"...Думаете, ему не хотелось выпить? Конечно, хотелось. Так он, чтобы
самому не скопытиться, вместо себя заставлял пить всех своих персонажей...
Фауст пьёт и молодеет. Зибель пьёт и лезет на Фауста... Вы спросите: для чего
это было нужно тайному советнику Гёте? А для чего он заставил Вертера пустить
себе пулю в лоб?... Он остался жив, но как бы покончил с собой, и был вполне
удовлетворён."
В. Ерофеев "Москва-Петушки"
"...Разделение людей на актёров и зрителей стало основным событием
современной жизни. Мы мучаемся вместе с героями, которые живут для нас, и
которых мы судим..."
Дж. Моррисон "The Lords"
Биография Джима Моррисона известна сейчас лучше, нежели жизнеописания
классиков марксизма. Родился 8 декабря 1943 года в семье военного моряка. В
детстве был свидетелем автокатастрофы, и до конца жизни сохранил в памяти образ
умирающего от ран индейца. Учась в школе, начал писать стихи и заинтересовался
блюзом. Изучал историю кино в университете, но, столкнувшись с неприятием своих
сумасшедших взглядов на данное искусство, бросил.
По случаю вылез с неподключенной
гитарой на сцену в компании студенческого ансамбля Rick & Ravens
(разовый контракт требовал, чтобы на сцене было шесть человек), а чуть позже
напел клавишнику этого ансамбля Рэю Манзареку пяток песен, пришедших ему
в голову во время пребывания на крыше приятельского гаража под кайфом.
"Сначала возникла музыка, потом я стал придумывать слова, потому что только так и мог её запомнить, - рассказывал Джим, - Я чувствовал, что должен это напеть..." "Слушай, это самые лучшие песни в стиле рок-н-ролл, которые мне доводилось слышать! - восхитился занимавшийся музыкой с семи лет Манзарек, - Давай соберём группу и заработаем миллион долларов!"
После нескольких неудачных проб состав задуманной группы дополнили гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор. Бас не потребовался: при классической технике органной игры Рэя басовая клавиатура его многорядки справлялась с заполнением нижнего регистра не хуже. После нескольких, порой неудачных по части заработка, порой просто скандальных из-за вызывающей манеры Моррисона держаться на сцене клубных сезонов группу, получившую трансцендентально-символическое название Doors, заприметили и пригласили записываться на студии фирмы "Electra". Ради выпуска диска, разумеется.
Активная творческая деятельность Doors продолжалась с 1967 по 1971 год. Хотя,
как представляется сейчас, суперсоставом и "фабрикой хитов" Doors отнюдь не
являлись, по нескольку отличных вещей на каждом альбоме было всегда. Наиболее
интересен в этом плане самый первый, содержащий такие эпохальные вещи, как
"Light My Fire" (вариантов урезки этой шестиминутной композиции с целью
протолкнуть ее на радио существует около десяти), "Break On Through" и
обработка песни Курта Вайля "Alabama Song" ("Show me the way to the next whiskey bar"...).
Стоит также упомянуть альбом "Morrison Hotel" (второе название которого, "Hard Rock Cafe", живет ныне в виде торговой марки сети фастфуд), прославившийся вещами "Waiting For The Sun", "Blue Sunday" и "Roadhouse Blues". Последняя программа группы - "L.A. Woman", оставшаяся в истории благодаря несущим оттенки спокойного джаз-рока песням "Riders On The Storm" и "Love Her Madly". А заглавную тему сейчас можно часто услышать в исполнении Билли Айдола (Billy Idol)
"Бесты" группы невозможно себе представить без таких хрестоматийных вещей, как "Spanish Caravan", "People Are Strange", "She Leaves On Love Street".
Дальше - больше: всего за 4 года группа
успела выдать шесть полновесных программ (не считая двойного
"концертника"), сыграть кучу концертов, и прославиться совершенно
непредсказуемым поведением своего вокалиста и поэта.
Всё глубже
погружавшийся в
алкогольно-наркотическое болото Моррисон задирал охрану на концертах, был пару
раз арестован за публичное раздевание догола, пугал телеведущих наркотическими
намёками в прямом эфире и то и дело срывался в сомнительные загулы на
сексуальной почве. Горько, что юные фанаты считали его выходки непременной
составляющей шоу, да и вообще творчества группы. Сотни и тысячи тысяч по всему
свету. И девочки, бесконечные девочки, влюбленные в сладко-порочное личико
Джима... Разве человеку под силу это выдержать? Слишком многое в своей жизни Джим
Моррисон делал за своих поклонников. Всеми своими многочисленными
непотребствами избавив их от совершения чего-то подобного. По здравому
размышлению в подобном образе жизни куда больше сатанинского китча, нежели во
всех PR-ходах нынешних "экстремистов".
Финал был вполне закономерен. Летом 1971 года Моррисон уехал в Париж, дабы
поработать над книгой стихов. 3 июля он умер от сердечного приступа. Альбомы,
выпущенные группой без него, успеха не имели.
Исключением была лишь
программа "An American Prayer" (1978), созданная на основе архивного
материала. В 1970 году Моррисон начитал на магнитофон несколько своих
стихотворений. Восемь лет спустя Манзарек, Кригер и Денсмор наложили музыку на
эти записи. На короткое время Джиму удалось воскреснуть. И так уж ли важны
слухи о том, что он и не умирал, а просто удалился в самоизгнание? Для
творческого человека такой исход равнозначен смерти. И пример современника
Джима, ныне живущего Сида Баррета - тому подтверждение.
Великий рок-поэт? Крайне сомнительное утверждение. Да и титул крайне
сомнительный. Быть самым крутым стихоплётом среди музыкантов - всё равно, что
числиться самой красивой лисицей среди енотов. Есть мнение, что многие в
состоянии многомесячного запоя способны гнать философскую пургу такого толка.
Но немногие рискнут уйти в столь глубокий запой. И совсем уж единицы имеют на
подхвате верных друзей, способных оперативно и со вкусом организовать этот с
пылу с жару выдаваемый горячечный бред в хорошую музыку. Без своей группы
Моррисон был бы так же творчески мёртв, как сейчас мертва без него она.
Футболки нынешних фанатов, постеры и обложки компактов, под которыми скрыты современные переиздания всех некогда записанных на плёнку концертов, рабочих и альтернативных версий песен группы, украшены постепенно превращающимся в икону, трафаретным, как Ленин и Че Гевара, ликом Моррисона. "Послушай, парень, вернись-ка обратно, и объяви нас, как следует, - навязчиво доносится с того света, - Группа называется "Doors"..."
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)