Про Gnoz

Строго говоря, прогнозы - дело гиблое,- считает Дмитрий Бебенин. И приводит кучу примеров в доказательство гиблости прогнозирования. Однако, поддавшись шантажу главного редактора, наш обозреватель все-таки выдал версию того, что будет происходить с нами в следующем году...

Строго говоря, прогнозы - дело гиблое. Вам надо примеры? Их есть у меня...

"Питерская группа со всеми вытекающими отсюда последствиями... Этакий незлобивый панк-рочок, наполненный русской псевдонародной тематикой... Королей и Шутов в детстве ударили камнем по голове, но, к несчастью, не добили, и теперь всем приходится слушать такую скучную музыку..." (Рок-Сити. - 1997. - 2.)
"Rammstein - коммерческий вариант Laibach (когда словенцы туповаты)..." (Фузз. - 1998. - 910.)
"Такие группы собирают для записи успешного альбома-двух, чтобы никогда больше не работать... Несколько шагов по Нирвана-Стрит в сторону Гри-Дей-Роуд - и всё, через полгода они будут заправлять чужие машины на бензоколонке..." (там же, о втором альбоме Placebo)

Тем не менее, надо попробовать.

2002 год, согласно воззрениям нумерологов, будет хронотопом, странным образом "замкнутым на себя". Это будет год интересных экспериментов, которые, однако, вряд ли вряд ли получат продолжение; год новых поп-звезд, из которых лишь самые толковые продолжат сиять в будущем; год-фильтр, пропускающий в грядущее лишь немногие из наших чудачеств. Возможно, много лет спустя мы будем вспоминать его словами из песни Гребенщикова: "За это время десяток империй расцвёл и рухнул во мрак..."

К тому моменту, как один из отечественных продюсеров, вложив нехилые деньги в разработку имиджа своих подопечных, выведет на сцену первую российскую ню-метал-группу с прилизанно-гладеньким звуком, во всем остальном мире это уже станет таким же милым анахронизмом, как и вокально-танцевальные тин-бопперские агит-стриптиз-бригады. Независимые "тяжелые" группы также будут держать равнение на вчерашний день. Потянувшиеся вслед за лаврами Marilyn Manson и Rammstein, но не имеющие, в отличие от них, мало-мальски нормальной музыкальной концепции Slipknot и Powerman 5000, окажутся на грани распада - как какие-нибудь Five. Несмотря на все свои коммерческие достижения. Ибо боссы из фирм грамзаписи решат, что "фишка" себя исчерпала. Адепты высокой моды, рекомендующие встречать наступающий, 2002 год в меховых галстуках, помогут ненадолго продлить агонию шоу-групп. В духе времени, разумеется. То бишь клонирования и киберпанка. Музыканты новых имидж-проектов в течение года будут эксплуатировать идею скрещения своих организмов с деталями из мира растений и животных, равно как и с различными кибернетическими системами. Немногие безумцы, совершившие на свой страх и риск такое скрещение на самом деле, останутся на общем фоне незамеченными. Как и первенство нашего соотечественника в этом вопросе :).

Незадолго до конца года исчерпанной признают и эту фишку. Краткая попытка эксплуатировать идею параллельных миров увязнет в сугубо пост-модернистских заморочках и будет отвергнута уже к концу года. Впрочем, возможно, вызванный этой авантюрой всплеск интереса к эстетике соц-арта спровоцирует, в свою очередь, реюнион либо реинкарнацию группы типа АВИА. Но это будет уже в следующем, 2003 году...

Вы не забыли еще историю группы Soul Asulum? Эти несчастные десять лет играли панк и не были никому нужны. А потом записали песенку "Runaway Train", скопировав манеру всеми забытых к 1995 году Smokie - и тут же стали популярны. Увы, лишь на время ротации. Бред? Скорее, тенденция. Многие из ошивавшихся в полусвете проектов в конечном счёте вылезли на большую сцену, ненадолго приняв на вооружение, а затем глупо отвергнув какую-нибудь вкусную идейку из арсенала классического рока. No Doubt так и не смогли перекрыть двумя последними релизами успех своего же "Tragic Kingdom". А Marilyn Manson, похоже, так и не понял, каким шикарным прорывом в новое музыкальное измерение мог для него стать "Mechanical Animals". Будет очень жаль, если в будущем году Muse, почти достигшие идеального синтеза манерной утонченности и жесткого "забоя" в стиле Sparks, или шведские последователи Дэвида Боуи The Ark, вместо того, чтобы двигаться дальше своих учителей, скатятся в среднестатистические дебри, продолжая двигаться сквозь них лишь по инерции первых успехов. Беспокойство вызывают даже панкующие интеллектуалы из Offspring, которые время от времени то ударяются в true-punk, то начинают лепить что-то уж слишком заумное. Однако есть надежда, что эти-то способны извлекать уроки из прошлого и вовремя посылать куда надо слишком уж зарывающихся продюсеров. Ибо их попытка отклониться от патентованной смеси серф-панка со старообразным паб-роком в сторону более модных тенденций на альбоме "Ixnay On The Hombre", помнится, особого успеха не имела.

Скорее всего, продолжится "скандинавское нашествие". В начале этого года, если кто помнит, в очередной раз развил бурную деятельность датский чернокнижник Кинг Даймонд. В августе - потрясли Горбушку симфоническим роком четыре финна и одна финнка из Nightwish. Трескучие декабрьские морозы послужили хорошим дополнением к сладостно-леденящему поп-готику от их соотечественников HIM. И возможно, наша публика в кои-то веки врубится, что эти потомки викингов далеко не так просты и незатейливы, как их подчас описывает не очень музыкальная пресса.
Да, музыканты Nightwish, к примеру, не делают ничего особенного - однако, то, что они делают, настолько выше общепринятого нынче уровня, что возникает законный вопрос: какого дьявола больше никто так не работает?
У Тарьи Турунен восхитительный голос и превосходная пластика? Да нет, в общем-то. Есть мнение, что она всего-навсего владеет умением, которым по идее должна обладать любая нормальная рок-певица. И делает правильно то, что остальные делать просто не желают. Самый ужасный случай в вашей концертной практике? Джеймс Хэтфилд попал под пиротехнический взрыв. Роб Хэлфорд выезжал на сцену на мотоцикле и свалился в оркестровую яму. Оззи Осборн откусил голову летучей мышке. Тарья Турунен "пела чудеснейшие вещи Шуберта и вдруг забыла слова. Очень грустно..." Четыре рок-вокалиста и лишь последний случай - по теме.
Ещё она любит Брамса и ненавидит татуировки.
Концерт Nightwish рекламировался у нас как хэви-металлический.
А Кинг Даймонд? Голоса духов, привидений и прочих созданий потустороннего мира в его концептуальных опусах большей частью трогательно красивы и гармоничны. В то время как персонажи человеческого ряда хрипят, стонут и завывают, снедаемые низменными страстями. Люди по Кингу Даймонду гаже и злокозненней призраков. Да ещё и вовлекают последних, которые только-только отмучались и стряхнули с себя земную мерзость, во всё новые и новые пакости. Сумасшедшая старуха, заручившись помощью призраков, пьёт кровь собственной дочери. Позже дочка сожжёт в гробу своего сына, дабы заполучить в собственность фамильный дом с привидениями. В нездоровой тяге к небесному люди калечат и убивают своих земных братьев и сестёр: мать пытается оживить портрет дочери, которую сама же и уморила, а святая инквизиция претворяет в жизнь лозунг: "Тяжело в мучении - легко в раю".
Так что, похоже, скандинавы ещё не раз и не два дадут всему миру прикурить...

Прошедший год показал: Москва и Петербург (во всей России б так...) вроде как лишились сомнительного статуса "кладбища рок-мастодонтов". Не одними лишь вышедшими в тираж старичками прирастает нынче гастрольная летопись двух столиц. Однако мастодонты - пускай и не собирающиеся в обозримом будущем на покой, а напротив, по-прежнему пребывающие в активных творческих поисках - продолжают посещать нас в хирургически разъятом состоянии. И если приезд пять лет назад каких-нибудь Smokie буквально через месяц после гастролей их бывшего вокало-гитариста Криса Нормана (с их же бывшим Питом Спенсером на ударных) ещё можно было понять в силу сугубо коммерческого и ностальгического характера мероприятия, то недавние творческие вечера в Кремле сперва группы Yes, а потом - отдельно - их бывшего органиста Рика Уэйкмана, уже удручают и обескураживают. Похоже, такие позорные ситуации перестали быть уделом одной лишь Восточной Европы, и сотрясают нынче весь цивилизованный мир. В связи с чем особенно двусмысленным представляется одно из намеченных на 2002 год рок-мероприятий.

29 мая в Москве выступит Роджер Уотерс. Радоваться? Или... "Наше турне очень просто с технической точки зрения, - выступая перед журналистами во время прошлых гастролей, подчёркивал сей достойный муж, явно желая лишний раз пнуть своих былых коллег по Pink Floyd, - У нас мало светотехники и проекторов, и мы не собираемся запускать в зале самолёты и надувных свиней..." (Турне сбывшихся надежд // МК. - 1999. - 7 ноября).
"Трёхмерная голография, квадриофонический звук, проекция всего шоу на громадных экранах, декорации, балет - всё это оценивается в десятки миллионов долларов...", - такова реклама грядущих концертов Уотерса, помещённая в том же "МК" уже в ноябре 2001 года. Что же это случилось такое с нашим скромнягой за жалкие-то два года? С ним - ничего. Случилось - с его бывшими коллегами по Pink Floyd, которые взяли, и объявили на исходе ноября о роспуске группы.
Помнится, в 1985 году Уотерс сделал попытку распустить группу насильно. Не вышло. Теперь группа распустила себя сама. "Давно пора, - потешаются над "пинками", - Последний альбом аж в 1994 году был, чего тянули-то... Кишка небось тонка - без Уотерса песни сочинять..." Впрочем, в 1995 году был ещё и концертник - однако от него просто отмахнулись, ибо "...когда группа переходит на издание концертных записей после каждого альбома, это тревожный признак..." (А. Бурлака. Обратная сторона стены // Фузз. - 2000. - 11).
Ладно. Допустим. Только вот у обласканного интеллектуалами Уотерса последний номерной "сольник" вышел ещё раньше - в 1992 году. Зато концертных записей "по мотивам" последних турне выпущено...
"У нас нет сейчас новой музыки, - отвечал на вопросы журналистов по поводу возможных гастролей Pink Floyd за два года до распада группы Ник Мэйсон, - А если поехать в тур без новой музыки, это будет слишком похоже на ностальгию...". Уотерс тем временем деловито "чесал" по концертным залам всего мира c программой под названием "In The Flesh", на 3/4 состоящей из песен эпохи Pink Floyd. И это действительно было похоже на ностальгию. Двойной live-альбом по итогам тура (2000) не замедлил воспоследовать.
То есть ходил мужик вокруг да около, и - по мере того, как его друзья-соперники сворачивали ускользнувшее из рук предприятие - все работал и работал...
Новый альбом Уотерса ожидается в начале 2002 года. Так что ставить окончательный диагноз рановато: а вдруг бурная деятельность "сердобольного" басиста окажется все-таки чем-то стоящим?

Открывающая и закрывающая грядущий год двойки - словно две страж-птицы из фантастического рассказа, замершие на стрёме возле пресловутых "двух нулей" и готовые мочить в них всякие нездоровые тенденции. Год неизбежных испытаний и ультимативных проверок на вшивость, проводимых парой злобно шипящих на сковородках индеек её величества фортуны. Кушайте - не обляпайтесь...

28.12.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)