Real Records приучает российского слушателя к частому и без запинок
произнесению слов "саундтрек" и "трибьют". Песни из "Брата-2", собраные воедино
новой инкарнацией русской национальной идеи, продались великолепно. Да что там
говорить долгое время саундтрек к "Брату два" не слезал с первого места в "Чарте Звуков РУ". Теперь выходит двойной
CD, посвященный другой разновидности нашего всего группе "Кино". Участники
что называется, только что с "Чартовой дюжины" - "Земфира", "Мумий-тролль",
"Мультфильмы" и многие другие - люби их или нет, но это те, кто сейчас
находится в центре поп-музыкального (в лучшем смысле этого слова) процесса.
Итак, о трибьюте. То есть, собственно, о первом диске.
На самом деле участники трибьют-проекта делятся на две неравные части. Первая -
это "дети", то есть те, кто рос под песни Цоя и теперь платит обратно сыновней
любовью. Вторая (а к ней из вышеперечисленных принадлежат только Рикошет и
группа "Пикник") -ровесники, друзья Цоя. Чтобы отделаться, скажем сразу у
Рикошета получилась довольно вялая регги-даб версия "Камчатки", а Пикник был
приглашен в последний момент, после того как "Ляпис Трубецкой" сочинил слишком
развеселую версию "Алюминевых огурцов". Жене Виктора Марианне Цой, курировавшей
проект, лаписовская версия не понравилась, а в ответ Михалок со товарищи
покинул проект. Пришедший на подхват "Пикник" сделал замечательную,
синтетически-синтезаторную по звучанию и иронично-мрачноватую по настроению
версию "Огурцов".
А теперь - в детскую. "Мумий-тролль", выбравший "Восьмиклассницу", умудрился
сделать из маленькой красногубой оторвы еще более маленькую, и к тому же совсем
домашнюю бледную девочку. "А я тебя зову - ну, домой, конечно". За двадцать
лет рок-музыканты стали правильнее.
Что мог сделать "Zdob Si Zdub"? Нечто быстрое и с ароматом цыганщины, на которой
теперь помешан Роман Ягупов, бывший деятель хардкора. В изложении "здобов"
песня ночных хиппи превратилась в нечто, напоминающее паратовско-михалковский способ
веселиться в фильме "Жестокий Романс". Хотя прочтение Цоя у молдаван, конечно
удачное.
Интересной оказалась тяжело-готическая версия песни "Следи за собой", сделанная
группой "Король и шут" - правда, если прислушаться, то станет ясно, что КиШ
просто глумится над слушателем, с издевкой сквозь зубы пропевая "Завтра он
упадет в океан". Порадовала удачными реставрационными работами группа "Танцы
Минус" - не очень известная "Разреши мне..." была спета Вячеславом Петкуном один
в один. От "Мама, мы все тяжело больны" "Смысловых Галлюцинаций" ожидалось
нечто большее, нежели клон хита "dj s сходят с ума". Милые домашние мальчики
"Мультфильмы" спели "Это не любовь" мило и по-домашнему. В итоге получилась
одна из самых больших удач на трибьюте. Лидер команды Егор Тимофеев, вопреки
расхожему мнению об отсутствии у него слуха и голоса, спел чисто и артистично.
Правда, его лиргерой предстает обиженным на судьбу и женский пол маленьким
хомячком.Совсем не обиженным, а наоборот агрессивно-веселым выглядит "Прохожий"
Чичериной бодрая поп-рок версия одной из самых веселых песен Цоя. Начав с
громких заявлений, к концу песни Юля начинает сходить с ума. В финале ясно
слышится ее крик "ща наваляю!". Забавно.
Воплi с ╚Солнечными днями╩ удивили всех когда слушаешь трек, поверить в
то, что поет та же самая группа, которой принадлежит авторство "Танцiв".
Кстати, партии флейт написал и записал замечательный уличный флейтист,
услышанный Олегом Скрипки из окна студии в Киеве и приглашенный к работе.
"Наив" же,
наоборот, не удивил ничем, хотя их версия "Мамы Анархии" -единственный
концертный трек на альбоме. Назвали люди себя панками и сами же очертили себе
рамки собственной свободы. И в случае с этой кавер-версией -тоже.
"Текилджаззз" - очень хорошие музыканты, тонко чувствуют стиль. Их симфо-версия
"Транквилизатора" - должно быть, самое профессиональное прочтение Цоя на этом
альбоме. Евгений Федоров навел увеличительное стекло на то, что в этой песне в
оригинальной версии заставляло отрываться и парить, и в итоге текильная версия
может служить отличным сопровождением для занятий кружка медитации.
Несомненная удача обильно растиражированная и тяжело отротированная
"Кукушка" в исполнении Земфиры. Про которую наш автор Елизавета Винт написала
(здесь), что "кукушка Земфиры поет голосом натальи
Платициной" Последние ее работы, представленные на сингле "До свидания" отличаются
продуманными, многослойными аранжировками, и Кукушка не исключение. Правда,
есть одно "но" - в этом кавере Цоя практически не осталась. Возникает ощущение
присвоения, как будто Земфира всегда пела эту песню.
Едва увидев свет, этот диск вызвал самые разноголосые рецензии и многими был
раскритикован за нецельность и кашеобразность. Несмотря на наличие прецедентов
удачных, цельных трибьют-альбомов (взять хотя бы For the Masses, записанный в
честь Depeche Mode), мне кажется, нужно выработать свою систему оценок
специально для альбомов-посвящений. Ибо первый диск "КИНОпроб" изобилует как
удачами, так и пустыми местами, и однозначно похвалить или отругать его
сложно. Прецедент общенационального трибьют-проекта создан, и похоже, фирма
Real Records именно этого и добивалась.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)