Музыкальная карьера  Кибершоу: все будет хорошоу

Даем простые рекомендации, как сэкономить на мировых гастролях и провести большой концерт, не выходя из квартиры

Интернет радикально изменил музыкальный бизнес: музыканты получили возможность напрямую общаться с публикой разных стран и континентов и располагают неограниченными возможностями для совместного творчества. Концертная индустрия долго сопротивлялась сетевым технологиям, но похоже, что ворота этой крепости всё же проломлены.

В течение многих веков живые выступления были для музыкантов единственной возможностью показать себя миру, а сам гастрольный трип становился настоящим приключением и вошел во многие рок-мемуары. Но в наши дни музыкантам уже нет необходимости трястись в гастрольном автобусе, есть в дешёвых забегаловках и ночевать где придётся. Выступать перед всем миром теперь гораздо проще: мировые гастроли можно устраивать даже у себя в квартире. Именно поэтому кибершоу (aka онлайн-концерты) переживают подъём и имеют заманчивые перспективы. Многие исполнители, от Маккартни до Земфиры,- это оценили и успешно используют digital-технологии при подготовке своих концертов. А отдельные смелые люди типа Бликсы Баргельда в отдельных случаях и вовсе перестали выходить на публику, распевая на весь мир из загадочных подвалов и с живописных крыш.

Кибершоу – это возможность транслировать выступление вашей группы онлайн в режиме реального времени. Мы расскажем вам об основном инструментарии для организации аудио- или видеотрансляции

Как любое дело, кибершоу имеют свои плюсы и минусы.

Кибершоу: почему "да"

- Кибершоу легко организовать. Вам не понадобится искать площадку, общаться с владельцами клубов, тратиться на печатную рекламу, продавать билеты. Всё происходит исключительно онлайн.

- Это недорого. Вам не потребуется транспорт, заботы о ночёвке и питании в другом городе. Не нужно везти, таскать и монтировать хрупкие инструменты и оборудование, подстраиваться под незнакомую аппаратуру в непривычном месте. Трансляцию можно организовать непосредственно с репетиционной точки или из дома.

- Вы не скованы форматом, требованиями владельцев клуба, цензурой, вы вправе исполнять всё, что угодно как угодно в любом объёме и количестве. Можете играть классику, железобетонную попсу или жестокий авангард. Можете выступать в любой униформе, одежде или обойтись совсем без неё.

- Вы не привязаны ко времени и к месту. Выступать можно в любой день в любое время, организовать концерт любой продолжительности. Место, из которого вы собираетесь вещать, можно сменить с минимальными потерями, предупреждать об этом публику нет нужды – важно лишь позаботиться, чтобы все ваши зрители в нужное время нажали кнопку play.

- Можно скомбинировать кибершоу с обычным концертом: организовать прямую онлайн- трансляцию из клуба или концертного зала, с открытой площадки на воздухе. Для этого понадобится минимум дополнительного оборудования: ноутбук с выходом в Интернет и одна (либо более, в зависимости от сайта, выполняющего трансляцию) веб- камера.

- Огромный охват потенциальной аудитории. Значительное расширение фанатской базы с мизерными усилиями. Возможность моментально перенаправить публику на сайт исполнителя, сделать анонсы грядущих мероприятий. Многие сервисы связаны с социальными сетями и дают возможность публике мгновенно перейти на соответствующие страницы исполнителя в фейсбуке, в твиттере или на канал ютьюб, пригласить к просмотру своих друзей.

- Эффект присутствия. Возможность для онлайн-зрителей виртуально присутствовать "здесь и сейчас", смотреть концерт на мобильных устройствах.

Кибершоу: почему "нет"

- Денег это не приносит. Исполнителям сложно заработать, если это не трансляция большого концерта. К тому же, сам сбор денег может оказаться довольно трудоемким занятием: далеко не на всех сайтах, предоставляющих услуги онлайн-трансляций, имеется функция продажи виртуальных билетов или подписки зрителей за плату и отчислений музыкантам, поэтому будьте готовы выступать бесплатно. Но и на тех сайтах, где есть возможность заработать, нужно учитывать неплатёжеспособность российской интернет-аудитории, неразвитость платёжных систем и нежелание платить за виртуальные развлечения.

- Вы начинаете платить за сервис, не начав на нем зарабатывать. Для будущей трансляции на большинстве сайтов придётся заранее оформить подписку, хотя она вполне приемлемая – около $5-10 в месяц.

- Мало русскоязычных сервисов. Англоязычный интерфейс сайтов потребует некоторого времени, чтобы с ним разобраться. Это может отпугнуть публику, не владеющую английским, либо тех зрителей, кому просто лень в этом копаться.

- Сайты трансляций запрашивают личные данные зрителей. Необходимость для пользователя пройти регистрацию на сайте, на котором предполагается онлайн трансляция. Кто-то не захочет лишний раз представлять адрес своей электронной почты, кому-то не хочется заполнять англоязычные формы. И в том, и в другом случае зрителя вы потеряете.

- Сложности с обратной связью. В отличие от обычного концерта в случае кибершоу исполнитель не может моментально оценить реакцию виртуальной аудитории. Некоторые сервисы предоставляют зрителям возможность обсуждения (чата) в режиме реального времени, но вряд ли исполнитель сможет сразу отвечать на вопросы, реагировать на реплики "из зала" и т. д. Можно для этого использовать ассистента, находящегося рядом и транслирующего в чат ваши ответы и ссылку на ваш сайт, но и это не будет заменой полноценного живого общения с публикой.

- В Петропавловске-Камчатском - полночь. Для максимального охвата аудитории необходимо учитывать разницу в часовых поясах. Бóльшая часть русскоязычной интернет-аудитории сосредоточена в европейской части России и ориентируется по московскому времени, исполнителям из Сибири и с Дальнего Востока нужно учитывать этот факт -- конечно, если вы не вещаете исключительно на местных фанатов, но они и так наверняка знакомы с вашим творчеством. Ещё сложнее обстоит дело с вещанием на англоязычную аудиторию, которая и составляет основную часть посетителей подобных сайтов: если вы рассчитываете на вечернюю аудиторию в США, то выступать следует утром или днём.

- Конкуренция со стороны других исполнителей, выступающих в это же время. Учтите: одновременно на одном сайте проходят десятки выступлений музыкантов со всего мира. Насколько вы конкурентоспособны по сравнению с ними?

- Техника подводит. Как на любом концерте, невозможно застраховаться от ошибок и сбоев аппаратуры. По независящим от исполнителя причинам онлайн-трансляция может вдруг сорваться: к возможным проблемам с вашим звуковым оборудованием добавляются возможные проблемы интернет-сервера, выполняющего трансляцию.

- Они уходят. Это самая болезненная проблема: на кибершоу сложно удержать публику. Если люди пришли на ваш клубный концерт, то с большой долей вероятности они останутся в зале до конца, даже если что-то им не понравится. Но для зрителей онлайн шоу всегда есть много соблазнов отвлечься, переключить своё внимание на что-то более интересное.

Кибершоу: инструкции

Итак, вы решили попробовать организовать собственное кибершоу. Как и для любого концерта, вам понадобится музыкальное оборудование. Если вы регулярно репетируете, выступаете или занимаетесь в домашней студии звукозаписи, этот вопрос можно считать решённым. Еще понадобится компьютер с выходом в Интернет и аудиоинтерфейс (звуковая карта). Не лишним будет и микшерный пульт для коммутации инструментов, микрофонов и обработок - особенно если в вашей аудиокарте нет достаточного количества необходимых входов-выходов. Конечно, можно использовать микрофон веб-камеры, но качество звука с него будет ниже всякой критики, а ваша публика растворится в виртуальном пространстве через несколько минут после начала концерта.

После того, как вы подключили инструменты-микрофоны, отстроили баланс, следующий шаг – донести звук и картинку до интернет-аудитории. Это не сложно. Не труднее, чем организовать вещание с веб-камеры. Вам понадобится:
- веб-камера, соединённая с вашим компьютером. Некоторые сервисы позволяют использовать более одной веб-камеры, но в этом случае резко повышается вероятность технических сбоев во время трансляции. Всё, что требуется от вас – это разобраться с интерфейсом сайта и подключить к компьютеру через звуковую карту своё оборудование.

Платформы, сервисы и антураж

Многие платформы для проведения кибершоу работаю в режиме "прямого подключения". на одном из самых популярных сервисов - NuMuBu - нужно заранее зарегистрироваться, создать профиль и активировать его по кнопке ссылке "go live now" ("начать живую трансляцию немедленно"). После этого сервис автоматически захватывает звук и картинку с вашего компьютера. Сервис спросит вас, разрешаете ли вы трансляцию - ответьте "allow". Затем на экране вы должны увидеть картинку со своей веб-камеры. По умолчанию сайт захватывает сигнал с микрофона веб-камеры, но нам этого не нужно. Кликните по маленькой иконке с изображением микрофона: она должна всплывать в окне в верхней части экрана. Далее нужно выбрать источник аудиосигнала из предложенного раскрывающегося списка.
Всё готово, можно начинать концерт. На сайте NuMuBu свидетельством живого выступления является зелёная кнопка "live broadcast" на профиле вашей страницы. Каждый пользователь, кликнувший по ней, автоматически направляется на трансляцию вашего концерта.

Такие сервисы, как http://butt.sourceforge.net, предлагают установить на компьютер специальный софт (butt) – подобным образом организуется вещание интернет-радиостанций, где вашему вещанию присваивается индивидуальный веб-адрес, а вы получаете номер порта и создаёте пароль. Доступ к настройкам производится через меню Settings. Такой софт часто позволяет организовать трансляцию в реальном времени не только в аудио-, но и видеоформате.

Некоторые сервисы взимают с музыкантов ежемесячную плату (5-10 долларов), но взамен вам доступны и другие услуги – например, возможность запустить интернет- радиостанцию. Для организации вещания нужно зайти в меню Settings (настройки) и указать свой адрес, номер порта и пароль. Затем нажать красную кнопку Stream – и вы в эфире.

Оформление выступления

Продумайте заранее: что зритель увидит на своём мониторе? На каком фоне вы будете выступать? Нужен ли задник с логотипом вашей команды и/или со ссылкой на ваш сайт? Понадобится ли дополнительный свет? Если да – какой и сколько? В какую точку лучше поставить веб-камеру? Во что вы будете одеты? Нужен ли макияж? Если вы используете часть заранее записанных треков – нужно ли предупредить об этом аудиторию? Если вы этого не сделаете – как отреагируют зрители, услышав на вашем концерте симфонический оркестр, но не видя его на своём мониторе?

Как на любом концерте, вам не помешает саундчек. Крайне важно начать выступление в точно назначенное время: если на обычном концерте публика не уйдёт дальше бара и санузла, то виртуальные зрители не будут ждать больше нескольких минут, а если они разбредутся по интернету, то обратно вы их уже не соберёте ни за какие конфеты. Хорошо, если вы транслируете онлайн свой клубный концерт и можете тянуть время, рассказывая со сцены байки-анекдоты, но и в этом случае человек за компьютером дома заскучает и отвлечётся гораздо быстрее, чем публика в зале.

Во время выступления исполнителю полезно иметь монитор, на котором в режиме реального времени видеть то, что транслируется онлайн. Имейте ввиду, что картинка и звук могут отставать по времени от реальности из-за прохождения сигнала по линиям связи.

Грузить или не грузить? - вот в чем вопрос

Какой сервис выбрать – с загрузкой дополнительного софта или без этой услуги? Рассмотрим плюсы-минусы.

Сервисы без загрузки программного обеспечения

Плюсы:
- Простота использования.
- Лёгкость для пользователей.
- Возможность использования чата в реальном времени.
- Возможность давать ссылки на сайт исполнителя и анонсировать концерты.

Минусы:

- Нет возможности заработать на онлайн-трансляции.
- Большая конкуренция со стороны многих групп, выступающих на сайте одновременно с вами.

Сервисы с загрузкой программного обеспечения.

Плюсы:
- Огромный размер аудитории.
- Многие сервисы платят своим «раскрученным» группам, частые выступления увеличивают аудиторию сайта и повышают доход музыкантов.
- Возможность создать на одной платформе собственное радио, телевидение и пресс-клуб.
- Отсутствие или крайне низкая оплата за пользование сервером.

Минусы:
- Необходимо потратить больше времени на знакомство с сайтом.
- Сложность интерфейса отпугивает аудиторию.
- Трансляция недорогая, но всё же стоит денег.
- Нередко во время трансляции по техническим причинам по вине сайта происходит прекращение передачи аудио-видео.

Какой сервис выбрать? Основные сервисы, предоставляющие услуги трансляции видео в режиме реального времени – NuMuBu, Stageit, Livestream и Ustream.

NuMuBu
Лёгок в использовании. Низкая задержка времени передачи сигнала. Достойное качество картинки и звука. Возможность организации коммьюнити музыкантов и исполнителей. Возможность мгновенной связи с социальными сетями. Не до конца продуман интерфейс и вид главной страницы.

Stageit. Высокое качество сигнала. Дружелюбный интерфейс, легко просмотреть все анонсированные на текущий день концерты. Возможность музыкантам заработать на трансляции концертов -- с пользователей взымается плата, из которой 33% забирает сайт. Сложность при использовании более одной вебкамеры. Нет связи с социальными сетями.

Ustream. Не обнаружено проблем с использованием нескольких веб-камер. Доступный интерфейс. Возможность сохранять в архивах видеозапись выступления. Пользователям нет необходимости заранее покупать «билеты». Не платит музыкантам. Не поддерживает связь с социальными сетями.

Livestream. Удобно просмотреть анонсы предстоящих концертов. Прост в использовании музыкантами и зрителями. Не требует от пользователей заранее "покупать билеты". Если зритель отказывается от показа рекламы на вашей станице, то качество картинки и звука будет хуже, чем с рекламой. Не платит музыкантам. Бесплатный просмотр концертов ограничен пятьюдесятью концертами с пониженным качеством картинки и звука. Не связан с социальными сетями. Бесплатный аккаунт позволяет музыкантам хранить архивную запись своего выступления лишь ограниченный период времени.

Не забудьте о публике!

Как только вы подготовились, зарегистрировались на нужном сайте, определились с датой и временем трансляции концерта, необходимо заняться рекламой. Достаточно начать продвижение за неделю до предстоящего выступления, чтобы собрать нужную аудиторию. На самих порталах-ретрансляторах анонс вашего концерта появляется за час-два до заявленного вами начала. Там же можно организовывать свои сообщества-группы и вступать в уже существующие с вашей целевой аудиторией, как в любой социальной сети, в этих группах можно и нужно анонсировать свой концерт.
Но нелишне будет побеспокоиться о других каналах продвижения. Используйте свою группу в соцсетях, создайте мероприятие и пригласите на него друзей и фанатов. Наконец, закажите анонс на Звуках. Все это поможет вам набрать аудиторию для будущего выступления.

Кибершоу разрушают границы между музыкантами и слушателями. Вас будут видеть и слышать такими, каковы вы есть на самом деле: если вы не попадаете в ноты, то вы не спрячетесь за фонограмму, "автотьюны" и "улучшайзеры". Аудитория на этом же сайте моментально найдёт тех, кто попадает в ноты. Помните: у вас только один шанс произвести впечатление.

Не исключено, что скоро можно будет организовать трансляции концертов в режиме реального времени с помощью сотового телефона из-под воды и из космоса. А пока - запланируйте себе увлекательное мировое турне!

13.08.2014, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Музыкальная карьера - свежие публикации: