Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть седьмая.

"Когда Музы молчат..." Конечно, вдохновение необходимо. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову, можно использовать и другие, "технические" способы создания песен. Об этих способах и пойдёт речь.

ХИТ-КОНСТРУКТОР, Часть 2.

У каждого автора песен бывают моменты, когда вдохновение покидает его. Ничего страшного. Сочинение песен - такое же ремесло, как и многие другие профессии.
Написание песен - вовсе не какое-то тайное знание. Вы можете - и должны - совершенствовать и улучшать это умение, как и любое другое: вокал, игру на музыкальном инструменте, аранжировки.

Конечно, вдохновение необходимо. Оно должно дать вам начальный толчок к творчеству. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову, можно "технические" способы стимуляции воображения. Они помогут вам сдвинуться с места, когда вдохновение пропало.
Об этих способах и пойдёт речь.

Допустим, у вас уже есть часть текста, мелодии и примерная гармония. Попробуйте проиграть все аккорды или какой-то фрагмент в обратной последовательности. Можно в этой гармонии попытаться увеличивать длительность каждого аккорда в отдельности. Или уменьшать. Заменять каждый аккорд по очереди каким-то совсем случайным.
Если вы обычно сочиняете за клавишным инструментом-попробуйте проиграть всё на гитаре. Сыграйте гармонию и мелодию в разных тональностях, в "открытых" и "закрытых" позициях, с каподастром, в разных частях грифа, в другом строе. Так вы получите мысли о развитии мелодии и гармонии.
И наоборот, если вы сочиняете на гитаре -сядьте за клавиши. Некоторые западные авторы специально стараются сочинять куплет за фортепиано, а припев - на гитаре. Это также поможет вам, когда вы задумаетесь об аранжировках.
Попытайтесь сыграть мелодию в другом размере. Если ваша песня в размере 4/4, сыграйте её на 3/4, и так далее.

Самодисциплина

Возьмите чистый лист бумаги. Закрепите его на видном месте, положите рядом ручку. Как только появляются какие-то идеи - сразу записывайте.
Носите с собой блокнот. Мадонна, например, использует диктофон. Все мелодии и стихи, которые приходят ей в голову, она сразу наговаривает на плёнку. А Рюити Сакамото говорит, что самое главное - не забывать класть в карман ручку, потому что записать пришедшие в голову ноты и тексты можно в этом случае на чем угодно.

Интересная фраза или мелодия может прийти в голову в самом неожиданном месте и в любое время. Однако если вы запишете ее где-то на клочке бумаги, он может потеряться. Джон Леннон всегда, когда дома что-нибудь наигрывал на гитаре, включал магнитофон на запись. После его смерти Йоко Оно нашла несколько сотен кассет таких черновых записей, рассованных по всей квартире-в ванной, в шкафах, в туалете. Эдди ВанХален говорил, что идея игры на гитаре тэппингом пришла ему в голову, когда он принимал душ. Многие песни рождаются на репетициях совершенно неожиданно, из случайной фразы или нескольких аккордов.

Слушайте песни, которые стали классикой. Подумайте: почему их слушают до сих пор?
Проанализируйте структуру песни, все находки авторов и аранжировщиков. Эти идеи могут сработать ещё много раз - и работают! Это не плагиат, это-учёба. Режиссёры фильмов так же берут чужие находки и эксплуатируют их десятилетиями. Потом говорят: "Классический приём!"

Напишите другой текст к вашей любимой песне. Или мелодию к другому тексту. Или песню к фильму. Как насчёт того, чтобы написать новую песню к "Титанику?"

Если ваши песни отличаются разнообразием аккордов, напишите песню на 3-4 аккорда. И наоборот,- вместо 3 аккордов используйте 6-8.

Если вы хотите написать песню о чём-то, но не знаете, с чего начать-используйте ассоциации. Просто сядьте с листом бумаги и пишите всё, что придёт вам в голову. Потом из этого "потока сознания" уберёте всё лишнее.

Многие авторы не хотят напрягаться, чтобы сделать текст песни рифмованным. И напрасно. Да, есть хорошие песни, где текст "белый". Но хорошо организованный рифмованный текст запоминается гораздо легче. Однако если вы чувствуете, что с текстом проблема - просто отложите его на несколько дней. Потом вернётесь.
Попробуйте использовать другой стихотворный размер. Если вы сочиняете на английском языке, используйте словари и поисковые системы рифм. Их можно найти по адресам:
http://www.rhymezone.com ,
http://rhyme.lycos.com,
http://www.togethersoftware.com/search.asp,
http://www.thesaurus.com,
http://www.m-w.com/cgi-bin/thesaurus,
http://www.wordmyth.net,
http://www.yourdictionary.com/diction1.html.
Не все они одинаково хороши. Некоторые словари составлены на основе старых бумажных словарей и не включают в себя многие современные слова. Но всё равно они будут вам полезны - хотя бы для того, чтобы перестать писать по старым шаблонам.

Спой, Вася!

Чтобы разнообразить вокал, развивайте его линию. Если у вас в мелодии есть долгая выдержанная нота, подумайте: что можно спеть или сыграть в этом месте? Может быть вторым голосом какую-то короткую фразу? Речитатив? Гитарный рифф? Несколько аккордов? Сбивку барабанов? Это та область, где творчество автора песни и аранжировщика - почти одно и то же.

Используйте современные технологии. Многие - даже самые дешёвые синтезаторы - имеют функцию "автоаккомпанемент".
Проиграйте вашу песню в разных стилях. Это даст вам новые идеи.

Каждый автор знает, что коммерчески успешная песня должна иметь какую-то "фишку". (Психологи сказали бы - "якорь"). В идеальном случае - несколько. Это может быть что угодно: "мяукающая" манера пения, нестандартная фраза, цитата ("либэ-либэ, аморэ-аморэ", "гибралтар-лабрадор"'), инструментальный рифф, тембр инструментов, неожиданная гармония и т.д. Эта "фишка" должна захватывать и удерживать интерес слушателя. Стремление выделить и подчеркнуть ее может стать исходной точкой при создании аранжировки. Например, в песне Курта Вайля "Мэкки-Нож" (классика джаза) - очень длинный текст. В традиционной аранжировке каждый куплет звучит на полтона выше. Но так как мелодия не велика по диапазону, то это не вызывает трудностей у исполнителей.

Делайте куплет и припев различными по организации. Если у вас в куплете длинные слова, то в припеве используйте более короткие. И наоборот. Если куплет в миноре - попробуйте сделать припев в мажоре. Части песен могут существенно отличаться друг от друга.

Друзья, прекрасен наш союз...

Подумайте о работе с соавтором. В истории много примеров плодотворного сотрудничества: братья Джордж и Айра Гершвины (авторы множества теперь уже классических джазовых песен), Пол Саймон и Арт Гарфанкел (известнейший в 60-е годы американский фолк-рок дуэт), Лайбер и Столлер (сочинившие множество хитов для Фрэнка Синатры), Андерсон и Ульвеус (ABBA), ну и Леннон-Маккартни, конечно же. Другой человек может увидеть ваши идеи в неожиданном свете, придумать что-то, что никогда не пришло бы вам в голову. Кому-то легче даётся сочинение мелодии, а кому-то-текста.

Есть ещё такой психологический момент. Если человек сочиняет для себя, он подсознательно сочиняет только то, что может исполнить сам. Если он сочиняет для кого-то, он меньше скован рамками.
Сочиняйте, чем больше-тем лучше. Даже Леннон и Маккартни до того, как прославиться, написали несколько десятков песен.

В конце концов, можно использовать метод "мозгового штурма". Вы знаете, как выбирают Римского Папу? Собираются все кардиналы. Охрана закрывает их в одну комнату и не выпускает никуда - даже в туалет! - пока новый Папа не будет избран из их числа. Перспективный метод сочинения песен в группе, не так ли? ;-)

15.02.2002, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: