Игорь РАСТЕРЯЕВ  "Те, кто сослали Бродского, выгнали Довлатова, запрещали Бунина, были похожи на Мизулину"

Игорь Растеряев о запрете мата, разнице между городом и деревней и жизни артиста в эпоху ютюба.

В канун своего московского концерта Игорь Растеряев рассуждает о новой волне морализаторства, разнице между городом и деревней и жизни артиста в эпоху ютюба.

Звуки: Благодаря песням многие воспринимают Игоря Растеряева как своеобразного проводника между деревенской и городской средой и наоборот, и их честность вдохновляет слушателей на вопросы в духе "а напишите песню про [нечто]" и "как поднять Родину с колен?" Как вы относитесь к такой роли, как воспринимаете такой слушательский отклик?
Игорь: Вот тут один дружище меня преследует - требует написать песню про кузнеца. Я уж ему объяснял-объяснял, что я на заданную тему песен писать не умею - надо, чтоб от музыки все началось и покатилось через душу - все равно не понимает. Даже обижается слегка. Я сам себя в проводники и проповедники не назначал - и если кто-то меня кем- то и считает, так это его личное восприятие. Я просто несколько песен написал, о том, что сам лично видел и сам лично пережил. Вот и все мои достижения.

Звуки: Что может объединить жителей города и деревни? Выступить теми самыми предполагаемыми "духовными скрепами", некоей объединяющей национальной идеей?
Игорь: А у меня встречный вопрос - а зачем их объединять? Они и так давным-давно объединены дальше некуда. Коров с каждым годом все меньше - все идут и в магазинах покупают, с мясом та же самая тенденция. Информация идет одинаково - спасибо интернету и спутниковым тарелкам. Деревни превращаются либо в дачные поселки, либо просто вымирают зачастую. Так что объединять их не нужно. Город - это город, деревня - это деревня. Тогда и скрепы не расшатаются - все органично будет.

Звуки: Как ты относишься к морализаторской борьбе, насаждаемой законодательно, в лице депутатов Милонова, Мизулиной и прочих, или инициативами безымянных "православных активистов". Из-за них, например отменяются концерты "богохульных" западных исполнителей - как вот нашумевшая история про Мэрилина Мэнсона в Новосибирске.
Игорь: Как поет Юрий Шевчук - "Жизнь как всегда на месте". Есть люди, которые призваны творить, и есть люди которые созданы для того, чтобы ставить палки в колеса. Я не про Мэнсона сейчас говорю, а вообще. Это было во все времена. При этом допускаю, что и те, кто ставил палки в колеса нашим классикам, были вполне себе душевными людьми. Те, кто сослали Бродского, выгнали из страны Довлатова, запрещали Бунина, Пушкина, Булгакова, наверное не были похожи на зверей, а, скорее на Мизулину с ее компанией - то есть на людей высоких моральных и гражданских качеств. И действовали исключительно с благих целях - боролись с тунеядством, пресекали вредные ненужные идеи во имя сохранения самого святого на земле - самодержавия там, или СССР - смотря по времени. Сейчас вот они закон про мат придумали. Ну что тут сказать? Читал недавно интервью с самым главным нашим психиатром - даже он говорит что большинство преступлений совершают люди внешне вменяемые. Замахнуться на русский язык, всерьез дать себе полномочия определять, что и где говорить таким же носителям этого языка, как они сами - для меня это верх ханжества и безумия. Сам я, кстати, на концертах мат не использую. Но считаю что это важнейшая часть нашего языка, и отношусь к ней уважительно. Потому что это очень точный индикатор искренности и настоящести - мало кто умеет им пользоваться на самом деле в тех же спектаклях - иной раз лучше б и правда не использовали его. Но лишать художника из за этого краски, изымать ее из палитры.... Они что, правда думают, что 140 миллионов населения сами не разберутся что им слушать и что смотреть? Народ у нас вдумчивый и умный, я по всей стране проехал, имею представление - если мат ради мата - он и сам не будет это воспринимать, и детей от этого оградит, а если там дело не в мате, а какой-то светлой идее, которая через этот мат просачивается - то он это оценит и только во благо будет.

Звуки: Первая твоя пластинка состояла из собственных композиций, вторая - из "песен Дяди Васи Мохова", какая работа будет следующей? Возможно, пластинка казачьих песен? И есть ли вообще смысл продолжать выпускать студийные пластинки, тем более, артисту, который прославился через YouTube?
Игорь: Как только песня пишется, мы с Лехой ее снимаем и на Ютуб - так что при таком подходе вряд ли накопится много нового материала сразу на новую пластинку. Все постепенно идет. Но, наверное, выпущу все-таки, если песен хотя бы около десятка наберется, которых не было в "Звонаре". А казачьих песен записывать не буду, нет смысла, этого и без меня хватает.

Звуки: Как уроженец Петербурга, чувствующий связь с российской глубинкой, как ты относишься к Москве, которую и в регионах и в Петербурге немало людей недолюбливает?
Игорь: Лично я от Москвы видел только хорошее, и первый концерт у меня тут состоялся, и друг Леха тут живет. Я тут частенько бываю - и когда в Раковку еду проездом, и по работе тоже. Другое дело что для меня слишком большой город Москва. Я бы тут вряд ли прижиться смог. В Питере и в Глинище я дома. А между ними, в Москве, в надежных гостях.

Звуки: Следишь ли ты вообще за какими-то тенденциями или именами?
Игорь: Не особенно. Точнее, совсем не слежу. Сейчас даже ушел с вконтакта - уже почти месяц держусь. Магнитолы в машине нет. Телек не смотрю, если только случайно. Так что, по большому счету, варюсь в собственном соку. Как, впрочем, всегда и раньше было.

Игорь Растеряев
Москва, клуб "16 тонн"
4 июля 21:00

30.06.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

Игорь РАСТЕРЯЕВ - свежие публикации:

Сайт: www.rasteriaev.ru

Игорь РАСТЕРЯЕВ

Дата рождения:

10 августа 1980