Проходивший с 15 по 20 декабря фестиваль традиционной культуры "Музыка Нордов" по завершении приобрёл черты почина интересного, но чрезвычайно спорного.
Открывавший культурную программу концерт в ДК МГУ смело можно считать самой
большой удачей фестиваля. Собственно, по прошествии сего концерта фестиваль
как таковой уже можно было считать состоявшимся: прочие мероприятия были
не более, чем безмерно запутанными послесловиями.
Ансамбль Мельница, ещё в 1999 году ставший (ещё под именем Тиль
Уленшпигель) открытием фестиваля "Единение", продемонстрировал
безупречную игру струнной и гитарной групп, заводной лаконизм ударных (ударник,
как выяснилось, к тому же хорошо играет на флейте) и прекрасные способности к
работе с публикой. Песенка "Горец" безо всякой раскрутки
потихоньку становится хитом в соответствующих кругах.
Квартет Воинство Сидов, по признанию самих музыкантов, исповедует
музыкальный минимализм, ограничиваясь лишь гитарой, скрипкой, флейтой и
двумя-тремя голосами. Некоторые из присутствовавших в зрительном зале
музыкантов, впрочем, признавались, что услышав финальную песню их программы,
тут же возжелали сделать свои версии - и обязательно в жёсткой рок-обработке.
Синдром "Whiskey In The Jar", надо полагать...
Флейтист Сидов, помимо
всего прочего, порадовал публику виртуозным соло на волынке. В целом же
вариации квартета на английские, ирландские и шотландские темы - чрезвычайно
зажигательны. Во время исполнения публика то и дело пускалась в пляс, и даже из
за кулис периодически выскакивала на сцену на правах добровольного кордебалета
некая юная леди с профессиональной балетной выправкой.
Завершился концерт выступлением рыбинского проекта Разнотравiе. Проект
сей интересен главным образом грамотным сочетанием традиционного рок-состава
(гитара - бас - ударные) с дудочками, гуслями и харди-гарди, а также толковым
костюмированным шоу. Ничего подобного на отечественной сцене не наблюдалось со времён молодых Песняров.
Заполнявшие паузы между выступлениями музыкальных коллективов исторические реконструкции клуба Наследие Предков с показательными боями на холодном
оружии и без оного удачно поддерживали атмосферу фестиваля, не позволяя ему
превратиться в заурядный концерт фолк-стилизаторов.
А вот выступление 19 декабря в рамках фестиваля "шаманского" трио
Алтай-Кай вызвало некоторое недоумение. Причём не столько сомнительностью соответствия тематике фестиваля (хотя организаторы и пытались
как-то объяснить сей факт, притягивая за уши и "наших общих предков -
скифов", и схожесть алтайской и нордической школ ритуально-графической
символики), сколько несколько разочаровывающими результатами самого концертного
действа. Выглядело всё, конечно, эффектно: трое загадочных алтайских горцев,
восседая в навороченных меховых одеяниях перед микрофонами, произвели
"ритуал очищения" зала и публики путём сжигания пучка какой-то
засушенной травки и биения в огромный бубен. После чего взялись за свои
экзотические инструменты.
И вот здесь многих ждало разочарование: используемые
трио двухструнные бандуры и тростниковые дудочки работали в регистрах, весьма
обычных и для общепринятых струнных и духовых инструментов. Пресловутое же
горловое пение музыкантов тоже ничего особенного из себя не представляло, а
немногие действительно интересные вокальные приёмы, казалось, существовали не в
контексте исполняемой музыки, а сами по себе. Некоторым из присутствовавших
даже показалось, что имеет место некоторое издевательство над падким на
экзотику глупым белым человеком, ну да ладно...
Завершился фестиваль 20 декабря в клубе "Форпост" так называемым
концертом менестрелей. Похоже, это была откровенно самая слабая часть программы
мероприятия. Нет, зал был забит публикой чуть ли не в два слоя, а всех
выступавших встречали бурей восторга, но... Для непосвящённых происходившее на
сцене было откровенно бессмысленным, в то время, как большинство пришедших на
данную программу было посвящённым. Дело в том, что под "менестрелями"
в данном случае подразумевались преимущественно культовые в среде хиппи и
приверженцев ролевых игр в стиле фэнтези барды, исполняющие под гитару походные
песни соответствующего толка. Следует заметить, что общий как композиторский,
так и исполнительский уровень этих персонажей просто-таки чудовищно низок - по-крайней мере относительно заявленной в программе нордической культуры бардов.
"Обучение барда занимало порядка пятнадцати-двадцати лет. Бард должен
был владеть несколькими языками - английским, уэльским, ирландским, греческим,
латынью, еврейским, должен был знать мифологические системы всего этого...
Причём надо учесть сложнейшее построение тех песен, которые он пел. Их песни
импровизировались на несколько часов, и это было не просто повествование, это
были шарады, загадки, которые несли какой-то тайный смысл...", -
пытался ещё пятнадцать лет назад охладить неподкреплённый практическими
познаниями энтузиазм "фэнтезюшников" почтенный Б. Гребенщиков.
Но - увы. Из орды заполонивших в тот вечер сцену клуба варваров от музыки
(средняя оценка: мелодии - единица, владение инструментом - единица или двойка,
владение голосом: двойка, лирика - двойка либо тройка с минусом) эдакими
неогранёнными алмазами в куче сами-понимаете-чего выделялись лишь Дмитрий
Ярошевский и Лора Московская. Эти двое умеют хотя бы сочинять
грамотную лирику, выстраивать вокальные партии без рабского подчинения
аккомпанементу, да и просто правильно использовать возможности собственных
голосовых связок. Остаётся лишь пожелать им не растерять свои музыкальные
достоинства в почитающих их имена нетребовательных кругах...
Такие вот странные результаты продемонстрировал почтеннейшей публике прошедший фестиваль. Можно, конечно, списать всё на пресловутый "первый блин", но... Во-первых, таких вот первых блинов в последнее время что-то уж очень много - достойных продолжений гораздо меньше. Ну, а во-вторых, обозначаемое пресловутым кельтским крестом солнце в небе - тоже своего рода первый блин. С космогонической точки зрения. И ничего ведь, светит и даже греет. Хотя и комом. Так что остаётся лишь ждать продолжения почина...
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)