SWANS  Нет худа без добра

Трехчасовая шумовая атака на московском концерте Swans.

Промозглым субботним вечером стены клуба Volta сотряслись последовательно от рева фанатов и шквала звука культовой группы Swans. Это их третий концерт в Москве с 2011 года, и он снова сопровождался почти религиозного толка эпитетами. К слову, откровения слушателям пришлось подождать: начало концерта отложилось на полтора часа, которые собравшиеся выстаивали под заботливо поставленные записи Леонарда Коэна (Leonard Cohen).

Swans начали с пятиминутного перкуссионного интро, планомерно доведя свой бэкграунд-нойз до болевого порога слышимости, и, взяв небольшую паузу, начали с новой песни "Frankie M", но уже в полную громкость. Нынешний тур Swans посвященного последнему альбому Swans "To Be Kind", но посвящен только формально: новые композиции составили больше половины сетлиста.

Frankie M
A Little God In My Hands
The Cloud of Unknowing
Just a Little Boy (For Chester Burnett)
I Forget
Bring the Sun / Black Hole Man

Однако песнями в привычном смысле слова их уже сложно назвать. Композиции перетекали одна в другую, перекликались между собой. "Bring the Sun" была сыграна не менее трех раз, абсолютно органично соединяясь с импровизацией на упомянутую композицию "Frankie M". Новые песни дописывались на ходу, обкатывались снова и снова, оставляя простор для каждого инструмента. Звуковым потоком и спонтанной импровизацией руководил, как будто дирижируя целым оркестром, Майкл Джира (Michael Gira). По ходу концерта он то боролся со звуком, изменяя эквалайзер бас-гитариста или швыряясь в закулисье тем, что попадалось под руку, то старался создать тишину из ревущей ритм- и дроун-секции, чтобы дать придать голосу большую значимость в контексте композиции, то вел за собой всех участников последовательно выдавая десятки или сотни максимально громких, громоподобных пассажей. К слову о ритм секции: неожиданно весомая роль выпала басисту, который заправлял одновременно ритмом и мелодикой композиций "A Little God In My Hands" и" Just a Little Boy". Шумовая основа создавалась, в основном, силами гитары и перкуссии. При этом взрывную динамику обеспечивали ударные и слайд-гитара. И, само собой, Джира.

Аппаратура зачастую не справлялась с потоком частот и реагировала хрипением, которое, к слову, вполне органично вписывалось в весьма своеобразную гармонию композиций. Размеры клуба, вероятно, не пошли на пользу придирчивому в том, что касается звука, Джире, так как выкрученные на полную усилители создавали ряд явно лишних фидбэков и порой ощущалось, что некоторые инструменты терялись в бесконечных отражениях звуковых волн. Больше всего это было заметно в моменты, когда перкуссионист Swans Тор Харрис использовал достаточно редкие для группы инструменты: тромбон и очевидно самодельный смычковый инструмент, участвовавший в дроун-экспериментах.

Концерт продлился три часа (в среднем по полчаса на композицию - обычный для Swans хрономентаж) и завершился в районе четверти первого аллюзией на финальные аккорды заглавной "To Be Kind". Публика, пребывавшая не то в остолбенении, не то в эйфории весь концерт, периодически взрываясь овациями в моменты относительной тишины на сей раз, казалось, старалась перекричать всё, что услышала ранее. Часть фанатов, сразу поспешившая на выход упустила отличную возможность взять автограф или сфотографироваться с музыкантами. Впрочем, вряд ли это всерьез кого-то волновало, ведь было очевидно, что услышанное засело в памяти абсолютно у всех, и у большей части фанатов – как нечто почти сакральное.

02.12.2014, Леонид ЕНОВ (ЗВУКИ РУ)

SWANS - свежие публикации: