Меж двух твердынь
(1981-1991)
Новое десятилетие открыло для ансамбля и новую сферу деятельности - запись концептуальных альбомов. Неожиданный союз полугруппы-полутусовки Аквариума с коварным кондитером-ассенизатором от звукозаписи Тропилло если не потряс мир монополий на аудио-продукцию до основания, то, по крайней мере, расшатал основы его весьма чувствительно. Дело в том, что вся послевоенная отечественная аудио-индустрия в стране - от записи в студиях до выпуска этих записей на носителях - была представлена одной лишь фирмой "Мелодия". Отвергнутый официальным советским шоу-бизнесом Аквариум в сотрудничестве с Тропилло создал совершенно уникальную ситуацию - начал выпускать на учебной студии Дома Пионеров собственные альбомы. Да не анонимные магнитофонные бобины, а настоящие альбомы - с хорошим качеством записи, строго продуманным порядком песен, со стереоэффектами, грамотно срежиссироваными переходами из песни в песню, и даже с глянцевыми обложками и плакатами-вкладками фотодизайнера Андрея Усова.
Воодушевлённые открывающимися перспективами музыканты принялись за работу. В один лишь 1981 год музыканты реализовали две программы - камерно-психоделический "Синий Альбом" и совершенно безумный сюрреально-комический "Треугольник". Плюс "Электричество" - первый сборник из продолжавшейся середины девяностых серии "История Аквариума", компиляция впервые или заново записанных старых песен. Его вторая сторона содержала запись скандального выступления в Тбилиси. В 1982 году вдогонку ему была выпущена - в несколько приёмов, так как в течение года на сборник докидывались всё новые песни - программа "Акустика". Последний вариант легко отличим по шуму воды между песнями.
Далее последовали программы "Табу" (1982), "Радио Африка" (1983), "День Серебра" (1984) и "Дети Декабря" (1985). Песни ансамбля "пошли в народ", становясь частью народного же фольклора. Именно в эту эпоху были созданы легендарные "Железнодорожная Вода", "Молодая Шпана", "Электрический Пёс" и "Плоскость"; "Марш", "Старик Козлодоев", "Мочалкин Блюз" и "Два Тракториста"; "Вавилон", "Смерть Короля Артура" и "Прекрасный Дилетант"; "Держаться Корней", "К Друзьям", "Десять Стрел" и "Служеенье Муз"; "Искусство Быть Смирным", "Рок-Н-Ролл Мёртв" и "Мальчик Евграф"; "Иван Бодхидхарма", "Небо Становится Ближе" и "Двигаться Дальше"; "Сны О Чём-То Большем", "Кад Годдо", "Она Может Двигать Собой" и "212-85-06"... Кроме того ансамбль реализовал в виде альбома с забавной "митьковской" обложкой запись концертной программы "Десять Стрел", название одной из песен которой - "Движение В сторону Весны" - неожиданно стало девизом Московского Рок-Фестиваля в 1986 году.
В течение нескольких лет рискованный почин был поддержан группами Кино, Алиса, Телевизор и Ноль. К 1986 году независимая звукозапись Петрограда стала настолько мощным поп-фактом, что государственный монополизм был не в состоянии её не замечать. Тем более что несколько песен группы были выпущены в США пиратским образом на двойном сборнике питерского рока. Таким было начало курьёзной карьеры Тропилло как "короля вареза", но это - отдельная история.
Факт тот, что уже в следующем, 1987 году группа вовсю трудилась над новой программой "Равноденствие" в стенах студии "Мелодия". К сожалению, улучшение маркетинга не лучшим образом сказалось на качестве продукта: к примеру, на записи песни "Лебединая Сталь" помимо слов и музыки можно услышать самым банальным образом заводящиеся микрофоны! Однако, несмотря на эти досадные проколы сет-лит группы пополнился пронзительной балладой "Аделаида" и премилым кантри-буги "Дерево". В том же году Всесоюзная Фирма Грамзаписи переиздала альбом "Радио Африка" и выпустила странноватым "сплитом" сокращённые варианты "Дня Серебра" и "Детей Декабря".
К этому моменту состав ансамбля претерпел значительные изменения. Помимо Гребенщикова, Романова, Гаккеля и переключившегося на перкуссию Васильева-Файнштейна в него входили ударник Пётр Трощенков, скрипач Андрей Решетин (сменивший в 1986 году погибшего Александра Куссуля), аккордеонист Сергей Щураков и басист Александр Титов. С группой очень много сотрудничали блюзовый гитарист Александр Ляпин, великий джазофреник Игорь Бутман и король клавишной абракадабры Сергей Курёхин (соавтор группы на загадочно-придурочном "Тибетском Танго" (1983).
Получив широкую известность, лирика песен Гребенщикова вызвала толки. Некоторые безумцы, говорят, до сих пор ломают головы, пытаясь разгадать якобы кроющиеся в песнях "Детей Декабря" загадки, не замечая в упор хрестоматийной цитаты из Урсулы Ле Гуин в "Кад Годдо" ("Только во тьме - свет...") и откровенной похмельной рефлексии "Снов О Чём-То Большем" ("Вчерашний вечер остаётся смутным...").
Наконец, ансамбль реализовал оригинальный саундтрек к фильму Сергея Соловьёва "Асса". В него вошли заново записанные "Плоскость", "Старик Козлодоев" и "Мочалкин Блюз" (более выигрышная версия с искромётной партией скрипки Сергея Рыженко), а также аранжировка баллады XVI века "Город" с русским текстом Алексея Хвостенко. Неожиданная популярность этой неавторской композиции вряд ли пришлась по вкусу музыкантам, песня быстро "затаскалась" по радиоволнам до состояния какой-то, прости Господи, "Hotel California".
Столь же быстро была затаскана и вышедшая в следующем, 1988 году песня "Полковник Васин". Она вместе с композициями "Серебро Господа Моего", "Орёл, Телец и Лев", "Лой Быканах", "Сарданапал", а также новыми версиями "Марша" и "К Друзьям" и большим количеством шизофренических инструменталов вошла в саундтрек к следующему фильму С. Соловьёва "Чёрная Роза - Эмблема Печали, Красная Роза - Эмблема Любви". Премьеры обоих фильмов предварялись рок-концертами и затягивались на несколько дней.
В том же 1988 году Гребенщиков при содействии Александра Титова, гитариста Eurythmics Дэвида Стюарта и знаменитого ударника Рэя Купера записывал в США свой первый англоязычный сольный проект "Radio Silence". Стопроцентно сольным, кстати, этот альбом считать нельзя - Аквариум в составе "Гребенщиков, Титов, Романов, Гаккель и Трощенков" исполняет на нём новую версию баллады "Смерть Короля Артура". Увлечение творчеством Александра Вертинского сподвигло Гребенщикова на включение в программу и русскоязычного бонуса - отрывка из романса "Китайская Акварель". В ноябре 1988 года Стюарт и Купер участвовали в питерских концертах ансамбля.
В 1989 году оба проекта - и "Чёрная Роза...", и "Radio Silence" наконец-то вышли в свет. Последний пользовался довольно скромным успехом, хотя попасть в попсовый в общем-то хит-парад Billboard с не самой коммерческой на свете работой - уже достижение. Несмотря на общее народное ликование и всплески самой настоящей "аквариумо-мании" (подумать только, ещё летом 1987 года мужики выступали на открытой эстраде возле Северного входа на ВДНХ и остались практически незамеченными!) всё чаще распространялись слухи о неминуемом скором распаде ансамбля. Периодически, во время зарубежных отлучек Гребенщикова место у микрофона занимал Романов, а группа выступала под названием Трилистник. "Какая-то часть ансамбля не может просто так оттягиваться и проводить время, когда нет концертов, она хочет просто что-то играть, - объяснял Романов, - Просто взяли другое название, хотя музыканты все те же самые..."
Анекдотично разминувшись с отправившимися в Америку Романовым и Васильевым, Гребенщиков, вернувшись осенью 1989 года после американского тура в страну, начал срочно собирать расползшихся музыкантов для выступления на юбилее журнала "Аврора" и в программе "Взгляд". Романова, сперва ненадолго, подменил Олег Сакмаров, а участвовавший в записи "Равноденствия" на правах сессионного музыканта Щураков стал штатным аккордеонистом группы. Титова, на какое-то время ушедшего после американских выступлений из музыки, сменил Сергей Березовой. В целом многочисленные сольные проекты музыкантов образца 1989 года довольно серьёзно подорвали творческое здоровье коллектива.
В 1990 году ансамбль продолжил серию записей "История Аквариума", выпустив третий альбом заново аранжированных или же архивных записей. Наиболее интересной здесь представляется концертная запись "Охоты На Единорогов", сделанная в 1987 году с оркестром старинной музыки Равиля Мартынова. Записанные в том же году для очередного фильма Соловьёва "Дом Под Звёздным Небом" песни успеха не имели (впрочем, как и сам фильм), и официально не выпускались. Лишь его финал с песней "О Лебеде Исчезнувшем" некоторое время крутили под видом клипа некоторые музыкальные передачи.
14 марта 1991 года группа, собравшись после серии разброда и шатаний самым сильным своим составом (в концерте приняли участие даже давно не сотрудничавшие с ней Ляпин и Титов), отыграла, отыграла концерт, объявленный, как "последний".
К тому моменту у Гребенщикова был готов цикл интересных фолк-песен, из которых можно особо выделить гипнотический риффовый номер "Бурлак". С этой программой Гребенщиков совершил в лучшем смысле этого слова хипповское "волшебное таинственное путешествие" вниз по Волге. Как ни странно, его "новая" группа по составу мало отличалась от Аквариума последнего созыва: помимо нового гитариста Сергея Зубарева и уже сотрудничавшего с ансамблем флейтиста Сакмарова здесь присутствовали Березовой, Решетин, Щураков и Трощенков. Однако уже 11 августа 1992 года, после выпуска двух программ - студийного "Русского Альбома" и концертных "Писем Капитана Воронина" - Гребенщиков остановил и этот проект.
А если точнее - прекратил маскировать под новую группу старый добрый Аквариум.
Продолжение следовало...
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов.
Дата образования:
1 июля 1972
Подробности из жизни:
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной
русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов. В 70-х и 80-х годах,
Аквариум создал совершенно новую и уникальную музыкальную и социальную
эстетику. Навеянный великим множеством музыкальных стилей и культур специфичный
звук группы продолжает оставаться легко узнаваемым и в тихих балладах о любви,
и в легких танцевальных номерах в стиле реггей и в буйных рок-н-роллах, даже
несмотря на то, что состав группы почти полностью менялся от альбома к альбому.
Музыкальное пиршество Бориса и его группы затронула самые разные музыкальные
стили и направления, и сейчас трудно поверить в то, что такие разноплановые
альбомы как Акустика, Треугольник и Электричество были
записаны почти в одно время. Затем был период долгих домашних концертов
принесший нам Ихтиологию и, наконец, Аквариум выпустил День
Серебра и Дети Декабря по…
1967 – В 1967 году родился московский клавишник Серге́й Серге́евич Чекрыжо́в, участник группы Несчастный случай »»
Z.Z. HILL (1935)
Frankie LYMON (1942)
Moses DILLARD (1946)
Sister Sarah BROWN (1951)
Анатолий "Джордж" ГУНИЦКИЙ (1953)
Patrice RUSHEN (1954)
Frankie KENNEDY (1955)
Marty STUART (1958)
Basia (1959)