СОДА  Deshevle!

Корни свежеиспеченного проекта Виталия Жуйкова Soda уходят в далекий 1986 год, когда состоялся первый концерт дуэта SD, где помимо Жуйкова химичил Сергей Кочуров. Позже к ним присоединилсь Максим...

Корни свежеиспеченного проекта Виталия Жуйкова Soda уходят в далекий 1986 год, когда состоялся первый концерт дуэта SD, где помимо Жуйкова химичил Сергей Кочуров. Позже к ним присоединилсь Максим Федосеев (будущий Бурундук Квартет) и профессиональная гитаристка Анна Лебедева, и проект получил название Самцы Дронта.
В один прекрасный день Лебедева не выдержала увлечения коллег индастриалом и покинула коллектив со словами "нельзя играть на гитарах отвертками", оставив троицу извлекать звуки из листов железа, шестеренок, стекла, фонящих электроприборов и драм-машины. Путем сложных закулисных манипуляций человеческими судьбами Самцами все же остались Лебедева и Федосеев, а Жуйков вернулся к работе над SD, который после ухода Кочурова трансформировался в New Spanish Rabbit, самым большим достижением которого был релиз пластинки "Minus-1". Пластинка была выполнена в режиме "караоке" (с вкладкой стихов внутри). Такой экстравагантный ход имел простое объяснение - плохая аппаратура просто не позволила записать вокал.
В 1999 году, впитав в себя опыт предыдущих работ, родилась Soda - один из самых любопытных отечественных электронных проектов последнего времени. Сознательный уход от слепого копирования зарубежных штампов и внесения в музыку доморощенного колорита принес свои потрясающие плоды.
Гармоничный симбиоз аналоговых электронных звуков, извлеченных посредством древних советских синтезаторов типа "Ритм-2" и ему подобных, стоящих сейчас на фоне современной цифровой аппаратуры смешные копейки (не зря об этом сигналит название), и мрачноватого гадко-жеманного вокала а ля Лагутенко даст сто очков вперед многим активно раскручиваемым новомодным поп-рок-группам.
Любопытен уже тот факт, что пластинка, позиционируемая в области независимой электронной музыки, включает в себя, как бы того, может быть, и не хотелось создателям, потенциальные хиты, которые при выгодной подаче могут легко взорвать эфир. Правда, в формат ни одной из действующих наших радиостанций из-за неординарного звучания эти вещи, к сожалению, не вписываются. Прежде всего, речь идет о перечисленных ниже треках: техно-боевике "Дешевле!" (суровый ижевский ответ мумийтроллевской "Невесте"); кровавом триллере о проститутке, убившей своего сутенера, - "Lola'n'knife", навеянном стихами Ф.Г.Лорки; игриво-сексуальном китче - "Медуза-солнце" и о шедевральном засэмплированном звуковом письме испанской девушки, с грустью уезжающей домой после стажировки в Ижевске - "Мне очень жалко", венчающем своей транс-хаусовой печалью и холодным мелодизмом пластинку.
Остальные треки тоже заслуживают повышенного внимания; рельеф альбома довольно неровный: классический хаус, техно, эмбиент, нойзовые эксперименты и забытое многообразие форм, - каждый найдет, если захочет, композицию по своему вкусу, поскольку ни одна из вещей, записанных на альбоме, не похожа на другую, что огромная редкость для сегодняшних электронных романтиков.

09.04.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)