Esperanza SPALDING  Теория струн

Довести Джастина Бибера до слез, спеть про заключенных и сыграть для Обамы - что ещё должна уметь настоящая jazz girl?

30 лет – дата обязывающая. К этому возрасту уже нужно крепко стоять на ногах, знать, чего ты хочешь от жизни и чего твоя жизнь ждет от тебя. В музыке сделать это сделать тяжелее всего, а уж в джазе реализовать себя к тридцати годам – практически нереально. Но Эсперанса Сполдинг сумела сделать это так же играючи, как она исполняет пассажи на контрабасе.

Основательные басовые грувы всегда были прерогативой мужчин: вспомнить хотя бы виртуозных басистов – Маркуса Миллера (Marcus Miller), Виктора Вутена (Victor Wooten) или Стэнли Кларка (Stanley Clarke), на чьи пальцы остаётся только молиться. Или “гения чистой красоты” басовых риффов Жако Пасториуса (Jaco Pastorius), который вытворял на басу струнах умопомрачительные вещи.

При этом женщины “на басу” - настоящая экзотика, которой могут похвастаться разве что немногие рок-команды – Coal Chamber, Sonic Syndicate, ну и бабуля Сюзи Кватро (Suzi Quatro), которая уже четвертый десяток гоняет четыре несчастные ноты в “Stumblin` In”.

А уж в джазе басистка – вообще персонаж сказочный, что-то вроде первой женщины в открытом космосе. Ну какая барышня вытерпит скоростные пассажи, ободранные ногти, постоянную боль в кисти и стертые до мозолей подушечки пальцев?..

У контрабаса - четыре струны. Каждая из них рождает свой, особенный звук и свое настроение.

Струна Е (Нота “Ми”)

“Самая толстая и раскатистая струна контрабаса. Как правило, является основой звучания, ритма и опорой для дальнейших импровизаций и пассажей на остальных струнах”

Эсперанса родилась в 1984 году, в Портленде. Поскольку семья была неполной, с детства для девочки главным примером для подражания была мама. По словам Сполдинг, её мать была очень решительной женщиной. Это качество передалось Эсперансе и сильно повлияло на её музыкальную карьеру.

Первое знакомство девчонки с музыкой произошло, когда ей исполнилось четыре года. Как-то раз, сидя дома и жуя бутерброд с арахисовым маслом, она увидела концерт знаменитого китайского виолончелиста Yo-Yo Ma. Выступление произвело на неё такое впечатление, что Эсперанса решила стать музыкантом. Думаете, это детский максимализм? Но она действительно так решила. А уж если Эсперанса что-то решила - преград для нее не существует.

Сполдинг пошла в музыкальную школу, но из-за проблем со здоровьем она осваивала большую часть школьной программы дома. Как раз тогда девушка начала учиться играть на скрипке. А спустя год она уже выступала в общественном оркестре штата Орегон. С джазом она начала соприкасаться уже в то время – основам музыки Эсперу учила трубач Тара Мемори (Thara Memory), которая в свое время работала со знаменитыми джазменами Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Джеймсом Брауном (James Brown). Эсперанса быстро осваивала музыкальную теорию и практику, и к 15 годам стала концертмейстером оркестра. Вскоре она начала осваивать контрабас и открыла для себя джаз, фанк и соул.

С горем пополам закончив школу, имея на руках небольшой опыт игры на контрабасе и диплом о среднем образовании, Эсперанса поступила в Портлендский университет на факультет музыки и искусств. Кроме того, она брала частные уроки вокала и играла на контрабасе в группе Noise For Pretend, и даже выпустила с коллективом пластинку Happy You Near. Здесь Сполдинг получила большой опыт не только в записи и выступлениях в джаз-бэнде, но и в совместной работе с остальными музыкантами. Это ей очень пригодилось в дальнейшем хождении по струнам.

В университете музыкальному образованию уделялось мало внимания, поэтому Эсперанса решила перейти в легендарный Беркли (Бостон, США). После переезда на Восточное побережье и трех лет ускоренного обучения контрабасистка получила диплом с отличием и в свои 20 стала самым молодым преподавателем Беркли. А в 2005 заслужила звание лауреата престижной стипендии Бостонского джаз-общества.

Такие почести подтолкнули Эспер на запись дебютного альбома, который вышел годом позже. "Junjo" оказался полон экспериментов с мелодией и ритмичным кочеванием из крайности в крайность. К примеру, по-детски непосредственная кавер-версия “Loro” бразильского джаз-гитариста Эгберто Гизмонти (Egberto Gismonti) соседствует с элегантным саундом композиции “Peacocks”. А заключительный трек “Perazela” вообще был сделан в жанре минимализма: лишь ударные, скэт-пение и ничего лишнего. Но магия в том, что вся пластинка слушается гармонично и на удивление легко.

Кстати, этот лонгплей стал единственным, где помимо Сполдинг, принимали участие всего два музыканта: пианист Аруан Ортиз (Aruan Ortiz) и ударник Франциско Мела (Francisco Mela).

Струна А (Нота “Ля”)

“Когда научился стойко держать ритм на струне Е, то нужно осваивать следующую струну - А. Так композиция станет более мелодичной и интересной. А чтобы не соскользнуть с обоих струн, придется набить на пальцах мозоли”

После релиза “Junjo” об Эсперансе начали поговаривать музыкальные критики, а в джаз-клубах стали иногда появляться афиши с её выступлениями. И помимо этого, в Беркли девушка продолжала устраивать семинары и практические занятия для студентов.

Вскоре Эспер отправилась в трибюьт-тур “For Ella” в память Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). Трио Сполдинг сопровождала джазовая певицы Патти Остин (Patti Austin). Они играли один и тот же материал каждый день (для джаза это большая редкость), поэтому у Остин контрабасистка научилась удерживать внимание и интерес зрителей. Заодно Эсперанса познакомилась и подружилась со многими джазовыми музыкантами, некоторые из которых приняли участие на её следующем альбоме.

На второй студийке 2008 года "Esperanza" заметно, что Сполдинг повзрослела. Причем не только из-за более мелодичных и лучезарных песен вроде “Precious” и “Cuerpo Y Alma (Body & Soul)”. На этом альбоме девушка поет на английском, испанском и португальском языках, что создает придает особую очаровательность.

Мнения музыкантов и прессы о релизе “Эсперансы” были разные. Джазовый гитарист Пэт Метини (Patrick “Pat” Metheny) заметил, что никогда не видел артиста, который столько всего хочет сказать своими композициями. А, к примеру, “New York Times” написали так - “несмотря на весь свет, сладкую газировку, оптимизм и мелодичную игру на басе, у Сполдинг отсутствует важнейшая для джаза черта – скромность”.

Тем не менее, благодаря альбому, она стала узнаваемой контрабасисткой в джазе. В 2009 Эспер была хэдлайнером Park City Jazz Festival, и чуть позже выступила на вручении Нобелевской премии мира. Причем была выбрана лично лауреатом награды - Бараком Обамой.

Струна D (Нота “Ре”)

“Если научился задавать и держать ритм на двух струнах, самое время начать использовать третью струну, чтобы мотив стал более изящным и идейным”

Эсперанса придумала занимательную концепцию для своих следующих альбомов, назвав их “музыкой для сообществ” - "Chamber Music Society" и "Radio Music Society":

“Сначала я задумала двойной альбом, который состоял бы из деликатных исследований джаза. Первая часть связана с камерными джазовыми сочинениями, а вторая – c более мейнстримовой музыкой, даже с r`n`b и хип-хопом. Материала получилась так много, что пришлось его разложить на два отдельных альбома. Да, как раз эти два взгляда на джаз меня очень интересуют”.

Даже если такой ход придумала не Сполдинг, а продюсер с рекорд-лейблом, то он бы на все 100% получился бы только с ней. И не только затем, чтобы подразнить музыкальных колумнистов и джазовых исполнителей.

Сполдинг хватило стиля и пластики, чтобы достойно развернуться в обоих направлениях. При этом сохранив свой саунд, филигранные пассажи. И уж точно не наделать делов, скатываясь в дикие эксперименты а-ля Джон Зорн (John Zorn) взял в руки контрабас на “Chamber Music…”. Или в примитивные “до-соль-до-соль-до-соль” на втором альбоме.

Релиз “Общества камерной музыки” состоялся в 2010. Хоть в записи пластинки принимало участие большее количество музыкантов, чем на предыдущей, но ощущение закрытости и элитарности этого “сообщества” сохранилось. Здесь нет ярко выраженных заводных мелодий или грустных мотивов. Все треки достаточно меланхоличны, но при этом в каждой композиции есть светлые искрящиеся моменты. Правда, чтобы их посмаковать нужно вкусить альбом пару-тройку раз.

После этого LP на Эсперансу посыпались награды. В 2011 она получила “Джазового артиста года” на Boston Music Awards, выиграла Grammy в номинации “Лучший новый артист”, а по итогам 2011 года Chamber Music Society стал лидером продаж среди джазовых пластинок.

Кстати, на победу Сполдинг на Грэмми многие отреагировали достаточно резко. Девушку возненавидели все фанатки Джастина Бибера (Justin Bieber). Эспер выврвала у поп-звезды награду - и фанатки атаковали страницу Эсперансы на Википедии, написав что-то вроде “Where did you come from? You are fuckin`stupid whore, bitch”. А Джастин позже признался, что его пролет с наградой "глубоко задел".

Эсперанса в том же году успела сделать коллабрэйшены с несколькими музыкантами – на альбоме "The Dawn Of Light" джазовой саксофонистки Тинеке Постма (Tineke Postma) она исполнила несколько партий на контрабасе, а ещё немного побыла настоящей сукой, спев дуэтом с Николасом Пэйтоном (Nicholas Payton) на его пластинке "Bitches Of Renaissance".

В 2012 Эсперанса выпустила Radio Music Society, на котором джазовые рисунки разбавились поп- грувом, соулом и местами даже фанком. Подогнать джаз под радиоформат – задача сложная. Надо умудриться обойти лаунж и мягкий амбиент, и не стать одним из многочисленных contemporary-jazz исполнителей, которых крутят по какому-нибудь релакс-радио.

Сполдинг точенной фигурой элегантно обогнула все это. Каждый трек имеет свое собственное настроение, и поэтому Radio Music Society слушается гораздо интереснее, чем предыдущий лонгплей.

Струна G (Нота “Соль”)

“Самая тонкая и грациозная струна контрабаса. Если умело вкраплять соло и импровизации на ней, то саунд станет очень интересным и многогранным. Но, надо иметь ввиду, что эту струну очень легко порвать”

В 2013 Эсперанса выиграла в номинациях “Лучший джазовый вокальный альбом” и “Лучшая аранжировка инструментального аккомпанемента вокалу” на Грэмми. Впрочем, награды за заслуги перед джазом для неё – лучший стимул для дальнейшей карьеры. Ну, по крайней мере, можно на это надеяться.

Ведь опасения тоже есть – прошлогодний сингл Сполдинг "We Are America" уже мало напоминает джаз, а звучит, скорее, как хоть и добротный, но все же попсовый r`n`b трек. И этого даже не смог исправить Стиви Уандер (Stevie Wonder), который принял участие в записи песни.

Видеоряд, посвященный проблеме американских заключенных, и патриотичная залихватская мелодия - не лучший вариант разнообразить джазовую камерность и элитарность. Поэтому девушка быстро прекратила эти эксперименты и продолжила гастроли в поддержку "Радио сообщества". И ко всему поучаствовала в записи LP "Unorthdox Jukebox" Бруно Марс (Bruno Mars) и альбома саксофониcта Джо Ловарно (Joe Lovarno) "Us Five". Сейчас Эспера даже не собирается останавливаться - она находится в туре "Thank You October", и на свой Facebook исправно выкладывает фото заключительных моментов выступлений и подогревающий интерес подписью "See you all when the next project is out of the oven!".

15.10.2014, Андрей ФИЛИППОВ (ЗВУКИ РУ)

Esperanza SPALDING - свежие публикации:

Сайт: www.esperanzaspalding.com

Esperanza SPALDING

Дата рождения:

18 октября 1984