Cейчас, в сентябре 2001 года, в Москве проходит третий международный фестиваль японской музыки с ласкающим русское остроумие названием Nihon-no kokoro. Концерты происходят в Рахманиновском зале Московской консерватории, что на Б.Никитской 11, и вход на них бесплатный. Но, если честно, за такое не жалко и денег заплатить. Много денег.
Гипотетический билет окупило бы уже зрелище. Достаточно увидеть музыкантов на
сцене. Представьте себе Рахманиновский зал, в классическом стиле, белых и
светло-голубых тонов, лепнина, баллюстрады и тому подобное - а на сцене люди в
нарядных вишневых и оранжево-коричневых кимоно с рукавами такой ширины, что
прорезь зашивают на две трети при изготовлении. При этом отнюдь не все лица над
кимоно восточного типа - среди учеников госпожи Кэйко Ивахори есть и русские.
Многие из "наших" играют ничуть не хуже, чем коллеги из страны
Сами-Знаете-Какого Солнца.
А разве не берут денег в этнографических музеях за посмотр экзотических
музыкальных инструментов? Кото, сямисэн и сякухати - разве это не звучит гордо?
Сакухати - бамбуковая флейта, толстая, солидная и тоскливо, лирично стонущая.
Сямисэн - старший брат кельмандара. Струн у него три, ладов не предусмотрено, а
играют на нем странной костяной (или не костяной) пластиной с рукояткой
сантиметров 20, извлекая отрывистые, резонирующие звуки. Кото представляет
собой... японские сверх-гусли, иначе не скажешь. Доска метра два длиною, а на
ней струны - 13, а кому мало - 17. Порожки у струн двигаются, настраивай - не
хочу. Обилие технических приемов не подлежит описанию. На кото можно даже бэнды
делать, что в твоем блюзе...
Но дождитесь начала концерта.
Европейскому слушателю трудно сходу даже определить, минорная это музыка или мажорная. Ноты выстраиваются в прогрессии, которых подсознательно совсем не ждешь. Но когда услышишь, понимаешь - что-то в этом есть. Что-то можно выразить и таким образом... Понимать бы еще до конца, что...
Японская музыкальная традиция, если отвлечься от европейского влияния, не
делает большого упора на сверхвиртуозные трюки с инструментами (хотя если очень
хочется, то могут, вполне могут). К каждой ноте они относятся уважительно,
отводя ей достойное, звучное место во фразе. Фразы тоже получают свою долю
почтения: тема зачастую повторяется несколько раз, с вариациями... и затем
исчезают так, как будто их и не было. Действо в Рахманиновском зале - это в
самом деле путешествие по Японии. Из конца в конец, через острова и Бог весть
еще что, и за поворотом каждый раз что-то совсем новое и неожиданное - что-то
странное и интригующее.
Мало?
Тогда послушайте дуэт кото и скрипки. И вспомните, что целое - больше, чем
сумма частей. Сложите Европу и Японию, и то, что вы получите, окажется способно
расшевелить, наверно, даже годичной давности бревно и заставить его плакать.
Волна и камень, лед и пламень...
И все это путешествие в японскую классическую музыкальную культуру, в мозги и души самих японцев - бесплатно. Здорово, черт побери, что есть еще на свете хорошие люди...
Don EVERLY (1937)
Joe SAMPLE (1939)
Лев ЛЕЩЕНКО (1942)
Fran CHRISTINA (1951)
Sonny LANDRETH (1951)
Константин НИКОЛЬСКИЙ (1951)
Rick JAMES (1952)
Exene CERVENKA (1956)