Встречи коллег на международных музыкальных мероприятиях всегда проходят весело и бурно, однако особенно приятно, когда такая большая компания оказывается вдалеке от дома. Долгожданные встречи деловых партнеров и просто хороших друзей, переговоры, дискуссии и бессонные ночи в клубах √ для этого приятного и полезного времяпровождения как нельзя лучше подходит Рига, - уютный европейски город, где можно себе позволить на пару дней выключить мобильник и дать волю инстинктам.
В этом году мы впервые стали гостями третьего Международного Форума Музыкальной Индустрии Forte Riga, где представляли Звуки.Ru коллегам из заморских стран, участвовали в конференции, завязывали интересные знакомства и, разумеется, не забывали о богатой музыкальной программе. Мы разные, и в своей работе мы соблюдаем правила, обусловленные законами и традициями разных стран. Поэтому нам было особенно интересно делиться опытом с коллегами из-за рубежа. Приятно, что организаторы позаботились о том, чтобы все участники смогли наилучшим образом продемонстрировать на форуме свои возможности: многие разместили в выставочном центре свои стенды, принимали участие в общих дискуссиях, вместе развлекались, конечно, слушая музыку.
Заявленное количество российских участников было довольно велико. Однако
приехали в
Ригу лишь немногие представители мейджоров, indie-лейблов и музыкальных
изданий,
вполне уместившиеся в один вагон поезда Москва-Рига. Решив не тратить время
даром,
воротилы шоу-бизнеса и акулы пера начали горячую дискуссию о новейших
тенденциях в
мировой музыке, сдобренную предусмотрительно захваченной нами "Бехеровкой", еще
в
вагоне. Сама по себе дискуссия, как водится, свелась к сетованию на
эксплуатацию
старых тем и отсутствие новых ярких имен, однако в процессе разговора участники
в
качестве иллюстраций называли этих имен довольно много. Отрадно, что и
концертной
программе Forte Futura нам удалось услышать несколько групп, вполне
достойных эпитета "яркий".
Так, первый же день работы форума принес неплохой улов в виде английской
группы Zohar, чьи бесчеловечные эксперименты над этникой
дали, в итоге, прелюбопытный результат. Ничуть не смущясь почти пустым
пространством перед
сценой, захаровцы отыграли получасовой концерт, оставивший по себе ощущение, какое
иногда бывает после концертов Ивана Купалы: с одной стороны, понимаешь,
что люди замахнулись на святое (а святым может считаться не только фолк,
но и, к примеру, король a capella Bobby McFerrin), с другой - не можешь
не уважать
за бережное отношение к "исходникам". В результате получился
d'n'b для эрудитов, под который хорошо танцевать в чистом поле
(а чем пустая Кипсала - не поле?).
Вообще говоря, отсутствие публики - один из немногих недостатков Forte Flash и Forte Futura. Местное население больше интересовали гонки "Формулы-1" на Даугаве, чем музыканты, поющие на открытом воздхе. Добавьте к этому давящую пустоту огромного зала на Кипсале, и вы поймете, что музыкантам было довольно некомфортно выступать. Редкие счастивцы, чья программа проходила в клубах, собрали полные залы... лежащих зрителей. Люди с одинаковым спокойствием лежали и на зажигательном русском Бабслее, и на вполне танцевальном английском Korn+Flakes.
Однако были в программе и группы, собиравшие восхищенные танцующие толпы.
Об одной из ни стоит поведать отдельно: это шведская Garmarna,
чей альбом впервые попался нам на глаза два года назад, и тогда же был размещен на Звуках: вы можете его услышать здесь
Группа, разрушающая стереотипы: шведская - но не клон ABBA,
(Friends на Евровидении почти укрепили во мнении, что в Швеции бывает только она),
фолк-рок, но не фэнтези, тяжелый, но не готика. Солистка, Эмма Харделин (Emma Hardelin),
заботиво предваряла каждую следующую песню переводом на английский, из чего
можно было заключить, что группа поет только о тяжелой по-некрасовски женской доле.
Уникальное звучание придавала muckelharpe - "колесная лира" в руках
скрипача Стефана Бризланд-Фернера (Stefan Brisland-Ferner).
Обратите внимание на эти имена: возможно, при некотором стечении обстоятельств
и участии Звуков, группа в усеченном составе появится в Москве.
Разумеется, сложно было поспеть всюду и посетить все концерты. Тем более, что
в конференц-зале проходили панельные дискуссии, в которых нам было одинаково интересно
участвовать и в качестве выступающих, и в качестве слушателей.
Бурю эмоций вызвала у нас конференция, посвященная пиратству в Интернете. Во-первых,
пришлось отстаивать честь нации, рассказывая, что в России
водятся не только пиратские MP3-сервера, но и, к примеру, РОМС, а во-вторых, мы, наконец, познакомились
с человеком, при непосредственном участии которого проходит суд над Napster.
Это Джонатан Уайтхед (Johnatan Whitehead), представитель RIAA, чей подробный
рассказ о принципе работы пиратов и принципе их уничтожения. Сложно представить,
что за очаровательной внешностью Джонатана скрывается хищная напстеробойка, однако
так оно и есть. Отвечая на вопрос, все ли пираты подлежат уничтожению, или
кто-то из них все же небенадежен и может быть перевоспитан, Джонатан
сказал: "Когда Напстер только появился, мы позвонили к ним в офис и сказали:
"Какая классная технология! Давайте встретимся и подумаем, как сделать ее легальной!"
Но они не пошли на контакт и отказались от встречи, и в результате получили
судебный
процесс. Конечно, ситуация осложнилась тем, что Bertelsmann приобрел эту
систему,
однако мы учимся на своих ошибках, и приложим все усилия, чтобы в дальнейшем
при
урегулировании подобных конфликтов проблемы не возникали".
Полный текст нашего выступления в ближайшее время появится на Звуках, а диалог
с Джонатаном будет обязательно продолжен. Стоит отметить и полемическое шоу,
в которое превратил свой мастер-класс музыкального маркетинга Джеральд Селигман
(Gerald Seligman),
- журналист и музыкальный продюсер.
Но вот работа форума завершена. Мы свернули стенд, попрощались с коллегами, набив карманы визитками, а большую сумку - компактами: все их предстоит отслушать, описать и разместить нашей энциклопедии. Прощаясь, Рига подарила нам легкий дождик и последний концерт на открытом воздухе. Играли еще не модные, но уже непричесанные Exit.
Позже в вагоне-ресторане Тофик Садыхов записывал прогон для программы "Большая
музыка":
"Привет, сегодня мы направляемся в Ригу, где будет проходить третий
международный форум
музыкальной индустрии Forte Riga",- произносил он в камеру без тени улыбки.
На
четвертом дубле зрители не выдержали: Убедил! Разворачиваем поезд!
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)