ФЕСТИВАЛЬ  Крымджаз

Репортаж с Koktebel Jazz Party в Крыму. Только о музыке.

Джазовый open air в Крыму существует уже 12-ый год. Но в этом году родители-основатели фестиваля Лилия Млинарич и Дмитрий Киселёв разделили его на два брата-близнеца. Jazz Koktebel Млинарич проходит в Украине в посёлке Затоки в Одесской области, а фестиваль Кисёлева при поддержке МИА “Россия сегодня” с большим размахом прошел в Крыму, в Коктебеле, под названием Koktebel Jazz Party.

Арт-директор фестиваля Михаил Иконников составил лайн-ап участников с упором на традиционный джаз с малыми вкраплениями фанка и этно. По его мнению, сейчас в России только порядка пяти фестивалей Игоря Бутмана и "Джаз в саду Эрмитаж" выдерживают джазовый формат, а прочие фестивали, и в первую очередь - "Усадьба.Джаз", смешивают жанры, активно приглашая в лайн-ап поп- и рок- звёзд.

Первый день Koktebel Jazz Party на главной сцене открыл Большой джазовый оркестр Петра Востокова, обращающийся к диксилендовой истории эпохи Дюка Эллингтона. И оставил впечатление "детского" оркестра. В его составе работают совсем ещё молодые музыканты, свежие выпускники "гнесинки" и "чайника". Целый оркестр из 17 музыкантов, к сожалению, производит звук меньшего объёма, нежели квинтет Вадима Эйленкрига или трио Антона Румянцева. Но за смелость собрать целый оркестр Пётр Востоков, бесспорно, достоин аплодисментов. Амбициозность этого трубача ещё выведет его к вершинам - это самое начало пути.

Авторскую инструментальную музыку представила группа Антона Горбунова в составе опытных музыкантов Дмитрия Илугдина (клавиши), Антона Залетаева (саксофон) и Игната Кравцова (барабаны). Бас-гитарист и бэнд-лидер предложил слушателям нарисовать в воображении свои собственные образы к звучащей музыке - нам привиделся образ качественного джаз-рока.

Пианист Андрей Кондаков привёз на фестиваль состав Brazil All Stars. Из бразильцев - Серджио Брандау на бас-гитаре, Ванчини Анастасио на перкуссии; из россиян - Леонид Сендерский на саксофоне. В композиции "New Samba" коллектив очень мягко вошёл в тему и в целом произвёл очень хорошее впечатление отсутствием на сцене явного лидера. Жаль, но видеть примеры настоящей сценической коллегиальности приходится всё реже и реже, Brazil All Stars в этом смысле подарок. Cамба прозвучала очень по-кондаковски, в чём нет иронии или подтекста,- совершенно замечательное решение.

Самой обсуждаемой среди журналистов стала певица Shoo - она открывала второй день на Открытой сцене. В ее продвижение, в том числе фестивальное, вкладывается немалое количество сил. Shoo сама сочиняет песни в духе русского фолка в приятных джазовых аранжировках. На первых порах певице аккомпанировали опытные музыканты Пётр Ившин и Дмитрий Илугдин, но сейчас она сотрудничает с музыкантами-ровесниками, отчего её творчество заметно не потеряло.

Саксофонист и композитор Денис Швытов с проектом "Серебряная женщина" опоздал на своё выступление: ему полагалось открыть второй день на Главной сцене, но всеже удалось удачно вписаться вторым, провести саундчек за 5 минут (что стало абсолютным рекордом Koktebel Jazz Party) и очаровать публику. В его композициях "Пианино", "Вожди Атлантиды" и "Серебряная женщина" отчетливо слышится поп-составляющая, и очень хочется увидеть Швытова в качестве кинокомпозитора.
Кроме того, Денис Швытов – явный трендсеттер российской джазовой отрасли: он первым привнес на джазовую сцену тему любви мужчины и женщины в активном конферансе, постоянно обыгрывая на концертах тему "серебра-золота" и любви к женщине. Очень удачно этот немузыкальный тренд подхватил Пётр Востоков, чей конферанс оказался самым остроумным на фестивале. Он переиграл название композиции "Твои глаза смотрят на меня" в "Твои глаза смотрят на Петра", влюблённо обращаясь к вокалистке Дарье Антоновой. Получился замечательный образ "Анжелика Варум-Леонид Агутин" в приложении к джазовой сцене.

Группа Esh открещивается от логичный ассоциаций с Карлосом Жобимом и Аструд Жилберту, но именно слабой копией и посредственной трансплантацией бразильян на российскую почву они и являются. Вокал Анны Клесун не дотягивает ни до этих образцов, ни до каких-либо других мировых голосов в принципе. Но, наверное, пара-тройка коллективов бразильского джаза в России не помешает "для коллекции".

Музыкальную пружину третьего дня и вообще всего фестиваля закрутил Иван Фармаковский. Ведущий российский пианист собрал для Koktebel Jazz Party российско-американский состав из Ральфа Боуэна (саксофон), Кенни Дейвиса (контрабас) и Дональда Эдвардса (барабаны). К этому выступлению не было ни одного вопроса, отменный современный джаз, с большой энергетикой. Не менее удачно показал себя коллектив из Великобритании Alex Hutchings Band, который добавил фестивалю здоровую долю джаз-рока.

Хедлайнер третьего дня трубач Том Харрелл, как и хедлайнер предыдущего дня, тоже трубач Валерий Пономарёв навели корреспондента "Звуков" на печальные мысли, что амбиции некоторых музыкантов выступать на сцене до глубокой старости разбиваются о физиологию. Музыка – территория молодых, территория драйва и энергетики, а на пенсии стоит заниматься спокойными бизнесами.

Четвёртый день оказался днём вокалисток. Самые изящные леди российского джаза Анна Бутурлина и Карина Кожевникова выступили на Главной сцене с квартетом Вагана Айрапетяна и JVL Big Band соответственно. Тонкости, интеллигентности и неброской роскоши этим девушкам не занимать - не случайно женская красота и безупречный вокал были оставлены организаторами "на сладкое". А пестрые фанкстеры The Jamal Thomas Band закрывали этот масштабный фестиваль.

Задачу развивать Крым как рекреационную зону организаторы и поняли, и выполнили "на пять". Будем надеяться, что следующие фестивали Koktebel Jazz Party привлекут ещё больше почитателей джаза.

15.09.2014, Дарья БЕЛЕЦКАЯ (ЗВУКИ РУ)