ФЕСТИВАЛЬ  Блеск здравия и нищета упокоя

Проходивший с 15 по 20 декабря фестиваль традиционной культуры "Музыка Нордов" по завершении приобрёл черты почина интересного, но чрезвычайно спорного.

Проходивший с 15 по 20 декабря фестиваль традиционной культуры "Музыка Нордов" по завершении приобрёл черты почина интересного, но чрезвычайно спорного.

Открывавший культурную программу концерт в ДК МГУ смело можно считать самой большой удачей фестиваля. Собственно, по прошествии сего концерта фестиваль как таковой уже можно было считать состоявшимся: прочие мероприятия были не более, чем безмерно запутанными послесловиями.
Ансамбль Мельница, ещё в 1999 году ставший (ещё под именем Тиль Уленшпигель) открытием фестиваля "Единение", продемонстрировал безупречную игру струнной и гитарной групп, заводной лаконизм ударных (ударник, как выяснилось, к тому же хорошо играет на флейте) и прекрасные способности к работе с публикой. Песенка "Горец" безо всякой раскрутки потихоньку становится хитом в соответствующих кругах.
Квартет Воинство Сидов, по признанию самих музыкантов, исповедует музыкальный минимализм, ограничиваясь лишь гитарой, скрипкой, флейтой и двумя-тремя голосами. Некоторые из присутствовавших в зрительном зале музыкантов, впрочем, признавались, что услышав финальную песню их программы, тут же возжелали сделать свои версии - и обязательно в жёсткой рок-обработке. Синдром "Whiskey In The Jar", надо полагать...
Флейтист Сидов, помимо всего прочего, порадовал публику виртуозным соло на волынке. В целом же вариации квартета на английские, ирландские и шотландские темы - чрезвычайно зажигательны. Во время исполнения публика то и дело пускалась в пляс, и даже из за кулис периодически выскакивала на сцену на правах добровольного кордебалета некая юная леди с профессиональной балетной выправкой.
Завершился концерт выступлением рыбинского проекта Разнотравiе. Проект сей интересен главным образом грамотным сочетанием традиционного рок-состава (гитара - бас - ударные) с дудочками, гуслями и харди-гарди, а также толковым костюмированным шоу. Ничего подобного на отечественной сцене не наблюдалось со времён молодых Песняров.
Заполнявшие паузы между выступлениями музыкальных коллективов исторические реконструкции клуба Наследие Предков с показательными боями на холодном оружии и без оного удачно поддерживали атмосферу фестиваля, не позволяя ему превратиться в заурядный концерт фолк-стилизаторов.

А вот выступление 19 декабря в рамках фестиваля "шаманского" трио Алтай-Кай вызвало некоторое недоумение. Причём не столько сомнительностью соответствия тематике фестиваля (хотя организаторы и пытались как-то объяснить сей факт, притягивая за уши и "наших общих предков - скифов", и схожесть алтайской и нордической школ ритуально-графической символики), сколько несколько разочаровывающими результатами самого концертного действа. Выглядело всё, конечно, эффектно: трое загадочных алтайских горцев, восседая в навороченных меховых одеяниях перед микрофонами, произвели "ритуал очищения" зала и публики путём сжигания пучка какой-то засушенной травки и биения в огромный бубен. После чего взялись за свои экзотические инструменты.
И вот здесь многих ждало разочарование: используемые трио двухструнные бандуры и тростниковые дудочки работали в регистрах, весьма обычных и для общепринятых струнных и духовых инструментов. Пресловутое же горловое пение музыкантов тоже ничего особенного из себя не представляло, а немногие действительно интересные вокальные приёмы, казалось, существовали не в контексте исполняемой музыки, а сами по себе. Некоторым из присутствовавших даже показалось, что имеет место некоторое издевательство над падким на экзотику глупым белым человеком, ну да ладно...

Завершился фестиваль 20 декабря в клубе "Форпост" так называемым концертом менестрелей. Похоже, это была откровенно самая слабая часть программы мероприятия. Нет, зал был забит публикой чуть ли не в два слоя, а всех выступавших встречали бурей восторга, но... Для непосвящённых происходившее на сцене было откровенно бессмысленным, в то время, как большинство пришедших на данную программу было посвящённым. Дело в том, что под "менестрелями" в данном случае подразумевались преимущественно культовые в среде хиппи и приверженцев ролевых игр в стиле фэнтези барды, исполняющие под гитару походные песни соответствующего толка. Следует заметить, что общий как композиторский, так и исполнительский уровень этих персонажей просто-таки чудовищно низок - по-крайней мере относительно заявленной в программе нордической культуры бардов.
"Обучение барда занимало порядка пятнадцати-двадцати лет. Бард должен был владеть несколькими языками - английским, уэльским, ирландским, греческим, латынью, еврейским, должен был знать мифологические системы всего этого... Причём надо учесть сложнейшее построение тех песен, которые он пел. Их песни импровизировались на несколько часов, и это было не просто повествование, это были шарады, загадки, которые несли какой-то тайный смысл...", - пытался ещё пятнадцать лет назад охладить неподкреплённый практическими познаниями энтузиазм "фэнтезюшников" почтенный Б. Гребенщиков.
Но - увы. Из орды заполонивших в тот вечер сцену клуба варваров от музыки (средняя оценка: мелодии - единица, владение инструментом - единица или двойка, владение голосом: двойка, лирика - двойка либо тройка с минусом) эдакими неогранёнными алмазами в куче сами-понимаете-чего выделялись лишь Дмитрий Ярошевский и Лора Московская. Эти двое умеют хотя бы сочинять грамотную лирику, выстраивать вокальные партии без рабского подчинения аккомпанементу, да и просто правильно использовать возможности собственных голосовых связок. Остаётся лишь пожелать им не растерять свои музыкальные достоинства в почитающих их имена нетребовательных кругах...

Такие вот странные результаты продемонстрировал почтеннейшей публике прошедший фестиваль. Можно, конечно, списать всё на пресловутый "первый блин", но... Во-первых, таких вот первых блинов в последнее время что-то уж очень много - достойных продолжений гораздо меньше. Ну, а во-вторых, обозначаемое пресловутым кельтским крестом солнце в небе - тоже своего рода первый блин. С космогонической точки зрения. И ничего ведь, светит и даже греет. Хотя и комом. Так что остаётся лишь ждать продолжения почина...

21.12.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: