Cейчас, в сентябре 2001 года, в Москве проходит третий международный фестиваль японской музыки с ласкающим русское остроумие названием Nihon-no kokoro. Концерты происходят в Рахманиновском зале Московской консерватории, что на Б.Никитской 11, и вход на них бесплатный. Но, если честно, за такое не жалко и денег заплатить. Много денег.
Гипотетический билет окупило бы уже зрелище. Достаточно увидеть музыкантов на
сцене. Представьте себе Рахманиновский зал, в классическом стиле, белых и
светло-голубых тонов, лепнина, баллюстрады и тому подобное - а на сцене люди в
нарядных вишневых и оранжево-коричневых кимоно с рукавами такой ширины, что
прорезь зашивают на две трети при изготовлении. При этом отнюдь не все лица над
кимоно восточного типа - среди учеников госпожи Кэйко Ивахори есть и русские.
Многие из "наших" играют ничуть не хуже, чем коллеги из страны
Сами-Знаете-Какого Солнца.
А разве не берут денег в этнографических музеях за посмотр экзотических
музыкальных инструментов? Кото, сямисэн и сякухати - разве это не звучит гордо?
Сакухати - бамбуковая флейта, толстая, солидная и тоскливо, лирично стонущая.
Сямисэн - старший брат кельмандара. Струн у него три, ладов не предусмотрено, а
играют на нем странной костяной (или не костяной) пластиной с рукояткой
сантиметров 20, извлекая отрывистые, резонирующие звуки. Кото представляет
собой... японские сверх-гусли, иначе не скажешь. Доска метра два длиною, а на
ней струны - 13, а кому мало - 17. Порожки у струн двигаются, настраивай - не
хочу. Обилие технических приемов не подлежит описанию. На кото можно даже бэнды
делать, что в твоем блюзе...
Но дождитесь начала концерта.
Европейскому слушателю трудно сходу даже определить, минорная это музыка или мажорная. Ноты выстраиваются в прогрессии, которых подсознательно совсем не ждешь. Но когда услышишь, понимаешь - что-то в этом есть. Что-то можно выразить и таким образом... Понимать бы еще до конца, что...
Японская музыкальная традиция, если отвлечься от европейского влияния, не
делает большого упора на сверхвиртуозные трюки с инструментами (хотя если очень
хочется, то могут, вполне могут). К каждой ноте они относятся уважительно,
отводя ей достойное, звучное место во фразе. Фразы тоже получают свою долю
почтения: тема зачастую повторяется несколько раз, с вариациями... и затем
исчезают так, как будто их и не было. Действо в Рахманиновском зале - это в
самом деле путешествие по Японии. Из конца в конец, через острова и Бог весть
еще что, и за поворотом каждый раз что-то совсем новое и неожиданное - что-то
странное и интригующее.
Мало?
Тогда послушайте дуэт кото и скрипки. И вспомните, что целое - больше, чем
сумма частей. Сложите Европу и Японию, и то, что вы получите, окажется способно
расшевелить, наверно, даже годичной давности бревно и заставить его плакать.
Волна и камень, лед и пламень...
И все это путешествие в японскую классическую музыкальную культуру, в мозги и души самих японцев - бесплатно. Здорово, черт побери, что есть еще на свете хорошие люди...
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)