KONTRA-TRIO  "Низкое" искусство

Сложно сказать, можно ли то, что играют Контра-трио назвать музыкой, если принять за музыку наличие мелодии или хотя бы некоего сочетания звуков. Скорее музыканты из Швейцарии являют нам звук в чистом виде, звук первоначальный, еще не успевший сложиться в мелодию, аккорд; звук до ритма, звук до хроматической гармонии - звук до музыки.

Если вы представляете себе, насколько контрабас-балалайка больше балалайки обычной, то сможете также представить, насколько контрабасовый саксофон больше саксофона обычного - к примеру, тенора или сопрано. Но больше здесь - не то слово. Звучание контрабас-саксофона Томаса Майера принципиально отличается от звука саксофона. Это скорее звук лося в период охоты, чем звук музыкального инструмента.

Контра-трио образовались в 1992 году в Швейцарии. Как говорят о себе музыканты, инструменты позволяют им "издавать самые разные звуки - от первобытных до современных, начиная с самого нижнего регистра и заканчивая восхитительными высотами". В Москве, кроме культурного центра ДОМ, они выступили в Проекте ОГИ, а теперь едут в Петербург на фестиваль современной музыки.

Я не знаю, можно ли то, что играют Контра-трио назвать музыкой, если принять за музыку наличие мелодии или хотя бы некоего сочетания звуков. Скорее музыканты из Швейцарии являют нам звук в чистом виде, звук первоначальный, еще не успевший сложиться в мелодию, аккорд; звук до ритма, звук до хроматической гармонии - звук до музыки.

Мадлен Бишоф на контрабасовой флейте, уже названный Томас Майер на контрабасовом саксофоне и Лео Бахман на контрабасовой тубе строят из звуков такие конструкции, которые заведомо не эстетичны - эстетика требует от искусства чего-то большего, чем оно дает. Герой одного из рассказов Роальда Даля изобрел звуковую машину, позволяющую слышать звуки, недоступные человеческому уху. Можно сказать, что музыканты Контра-трио делают нечто похожее.

Авангардная музыка - собственного ли сочинения, сочиненная ли специально для ансамбля или опусы Штокхаузена - на новом этапе сближается с архаикой, с первобытной стихией звука. У швейцарцев можно услышать перекличку пароходных гудков в тумане; тувинского шамана, наевшегося галлюциногенных грибов, в конце концов - просто стену звука, низкого и плотного, заполняющего пространство.

После этого, выйдя на улицу, хочется слушать город, вылавливая из его гудения необычное и неожиданное, шорох и кашляние в зале уже не воспринимается как нечто инородное, а как прямое дополнение, звучащему со сцены ДОМа. И это вовсе не холодная, безжизненная музыка - просто энергия ее заключена глубоко внутри. Надо впустить звук в себя так, чтобы все твое существо стало музыкой.

Обстановка в ДОМе была теплая и душевная - музыкантам хлопали изрядно и, хотя Контра-трио совсем и не Леонид Федоров, вызвали на бис. В конце первого отделения швейцарские авангардисты даже сыграли в обработке три коротких наигрыша русских мелодий.

27.11.2001, Леонид КОЧЕТКОВ (ЗВУКИ РУ)

KONTRA-TRIO

Дата образования:

27 ноября 2001