ИЗ ЖИЗНИ  Музыка ушами Крокодила: Ленинские горы

"Ленинские горы" в совместном проекте Звуков и "Истории глазами Крокодила".

На Звуках публикуются истории песен из цикла "Музыка ушами Крокодила", который мы делаем вместе с проектом "История глазами Крокодила. ХХ век". Это серия книг, где все главные события 20 века показаны с помощью карикатур и фельетонов из легендарного советского сатирического журнала. Ко второму выпуску «Истории глазами Крокодила. ХХ век» (1938-1956) шеф-редактор Алексей Яблоков (журналист, главный герой блога Главред) составил специальный саундтрек: все эти песни и мелодии - военные и детские, веселые и грустные, ритмичные и заунывные - они и есть ХХ век. Специально для Звуков Яблоков пишет музыкальную "Историю глазами Крокодила".

Настало время задушевных песен. Перед нами гражданская композиция "Ленинские горы" (1949). Исполняется напевно и с чувством, но в то же время просто – как всякая песня, чьи авторы пытаются придать ей народный характер. Впрочем, в отличие от народной песни, "Ленинским горам" присуще оптимистическое, мажорное настроение. Да и как может быть иначе, когда она написана в разгар борьбы с космополитизмом, а оба ее создателя – корифеи советской культуры?

Автор стихов – Евгений Долматовский (1915-1994). На его стихи написаны многие советские песни: "Все стало вокруг голубым и зеленым", "Лизавета", "А годы летят" и так далее. Публиковаться он начал в середине 30-х (до этого работал на строительстве метро), оперативно откликаясь на текущую повестку дня. Последовательно выпустил поэму "Феликс Дзержинский", затем цикл "Сталинградские стихи", поэму "Кукуруза", поэму "Руки Гевары" и т.д.

Композитор Юрий Милютин (1903-1968) в 20-е годы был пианистом и композитором в знаменитой "Синей блузе". Писал музыку для театра миниатюр "Павлиний хвост" и для кабаре "Нерыдай". Позже, в начале 30-х работал тапером в кинотеатрах Москвы. После чего, как и все композиторы, переключился на массовую советскую песню и стал писать патриотические песни. С "синеблузовским" прошлым покончено. На смену таперским наигрышам приходят задушевные (как считают критики), исполненные мелодической ясности песни, вроде "Провожают гармониста в институт", "Гибель Чапаева", "Сирень-черемуха". После войны Милютин увлекся опереттой и стал активно разрабатывать этот жанр, создав ряд весьма невыразительных, но популярных произведений ("Девичий переполох", "Трембита").

За песню "Ленинские горы" Милютин получил Сталинскую премию второй степени. Существует несколько вариантов этой песни. Самая ранняя была записана в 1949 году, как раз к началу строительства МГУ им. М.В. Ломоносова на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах. Тогда ее исполнял знаменитый советский тенор Владимир Нечаев. Однако в нашем случае звучит версия 1953 года в исполнении не менее замечательного тенора - Георгия Виноградова (1908-1980). В 1939 году Виноградов становится солистом в Государственном джазовом оркестре под управлением Виктора Кнушевицкого. В его исполнении звучат многочисленные джазовые и классические композиции. Он был первым исполнителем песен "В лесу прифронтовом", "Школьный вальс", "Хороши весной в саду цветочки". Сам Исаак Дунаевский надписывал ему партитуры таким образом: "Спасибо. Дунаевский". Пластинки Виноградова выходили примерно раз в несколько месяцев.

Остается еще сказать про Ленинские горы. Но, признаемся с удивлением, Долматовский почти все сказал. Гористая местность на юго-западе Москвы. Там хорошо встречать рассвет вдвоем. Видны Москвы чудесные просторы (по крайней мере, в хорошую погоду). И дух захватывает от гордой высоты. Не грех вспомнить и годы молодые. Ура, товарищи!

11.04.2015, Алексей ЯБЛОКОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: