THE BEATLES  Справка

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с...

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с зашедшим на огонёк Полом МакКартни (1806.1942). Этот парень так впечатлил Джона своей игрой на гитаре, что тот принял его в состав группы.
В 1958 году к ансамблю присоединился ещё один гитарист - Джордж Харрисон (25.02.1943). Ещё через год группа обрела новое название - The Silver Beetles. В составе появился приятель Джона Стюарт Сатклифф (23.06.1940), по настоянию друга взявшийся за бас-гитару.
В 1960 году начался период интенсивных клубных выступлений и весьма авантюрных гастрольных поездок. Периодически меняя ударников и аккомпанируя различным вокалистам, ансамбль выступал в разных забегаловках и стриптиз-барах. За барабанами в конце-концов утвердился Пит Бест (экс-Blackjacks, 1941), название же трансформировалось в The Beatles - сочетание слов "beat" (ритм) и "beetles" (жуки).

В 1961 году группа вместе с очередным вокалистом Тони Шериданом записала в Германии свой первый сингл - рок-обработку народной песни "My Bonnie". Стюарт Сатклифф покинул состав во время очередных гастролей и остался жить в Гамбурге вплоть до своей смерти 10.06.1962. Бас перешёл к Полу МакКартни. Пели теперь все четверо, так что в отдельных вокалистах нужды не было. Сокращённый до квартета, ансамбль регулярно выступал в ливерпульском клубе "Cavern". Владелец расположенного неподалёку магазина по имени Брайан Эпштейн, заинтригованный тем фактом, что музыканты, выпустившие популярный сингл, который приходится заказывать в Германии, каждый вечер выступают по-соседству, познакомился с группой. И в итоге оставил торговлю ради того, чтобы стать её менеджером.

В 1962 году битлы сделали ряд демо-записей для различных выпускающих фирм. Студия "Parlophone" предложила контракт с условием заменить ударника. 18 августа в составе группы дебютировал новый музыкант - Ринго Старр (наст. имя Ричард Старки, 07.07.1940, экс-Hurraganes). Тем не менее по настоянию продюсера Джорджа Мартина во время записи одной из двух версий дебютного сингла группы "love Me Do" участвовал дублирующий ударник Энди Уайт.

Первый полнометражный альбом группы вышел 22 марта 1963 года. Большинство входящих в него песен было записано в один приём 11 февраля в разгар гастрольной поездки. Пара вышедших ранее синглов успела сделать своё дело. Отточенная на кабацкой аудитории уникальная смесь задорных ритмов рок-н-ролла с характерным для традиционной эстрады мелодизмом пришлась по вкусу не только молодёжи, но и людям старших поколений. Несколько следующих лет музыканты были обречены на гонку: бесконечные гастроли, запись альбомов (согласно контракту, по два в год), теле- и киносъёмки. Удивителен тот факт, что при столь жёстком графике музыканты практически ни разу не позволили себе опуститься до откровенной халтуры (по крайней мере во время работы в студии). К 1966 году группа успела выпустить ряд первоклассных альбомов: "Please Please Me" и "With" (1963), "A Hard Day`s Night" и "For Sale" (1964), "Help" и "Rubber Soul" (1965). А также сняться в эксцентричных кинокомедиях "A Hard Day`s Night" (1964) и "Help" и "Rubber Soul" (1965) на темы собственных песен. Во время австралийского турне прихворнувшего Ринго некоторое время подменял загримированный под него ударник Джимми Николс.
Каким-то неимоверным образом даже находилось время для экспериментов. Открывающий сингл "I Feel Fine" (1965) пронзительный "фидбэк", фузз-бас в песне "Think For Yourself" (1965), чисто акустическая аранжировка "And I Love Her" (1964), ритмы сиртаки в финале "Girl" (1965), флейта в "You`ve Got To Hide Your Love Away" (1965) и струнный квартет во всенародно любимой "Yesterday" (1965) - основные вехи творческого пути группы в этот период. Как ни странно, лишь один раз за всю свою историю The Beatles удостоились премии Grammy - за песню "Michele" (1965).

После выступления 29 августа в Сан-Франциско уставшие от изматывающих гастролей и отвратительного звука на большинстве концертных площадок (тогдашнее сценическое оборудование ещё безнадёжно отставало от заданной группе идеи "тяжёлой ротации") музыканты полностью сосредоточились на студийной работе. Альбомы "Revolver"(1966), "Sgt. Pepper Lonely Hearts Club Band" и "Magical Mystery Tour" (1967) продемонстрировали крен группы в сторону психоделического рока и этнической музыки. Киноверсия последнего проекта, кстати сказать, первоначально была расценена публикой, как излишне эксцентричная, и лишь к зиме следующего года вошла в хит-парады.

25 июня 1967 года The Beatles находились на гребне успеха: их новая композиция "All You Need Is Love" в "почти живом" исполнении транслировалась на 24 страны мира во время открытия одного из первых спутниковых телеканалов. Однако вскоре дела группы пошли хуже - 27 августа года скончался от передозировки снотворного Брайан Эпштейн. Если даже и верно то утверждение, что менеджером он был посредственным и дела группы вёл из рук вон плохо - у самих музыкантов, до 1969 года пытавшихся вести свои дела самостоятельно, это вышло ещё гаже.

Безымянный и намеренно лишённый всякого оформления двойной альбом 1968 года демонстрировал утрату группой некого внутреннего стержня: коллективное сочинение песен было практически забыто, а утонувшие в сессионных музыкантах участники ансамбля работали каждый над своим произведением. Тем не менее релиз содержал ряд эпохальных номеров: "Back In USSR", "Birtday", "Revolution", "Sexy Sady"... На "Why My Guitar Gently Wheeps" группе помогал с записью соло-партий популярный уже тогда Эрик Клэптон. В "Revolution #9" психоделические поиски завели группу в нойзовые дебри. "Obladi-Oblada", выдержанная в ритмах ска, некоторое время исполнялась нашими "Весёлыми Ребятами", а впоследствии была остроумно спародирована панк-группой Offspring (кстати, случаи удачных пародий на творчество The Beatles - исчезающе редки). А любимую ныне музыкантами U2, Sioxie & The Banches и Aerosmith за тяжёлый и грязный саунд "Helter Skelter" известный сатанист Чарли Мэнсон в своё время пытался использовать для оправдания ряда совершённых его сектой ритуальных убийств.

В 1969 году музыканты, несмотря на усилившиеся взаимные трения, реализовали три масштабных проекта: последний полноценный студийный альбом "Abbey Road", полнометражный сюрреалистический мультфильм "Yellow Submarine" и компоновку своих синглов последних лет в полнометражный альбом "Hey Jude". Саундтрек мультфильма впервые за всю историю группы представил продюсера и аранжировщика группы Джорджа Мартина (прозванного "пятым битлом") как полноправного автора,- вся вторая сторона альбома состояла из его инструментально-симфонических произведений.

К 1970 году музыканты, увлечённые массой дел (причём не всегда сугубо музыкального характера), практически прекратили совместную деятельность. Альбом "Let It Be" был подготовлен к выпуску американским продюсером Филом Спектором на основе разного рода рабочих, черновых и архивных записей. Видеоверсия программы была абсолютно бессюжетной и напоминала снятое прикола ради home-video. Беспорядок в финансовых делах организованной группой корпорации "Apple" пытался разгрести американский же юрист Алан Клейн. Чрезвычайно скандализированный подобной "интервенцией" Пол МакКартни 17 апреля 1970 года публично заявил, что "не видит в настоящий момент возможности продолжать работу с группой".

"Настоящий момент" тянулся более десяти лет. По иронии судьбы The Beatles, чей контракт с Брайаном Эпштейном несколько лет реализовывался исключительно "честным словом", ибо был составлен и заключён против всяких юридических норм, за всё это время так и не сделали ни единого официального заявления о распаде состава. Имущество корпорации - делили, причём даже судом. Нехорошими словами друг друга - обзывали, причём с большим энтузиазмом. В записи сольников друг другу, впрочем, помогали - с не меньшим. Периодически сползались на маленькие неофициальные джэм-сейшны. По поводу предложений собраться заново официально - отшучивались. "Зачем? Нам достаточно встретиться за чаем - и любая телекомпания заплатит миллионы за прямой репортаж", - ухмылялся Ринго, отстучавший в разное время партии ударных на альбомах всех своих былых коллег.

После же гибели 8 декабря 1980 года Джона Леннона от пули своего фаната-маньяка воссоединение группы стало физически невозможной затеей. "Да, они соберутся, - мрачно прикалывалась жена Ринго, актриса Барбара Бах, - Рано или поздно. На том свете..."

В конце 1990-х оставшиеся трое битлов и Джордж Мартин обнародовали трёхтомную антологию ранее невыпущенного группой материала, а также завершили работу над двумя черновиками покойного Леннона. Переиздание и реставрация творческого наследия группы продолжается до сих пор.

...На исходе ХХ века чудом избежал покушения поклонника-маньяка на сей раз Харрисон. Незадолго до этого овдовевший Пол МакКартни вошёл в состав новой супергруппы GMP (Гилмор - МакКартни - Пейс), выпустившей лишь один альбом кавер-версий старых рок-н-роллов и давшей всего один концерт в переполненном по такому случаю "битловском" клубе "Пещера". Ринго выпустил альбом "Vertical Man", в записи которого принимали участие вокалисты из мира тяжёлого рока - Оззи Осборн, Стивен Тайлер и Аланис Моррисет. А в хит-парады мира попала индустриальная версия старого хита группы "Eleanor Rigby" (1966) в исполнении экстремального состава Godhead.

27.07.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

THE BEATLES - свежие публикации:

THE BEATLES

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с...

Подробности из жизни:

Вечер 6 июля 1957 года. Ливерпуль. После выступления любительской
скиффл-группы The Quarryman в саду приходской церквушки района Вултон гитарист
бэнда Джон Леннон (09.10.1940) познакомился с зашедшим на огонёк Полом
МакКартни (1806.1942). Этот парень так впечатлил Джона своей игрой на гитаре,
что тот принял его в состав группы.
В 1958 году к ансамблю присоединился ещё один гитарист - Джордж Харрисон
(25.02.1943). Ещё через год группа обрела новое название - The Silver Beetles.
В составе появился приятель Джона Стюарт Сатклифф (23.06.1940), по настоянию
друга взявшийся за бас-гитару.
В 1960 году начался период интенсивных клубных выступлений и весьма авантюрных
гастрольных поездок. Периодически меняя ударников и аккомпанируя различным
вокалистам, ансамбль выступал в разных забегаловках и стриптиз-барах. За
барабанами в конце-концов утвердился Пит Бест (экс-Blackjacks, 1941), название
же трансформировалось в The Beatles - сочетание слов "beat" (ритм) и
"beetles" (жуки).…

Далее... →