В Москву возвращаются Foals, одна из лучших концертных групп Британии, чей прошлогодний сет наверняка запомнился многим посетителям Парка Горького. Звуки позвонили гитаристу Джимми Смиту (Jimmy Smith) и выяснили у него, как избежать "синдрома красной лампочки" во время записи альбома, как работает закон, запрещающий курение в общественных местах, и кто худшая группа на Земле.
Звуки: В прошлом году вы были в Москве в составе целого британского посольства [вместе с Джесси Уэйр, Arctic Monkeys, Savages и Hurts]. Возможность тусоваться со своими соотечественниками - хороший бонус для вас? Особенно, когда вы на фестивале где-нибудь далеко от дома, в чужой языковой среде.
Джимми Смит: Иногда да. Но это касается не только англичан, мы любим пообщаться и с музыкантами из других стран, особенно американцами. Часто случаются целые фестивальные туры, когда одни и те же группы ездят вместе, с одного фестиваля на другой, и это совсем не плохо.
Звуки: Но наверняка же попадаются и неприятные соседи.
Джимми: Худшими как раз были наши соотечественники - Sex Pistols. Это было в Испании [на фестивале Summercase в 2008 году], там они устроили потасовку с Bloc Party, повздорили с нами, с Mogwai и еще несколькими группами. Чудовищные люди.
Звуки: А всплески тоски по дому с вами случаются?
Джимми: Да, конечно. Обычно в Америке, потому что там получаются действительно длинные гастроли. Особенно где-нибудь в середине тура по Америке сильно накатывает тоска по дому, там очень легко почувствовать себя потерянным.
Звуки: Как концертный состав вы сейчас зависли где-то посередине: еще не считаетесь универсальными хедлайнерами, но уже в числе тех, кого рекомендуют обязательно посмотреть и кому регулярно выдают премии Best Live Act. В идеальном мире вы сами между какими двумя группами выступали бы?
Джимми: Хороший вопрос! (смеется) Дайте подумать... хедлайнерами вечера, наверное, я бы поставил Radiohead. До них шли бы мы, а до нас - The Black Lips. Одна из моих любимых групп.
Звуки: Вы курите?
Джимми: Курю.
Звуки: Тут вот какое дело. У нас с июня начал действовать закон, запрещающий курение во многих общественных местах. В Британии похожий запрет действует уже много лет. По вашим ощущением, это работает?
Джимми: Да, он действительно работает. Если ты куришь в пабе и туда нагрянет проверка, то паб может лишиться лицензии. Если тебя поймают за курением на работе - можешь остаться без работы. А поймать проще простого, потому что запах остается. Как курильщик я, в общем, не против, потому что иногда в общественных местах бывает сильно накурено, и мне немного жаль некурящих. Но порой получается глупо, например, зимой, когда половина паба встает и уходит, чтобы выкурить по сигарете. Из-за этого страдает коммуникация между людьми. Но главное, чтобы люди уважали друг друга, не нужно наезжать на человека только потому, что он курит.
Звуки: Вы учились в той же школе в Оксфорде, куда до вас ходили Radiohead. Там сложился какой-нибудь местный культ группы?
Джимми: Это вряд ли. Radiohead никогда не скрывали, что ненавидят свою школу и ее директора. Кажется, Колин Гринвуд (Colin Greenwood) потом сыграл там несколько концертов с оркестром, но он ходил в местную музыкальную школу, а она правда очень хорошая. А так - нет, не похоже, что школа Эбиндгон повесит у себя табличку в память о группе (смеется).
Звуки: Когда вы только начинали записываться, вас сразу записали в новую волну пост-панка. С Talking Heads, помню, сравнивали. Конечно, это должно было льстить, но сколько правды было в этих сравнениях? Для вас действительно был важен пост-панк или это просто модный ярлык был?
Джимми: Просто ярлык, но довольно удачный ярлык, как хорошая карта для начинающей группы. Когда мы записывали первый альбом, Talking Heads никакого значения для меня не имели. Я их начал слушать уже после того, как нас с ними стали сравнивать.
Звуки: По-моему, получилось смешно, потому что когда вы выпустили "Inhaler", никаких Talking Heads уже не было, а были Rage Against The Machine. Вы старались как-то переформатировать себя, когда писали "Holy Fire"?
Джимми: Не то чтобы очень старались изобрести себя заново. Просто нас в группе пятеро, и у каждого множество своих интересов, мы все слушаем разную музыку. Что-то накапливается годами. Например, тяжелую музыку мы всегда любили, и в какой-то момент решили: "А ну его нахрен, давайте просто сделаем это". Но это скорее подсознательное, специально мы ничего не планировали.
Звуки: А это правда, что Флад (Flood) и Алан Маулдер (Alan Moulder) втихую записывали ваши репетиции, чтобы получить более сырой звук для альбома?
Джимми: Нет, это были не репетиции. Нормальная студийная запись, просто они никогда не выключали запись, красная лампочка все время горела. Хороший способ, на самом деле. Они говорили нам: "Давайте еще один прогон сделаем перед тем, как записываться", а в итоге этот как бы черновой дубль шел в финальный микс. У групп порой вырабатывается "синдром красного света" в студии: видишь, как загорается лампочка, и начинаешь думать о том, как бы не напороть. "Ох, это же на альбом пойдет". Из-за этого теряется нужный настрой. А когда ты не знаешь, что тебя записывают, ты играешь абсолютно естественно.
Звуки: Вы недавно отыграли на Primavera Sound. Для меня это такие ежегодные врата в фестивальное лето. Из тех, кого вы там видели, кого порекомендуете послушать живьем?
Джимми: Играть на Примавере - дополнительный стресс, потому что там выступает столько хороших групп. Мы успели посмотреть Darkside, там играет Николас Хаар (Nicolas Jaar) и другой парень на гитаре, не помню его имя.
Звуки: Дейв Харрингтон (Dave Harrington).
Джимми: Да-да. Они были отличные. Наши друзья из Jaguar Ma хорошо отыграли. Arcade Fire, понятно, были потрясающие. Еще Shellac понравились.
Foals
Москва, Stadium Live
11 июня
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)