул группу ради
сольной карьеры. Попытка Майкла Шенкера вернуться в состав успеха не имела.
Новым гитаристом группы стал Маттиас Йаббс.
В восьмидесятых группа несколько смягчила саунд, обратившись к мелодичному
хард-року категории АОР с…

Далее... →