Кто: Эйзекиль Эдесуйи (Azekel Adesuyi, вокал, музыка)
Откуда: Лондон Великобритания
Лейбл: не подписан
Один мой приятель часто повторяет, что «черная» музыка всегда была и будет круче «белой». Вне зависимости от эпохи, жанра, требований индустрии, темнокожий исполнитель будет делать свое дело лучше, чем его бледнолицый брат. Просто потому, что так определено природой. И хотя я, со своей стороны, стараюсь не проводить в музыке ни национальных, ни географических границ, мне все-таки кажется, что в этих словах кроется приличная доля истины. Вот есть, например, Джеймс Блейк (James Blake), который, так уж сложилось, считается лицом модного британского соула. К нему можно относиться по-разному – на вкус и цвет, как говорится, – но нельзя отрицать того, что он хорошо поет и год за годом пишет хитовые песни. А есть молодой лондонский музыкант Azekel. И вроде тот же город, тот же соул, та же стилистика, но разница все равно – колоссальная.
Об Эйзекиле Эдесуйи пока известно немного: ему 25 лет, и он сам себе продюсер. Вот, в общем-то, и все. Копошится в студии, толком еще ни разу не выступал, в связях с важными артистами не замечен, разве что успел стать любимчиком группы Bastille, которая ненавязчиво, по-приятельски продвигает его с помощью своих официальных аккаунтов в соцсетях. Но это так, мелочи. Гораздо интереснее тот факт, что обложка дебютного EP Azekel “Circa” (2013) дублирует обложку программного альбома Отиса Реддинга «Otis Blue: Otis Redding Sings Soul», выпущенного еще в середине шестидесятых годов прошлого века. И вот черт его разберет, чем такую дерзость объяснить: то ли желанием отдать дань уважения кумиру, то ли непомерными амбициями.
Во всяком случае, я не могу сказать, что эти две пластинки созвучны: соул Реддинга явно тяготеет к блюзовой традиции, соул Эйзекиля на “Circa” – довольно попсовый. Красивый, старательный, но не слишком выразительный. Строго говоря, первая по-настоящему достойная внимания песня Azekel появилась только пару недель назад. Называется она “New Romance”, и с нее-то почти наверняка начнется восхождение музыканта на вершины чартов. “New Romance” – восхитительная, воздушная соул-баллада, с завораживающим рваным ритмом, густыми басами и бархатным вокалом, который порхает по нотам как бабочка. В качестве дополнения – минималистичное черно-белое видео, снятое с безупречным вкусом. Без выпендрежа и претензий, но с множеством интересных деталей вроде психоделического паттерна на крутящейся пластинке. Кстати, когда этот самый паттерн появляется в кадре, сквозь мелодию прорывается неясный гул голосов, напоминающий о вступлении к визитной карточке MGMT «Kids». Возможно, я до сих пор нахожусь под впечатлением от сета MGMT на «Пикнике Афиши» и ищу совпадения там, где их на самом деле нет, но если Azekel сознательно провел эту параллель, снимаю перед ним шляпу еще раз.
Вместе с тем, даже учитывая многочисленные личные достоинства Azekel, было бы глупо утверждать, будто он категорически оригинален и ни на кого не похож. Похож – и очень. На Джеймса Блейка. На “New Romance” явно лежит отпечаток “Limit To Your Love” и еще полдюжины блейковских композиций. И подобный отпечаток, пусть и менее отчетливый, присутствует в работах практически любого британского соул-певца: от раннего Сэма Смита (Sam Smith) до позднего Джейми Вуна (Jamie Woon). Блейк смешал классику (соул-вокал) и современность (электронику) в идеальных пропорциях и, таким образом, создал сильную тенденцию. Поэтому откровенный парафраз музыки Блейка в записях иных исполнителей не раздражает и не возмущает: они не эпигонят, а просто как кирпичики укладываются в существующую парадигму.
Другое дело, что конкретно Azekel заметно превосходит Блейка в свободе обращения с материалом. За каждой песней Блейка стоит мысль, труд. Во время концертов его пальцы не бегло скользят по клавишам, а как будто каждый раз заново сочиняют уже многократно игранные треки. Azekel противопоставляет этому напряжению естественность, легкость, чистоту. Даже в записи он как будто импровизирует. Он не тащит из себя музыку: она сама льется из него. Не он управляет голосом, а голос – им. Блейк – отличник в школе соула. Возможно, лучший ученик в своем выпуске. Но в качестве учителей в эту школу спустя годы возьмут не его, не Сэма Смита, не Джейми Вуна, а исполнителей из разряда Azekel, которые не пишут музыку, а являются ее живым воплощением.
Почитать: http://www.azekel.com
Купить: EP “Circa” (2013)
Услышать живьем: Даты ближайших выступлений не анонсированы.
Похожие исполнители: James Blake, Frank Ocean, Solange
Мнение: «Azekel сталкивает старое с новым – и в этом его главная фишка, несмотря на то, что такой прием вообще чрезвычайно популярен среди молодых британских джентльменов». The Guardian
Oliver JACKSON (1933)
John TCHICAI (1936)
Jacques DUTRONC (1943)
Steve KHAN (1947)
Willie COLСN (1950)
Chuck LEAVELL (1952)
Jimmy BARNES (1956)
Roland GIFT (1961)