SELFIEMAN  "Душевное спокойствие должно быть выше желания продать музыку"

Гитарист Тараканов! Николай Стравинский презентует новый проект с участниками Animal Jazz и Sakura.

Мультиинструменталист Николай Стравинский играет в группе Тараканы! на гитаре уже несколько лет, чуть больше - на ударных в кавер-бэнде Ракеты из России, а любопытным поклонникам российского альтер-рока наверняка известна самарская группа Фея Драже, лидером которой и являлся Николай. Окончательно перебравшись в столицу и попробовав себя в разных амплуа, Стравинский запускает новый собственный сольный проект Selfieman с цепкой англоязычной музыкой, вдохновленной новой волной стадионного поп-рока, активно занимающей сейчас хэдлайнерские слоты на фестивалях. В живом воплощении песен Николаю помогают Евгений Ряховский и Сергей Кивин из Animal ДжаZ, а также Алексей Ловягин из группы Sakura. Звуки поговорили с Николаем и подробно разузнали, что это за проект, чем и кем он вдохновлён.

Звуки: Расскажи, с какой целью и для чего создан проект Selfieman?
Николай: Конкретной цели никакой не было – я просто писал песни, и, когда их набралось приличное количество, понял, что это должно собраться в нечто единое. Никогда не задумывался над какой-то большой идеей, просто когда я понял, что запишу пластинку, это дело надо было как-то назвать. Название родилось за месяц до релиза. Точнее – ещё раньше, были разные варианты, но я остановился именно на этом. А название такое, потому что изначально хотелось записать всё самому. Так, собственно, и произошло, я записал абсолютно все инструменты и вокалы, от первой до последней ноты сыграл всё сам.
Звуки: То есть, живая группа была набрана тобой уже постфактум?
Николай: Да, это музыканты, которые получили свои партии и разучили материал.
Звуки: Ты же довольно давно играешь, не с Тараканов же всё началось…
Николай: Да, если брать какую-то групповую карьеру, то началось всё в 2000, наверное, году, с локальными группами из Ульяновска – я сам оттуда, потом семь лет жил в Самаре, и уже после перебрался в Москву. Естественно, увлечение музыкой случилось гораздо раньше – в 5 лет меня отдали в музыкальную школу. А диплом о высшем образовании я получил только год назад, так что 22 года я занимался музыкой.
Звуки: Образование у тебя тоже музыкальное?
Николай: Да, у меня два образования – классическая гитара и ударные инструменты.

Звуки: Творчество Тараканов! и Selfieman сильно отличается – как в тебе уживается любовь к разной музыке, или тебе в принципе всё равно, что играть?
Николай: Отличается, конечно, кардинально. Играть мне не то, чтобы все равно, мне совершенно разная музыка нравится, от академической до death metal. Если это действительно меня цепляет, то могу играть все, что угодно. Полтора года я отбарабанил в симфоническом оркестре – замечательное для меня время, это открыло многие пути для чего-то творчески нового, которое я не ощущал и не видел.
Звуки: А как сессионный музыкант ты принимал участие в каких-то записях?
Николай: Да, но по большей части я просто играл с кем-то, чтобы прямо именно записываться… Навскидку вспоминаю только Animal ДжаZ, которые писали кавер на Машину Времени в Петербурге, где я на тот момент находился. Женя, гитарист группы, вручил мне гитару со словами "Ты сейчас играешь соло", и я с первого дубля его записал.
Звуки: Расскажи, как ты в Тараканы-то попал?
Николай: Я изначально играл в группе Ракеты из России на барабанах – меня порекомендовали Диме Спирину для нового кавер-бэнда. Я тогда ещё в Москве не жил, выслал Диме какие-то видео, и он согласился – год я просто мотался туда-сюда на единичные концерты, только на которых в Москве, конечно, было прожить непросто. И однажды Дима сказал, что мы сейчас начинаем активные репетиции Ракет, так что надо тебе переезжать. Так случилось, что одновременно с переездом из Тараканов ушёл прежний гитарист и я занял его место. Причем, не то, чтобы Дима знал, что я и на гитаре играть умею – у группы было 20-летие, про которое я даже не знал, меня потащили на саундчек, а там практически каждую песню играли с различными приглашёнными гостями. Я и говорю – давай тоже что-нибудь сыграю! Дима в ответ: "Знаешь что-нибудь?" Я не знал, мы выбрали наугад песню из сетлиста, послушал песню несколько раз с айпода в шумной гримёрке, через 15 минут вернулся и сыграл песню абсолютно правильно. Так он меня в состав и позвал.

Звуки: А как тебе вообще "жизнь в туре"? Это же твой первый опыт, насколько я понимаю, длительных поездок с группой?
Николай: Клево, мне очень нравится. Я люблю гастроли – первые, правда, были довольно непростыми, потому как были часто неуютные условия, а вот буквально вчера мы вернулись из турне с двумя минивэнами со спальными местами. Ты мог спокойно тусить всю ночь после концерта, выйти утром из гостиницы, лечь в автобусе спать и проснуться в другом городе. Идеальная схема.
Звуки: Следишь за русской инди-сценой? Selfieman в общем-то вполне ложится в струю "новой российской музыки".
Николай: Слежу, конечно, за всем, что происходит.
Звуки: Сейчас обратный тренд, просто, пошёл – все на русском поют…
Николай: Да, но, изначально я попытался записать песню на русском, и понял, что получается совсем не то, что я хочу. В коммерческом плане, наверное, это неправильно, зато результат меня всецело устраивает – мне кажется, душевное спокойствие должно быть выше желания продать это как можно большему количеству людей.

Звуки: Наверняка тебя в юном возрасте что-то переломило, встряхнуло, дало творческий импульс заниматься музыкой в первую очередь популярной?
Николай: На самом деле, это случилось на первом году обучения – в 5 лет. Когда меня отдали, на инструменте я играть не мог, а только пел в хоре, обученный начальному сольфеджио. В хоре я в итоге пропел 14 лет, а на отчетных концертах все хоры вместе пели обязательно какую-то песню The Beatles. И когда мне мама купила первую их пластинку, я слушал их целыми днями, выпросил остальные их альбомы, мама купила мне вдогонку ещё какой-то игрушечный барабан, в который я целыми днями под Битлз колотил. Можно сказать, что я уже тогда для себя все решил (смеется). В последний год перед школой я в детский сад не ходил, и развлекал себя исключительно так – с тех пор The Beatles и остались моей любимой группой.
Звуки: Родители у тебя тоже музыканты?
Николай: Нет, вовсе нет.
Звуки: Удивительно. Наверное, ты им подарил, музицируя, много незабываемых часов.
Николай: Вначале это было не так тяжко переносить, но когда я притащил домой барабанную установку… Однажды ко мне с людьми из ЖЭКа пришёл сосед снизу, чуть не выломал входную дверь – я был один дома и крайне вдохновенно колотил по ударным. Как ни пробуешь заглушить акустические барабаны, лупят они действительно громко, особенно бас-бочка.
Звуки: А кто-то из более поздних групп тебя впечатлял?
Николай: Из самых последних очень люблю Biffy Clyro, это для меня тоже очень важная группа, дважды ходил на их концерты. Ещё очень импонируют Bastille.
Звуки: Вот, недавно я как раз задавался вопросом, кто из наших музыкантов первый подхватит эту волну, которую Imagine Dragons поддерживают – скажем так, нового массового поп-рока. Получается, ты - первый.

Николай: Если говорить о нашей т.н. "инди-сцене", то слишком уж она "инди", не следующая сложившейся структуре поп-песен, вещь в себе. Когда я делал альбом, то стремился сделать песни так, чтобы они хорошо ложились на слух, запоминались.
Звуки: Мысль какая-то конъюнктурная получается.
Николай: Да мне реально такая музыка нравится, простая и доходчивая. Я, конечно, и The Mars Volta, например, люблю иногда послушать, но сочинять мне сейчас хочется именно это. Наверное, впервые в жизни я делал именно то, что мне нравится, не задумываясь о какой-либо выгоде. Конечно, каждый хочет работать не "в стол", и чтобы творчество вызывало отклик, это очевидно, но вовсе не предполагает какого-то обязательного коммерческого расчёта.
Звуки: Расскажи про клип на дебютную вещь – очень красивое и интересное видео.
Николай: Клип начался с идеи, что надо бы снять клип (смеётся). У меня не было никаких конкретных мыслей ни по поводу сюжета, ни по поводу людей, с которыми я его буду делать. Случайно мой сосед, с которым когда я жил, начал показывать мне клипы своей подруги. Смотрю один, второй, третий, и тут вижу видео, которое недавно наблюдал в чарте MTV UK. Оказалось, что она сейчас живёт в Швеции и снимает клипы, например, для группы Clean Bandit. Анна прилетает прямо через три дня в Москву, мы знакомимся, я вскользь предлагаю снять клип, но, понятное дело, на тот момент договоренность была несерьёзной. Через некоторое время я ей пишу – может, реально давай снимем? Она в ответ: "Где?" Я – куда скажешь, туда и полетим, лишь бы это были красивые места, но не очень далеко – я аэрофоб. У меня были какие-то мысли по-поводу Исландии, а тут она берёт и пишет: "В Исландии давай". Аня нашла режиссёра Дражена (Drazen Kuljanin) из Швеции, которому понравилась песня, и тот сразу согласился, написал сценарий, нашёл локации, нашёл на месте модель, которая была готова сниматься… с этого момента я не делал ничего абсолютно, я только оплатил аренду дома, билеты и прочие организационные траты. Режиссер даже арендованную машину вёл сам. Гонорар они не взяли, при этом работали, как будто я им заплатил очень много – у нас так, к сожалению, даже если платишь, то не работают. Очень крутой был опыт, который хочется повторить. Даже со всеми перелетами и прочим я потратил денег меньше, чем если бы снимал видео здесь.

Звуки: По поводу будущего – как ты видишь дальше развитие проекта, будешь с музыкантами писать следующий альбом, или всё будет продолжаться по такой же схеме?
Николай: Я думал об этом – Женя, наш гитарист и участник Animal Джаz очень хотел поучаствовать в записи. Да и я бы тоже хотел, но пока об этом думаю. Точно пока могу сказать лишь то, что за написание следующего диска я примусь прямо в ближайшие дни. Как раз у нас большой отпуск с Тараканами – можно сидеть и работать. Не хочу, чтобы это все тянулось медленно, так что приложу к этому все усилия. Единственно, что непонятно как теперь сводить и мастерить пластинку с таким курсом евро…
Звуки: Сведение ты делал в Европе, получается?
Николай: Да, причем не только сводили – я уже в Дюссельдорфе переиграл живьём все партии барабанов, потому как изначально они у меня были забиты электронные, перезаписал некоторые партии гитар и вокала, подрихтовали получившуюся запись на месте как могли. Там же сделали и все остальные работы – цены почти те же, что и в Москве, а профессиональный уровень совсем другой. Ну и ещё я очень путешествовать люблю, так что совместил, таким образом, приятное с полезным.

Selfieman: презентация альбома "Transparent Things"
14 ноября, 21:00 - Москва, ArteFAQ
15 ноября, 20:00 - Санкт-Петербург, da:da:

12.11.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)