Alexander von SCHLIPPENBACH  Полный Монк

Немецкий пианист Александр фон Шлиппенбах впервые везет в Москву свой проект Monk's Casino, исполняющий музыку Телониуса Монка.

Привычка переосмысливать наследие отцов в джазе развита как ни в каком другом жанре. Вариантов тут может быть множество, от оркестров, играющих стандарты по всем правилам до авангардных интерпретаций, когда известный или просто любимый джазовый мотив берется за отправную точку, от которой исполнители ныряют в импровизационный "трип". Таким образом, например, коллектив Swedish Azz интерпретирует шведских джазменов середины прошлого века, а Мэтью Шипп (Mathew Shipp) – Джорджа Гершвина (George Gershwin).

Браться всерьез за одного композитора – тоже дело обычное. Телониус Монк (Thelonius Monk), например исполнял Дюка Эллингтона (Duke Ellington), а патриарх немецкого джаза, пианист Александр Фон Шлиппенбах (Alexander Von Schlippenbach) любит играть самого Монка. Альбомов с музыкой Монка в его дискографии несколько, но запись “Monk’s Casino”, вне всяких сомнений, стоит особняком. Шлиппенбах подбирался к Монку несколько раз, и в результате решился проглотить грейпфрут целиком. Шутка ли – Шлиппенбах и его квинтет не просто сыграли Монка, они сыграли всего Монка.

Как оказалось, сочинил Монк не так и много, весь набор его авторских композиций (записанных сольно и с различными составами, где Монк выступал как в роли лидера, так и в качестве сайдмена) укладывается в три диска. Сложность этого проекта состояла еще и в том, что далеко не каждая из пьес Монка дошла до наших дней в опубликованной нотной записи, поэтому записи предшествовала долгая фаза поиска. После того, как исследовательская часть была успешно завершена, немцы не просто аранжировали и записали все эти без малого 70 композиций, а сыграли всё это живьем и превратили “Казино Монка“ в долгоиграющий гастролирующий проект, который в будущем году отметит десятилетний юбилей.

Надо сказать, что подход к исполнению Монка у Шлиппенбаха довольно осторожный: и по духу, и по звучанию и тембрам, Шлиппенбах старается не слишком далеко уходить от исходного материала. Но если его первая запись “Schlippenbach Plays Monk”, сделанная в середине девяностых, была вполне традиционалистской, то на “Monk’s Casino” квинтет уже позволяет себе вольные рейды в сторону джаза нового, резкого и экспериментального. Происходит это во многом потому, что музыканты (а в этом проекте к Шлиппенбаху присоединяется квартет Die Enttäuschung (“разочарование”)) – люди совсем не чуждые современной фри-джазовой сцены. Трубач Аксель Дёрнер (Axel Dörner), например, участвовал в множестве реинкарнаций Territory Band Кена Вандермарка (Ken Vandermark), да и собственные записи квартета это, определенно, эксперимент и поиск, а никак не следование традициям.

Александр фон Шлиппенбах и MONK’S CASINO
Москва, Культурный центр "Дом"
18 декабря, 20:00
Концерт организован при содействии института Гёте в Москве.

07.12.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Alexander von SCHLIPPENBACH - свежие публикации:

Alexander von SCHLIPPENBACH